Юмор
Остроумию нельзя научить,
шутку — растолковать,
юмор — исследовать.
А. Генис
*
Нет для меня более скучной и занудной книги, чем «Проблемы комизма и смеха» Владимира Проппа [1]. Одно название чего стоит. Представьте себе книгу о вкусной и здоровой пище, написанную так, что после нескольких страниц вас начинает тошнить, и вы даете себе слово никогда в жизни больше не есть и не пить. Вот такое впечатление оставляет эта книга о самом жизнеутверждающем, что есть в нашей жизни – о юморе.
Владимир Яковлевич, несомненно, профессионал, но так же несомненно левополушарник (левое полушарие головного мозга доминирует), что предполагает, во-1-х, методичность и скрупулезность (этого навалом), а, во-2-х, упорное игнорирование наличия леса за отдельными деревьями. Увлекшись подробнейшим описанием различных литературных приемов созидания смешного, В.Я. упустил главное – психологическую функцию юмора, его цель и смысл.
Смеются человекообразные обезьяны. В тех же самых случаях, в каких смеются дети и так называемый «простой народ». Когда на арене, экране, в жизни или в воображении происходит некое, желательно, внезапное событие, влекущее за собой угрозу жизни, здоровью, имуществу, чести и достоинству героям эпизода. И когда эти герои нам – никто, и желательно далеко-далеко (far, far away…) во времени и в пространстве. У детей, обезьян и «простого народа» все более грубо и вещественно, у «интеллектуалов» - более тонко и духовно, но суть одна и та же.
Мы все человеки, и все чего-то боимся.
Некоторые страхи инстинктивны. Мы боимся смерти, боли, неожиданного, внезапного наступления событий. Пусть даже это события потом окажутся радостными. Попытка устроить «сюрприз» маленькому ребенку часто заканчивается диким ревом к вящему недоумению неопытных родителей. Неожиданность – значит, не все под контролем, что-то не удалось просчитать, предвидеть, опасность, опасность!!! Мы боимся высоты, змей и пауков, глубокой воды, агрессивного большого мальчишки из соседнего двора. Как смешон герой, который не может даже залезть на стремянку, не умеет плавать, не может дать в морду страшному амбалу! Мы животные стадные, инстинкт белой вороны заставляет нас бояться быть из ряда вон выходящими. Калеками, дураками, слишком высокими или низкими, слишком худыми или толстыми, непривлекательными, странными. Мы, слава те господи, нормальные. А уроды – они смешные.
Некоторые страхи порождены цивилизацией. Разбитая дорогая машина, сгоревший или попорченный дом – кинематограф самой богатой страны в мире часто пользуется такими приемами. Как отрадно, что это произошло не с нами и не с нашими близкими, а с несуществующими героями фильма! (В нищих странах это не катит – слишком высока цена вещей. Если на новую машину нужно зарабатывать месяц – разбить ее на экране смешно. Если всю жизнь – это уже не комедия.) Мы боимся микробов – теперь мы о них много знаем! - боимся грязи и чужого кашля. Боимся радиации и бытовой химии. Боимся телевизора – говорят, там есть 25-й кадр и власть имущие плохиши нас всех зомбируют, как хотят.
Аркадий Райкин (теперь мы знаем, что это был Михаил Жванецкий) говорил, что смеяться надо тогда, когда впору плакать. Назначение, цель, смысл смеха – защитить нас от страхов. Юмор, шутка – выражение жизненной силы, если они родились на свет – значит, в данном конкретном случае победил человек. Если родились только плач и нытье – значит, победил страх.
Юмор – порождение правого полушария головного мозга. Правополушарники креативны, у них богатое воображение, образное мышление и т.п. В комплекте идет депрессия, тревожность, нейротизм, страхи, фобии. То есть настоятельная потребность бороться со страхами. Общеизвестно, что многие юмористы, Зощенко, например, в жизни были людьми мрачными. Им хватало таланта защищать от страхов нас с вами, но ничего не оставалось на собственную жизнь. Вечная им благодарность и уважение!
А мир спасет не красота.
Мир спасет смех.
*
[1] Владимир Яковлевич Пропп. Проблемы комизма и смеха. Ритуальный смех в фольклоре (по поводу сказки о Несмеяне). (Собрание трудов В. Я. Проппа.) Научная редакция, комментарии Ю. С. Рассказова.— Издательство "Лабиринт", М., 1999. — 288 с. 2 издания в "Алетейе" (2-е - 1997 год).
Свидетельство о публикации №112022603558