К какому этносу?
Честно скажу:меня не гложет национальная проблема. Отчего? Не ощущаю! Как – то не относят меня к лицам «коренной» национальности и не гнетет меня сие…. Меня по-разному «определяли»: на Кавказе – к «хохлушкам» - кое-что видимо есть,в Беларуси к русским,у коми – к «роч»,в Инете к «коММи» - мне нравится…,это благозвучнее уродливого коверканья "комяк"... Я уважаю все "бывшесоюзные" национальности и поэтому мне везде комфортно... Вначале своего заезда «по этапу» в Усть-Куломский район языком не владела, но когда стали возникать проблемы с выяснением отношений – выучила, чтобы ответно парировать на всевозможные «вызовы».Язык коми усвоила хорошо, но не пишу и не читаю на нем....Использую в пределах необходимого.
Итак,что имеем на сегодня?
1.Этническая идентичность коми нивелировалась в городском социуме и сохранилась только в местах локального проживания народа – в сельских районах Республики Коми (пример: Усть-Куломский р-н).Диалекты - самые разные.В двух рядом находящихся селах Керчомъя и Усть-Кулом люди говорят по - разному.Это говорит о низкой степени контактов и часто исторической изоляции коми в силу ряда причин:к примеру - Керчомъя - село старообрядческое и еще писатель Засодимский писал про него,предрекая гибель:
"Запах розы все слабей
Запах тленья все сильней..."
Но выжили....Причин много и сейчас не о том...
2.Коми выживают по-разному.Вообще,где-то прочла, что «коми – это дети природы»(по-моему,в журнале "Огонек")…Отчасти это так.
У коми нет теперь охоты – нет хороших лесов и зверя.Лес хищнически уничтожали в советское время "спутники"сел - многочисленные леспромхозы.... У коми нет теперь почти - традиционного занятия сельским хозяйством – нет дотаций на молоко и мясо – все дотации Минсельхоз РК переводит организациям, осуществляющим закупку и переработку продукции; предприниматель не заинтересован поделиться…Население,как индейцев,те же местные коми коммерсанты старательно снабжают «огненной водой» и деградация от «Трои» наступает повально и по по всем фронтам: низкий интеллектуальный потенциал пьющего не способствует воспитанию хорошего подрастающего поколения, заинтересованного в обучении.…Особо подчеркуну: это не про всех представителей коми – но проблема есть и она удручает…
3.Язык. Мой отец не учил меня языку - преднамеренно.Я своих детей его выучить заставила. Это 5 часов дополнительной учебной нагрузки в неделю. Теперь он им «без надобности» - так они говорят…,говорят лучше бы учили русский язык и профильные предметы. Особо подчеркну – мне теперь уже это все равно. Но считаю, язык - это выбор лодки в море Необходимости. Просто декларативно выучить его пытались многие.…И где же результат?
Нашенские коми «филолоХи» сочинили кучу смешных «заменителей»,для выражения этнически утраченных или ранее отсутствующих слов:
Примеры:«лек дук петан рузь» - форточка,в переводе звучит ужасающе нелепо – «дыра для выхода плохого запаха»,те. каждый с «форточкой»,примерно, живет в зловонном помещении…или "уна рОма яштшык" - догадались? - это телевизор(ящик с множеством цветов);а смешнее смешного они перевели «Министерство здравоохранения»-«Дзоньвидзян министерство» - не смейтесь:«дзонь» - диалектное-«девственница», «невинная»,"целый" - дальше сами «докумекаете»…
Сами коми,когда встречаешься с ними в г.Сыктывкар,языка стесняются и переходят на русский.
Вспоминается смешной случай.
Я с детьми у "ЦУМа"встретили только приехавшего в коми кавказца.Он подошел и спрашивает:
- На каком языке вы говорите?
Отвечаю: - На коми!
Он улыбнулся: - Приехал в коми и целый день их ищу:где коми?И никто не говорит так как вы - везде одна русская речь...
Тут же,при разговоре,подошел к нам пожилой мужчина и сказал мне удивительную фразу:
- Дайте я вам пожму руку....
Пока я говорила,сын мой Леха исчез...Я направилась искать.Нашла его ревущим на крыльце "Детского мира" у коми песенного коллектива.Он удивленно ,всхлипывая, мне поведал:
- Мам я слушал коми песню.Захотел спеть с ними и пошел.(Он в детстве был ужасно общителен)Когда я тебя потерял,я заплакал и все спрашивали меня: - Мальчик.Ты потерялся?А я отвечал по-коми,как ты учила: - Я,Алеша Попов,живу в с.Керчомъя...Успокоившись,мой маленький сын сделал первое "открытие": - Мама,они на коми поют,но коми язык не ПОНИМАЮТ!
4.Хорошее дело съезды. Только в реалии съезды уже ничего не решают. Население смешивается с другими представителями этносов республики и все больше склоняется к определению: Я – русский(-ая).Это еще раз подчеркивает самоидентификацию. Принудить в резервациях быть «коми»? Окститесь! Пусть лучше придумают, как дотировать сельскохозяйственные устремления оставшегося в селах народа на уровне Правительства РК – без всякого желания «потрафить» иждивенчеству.
5.Мария Вячеславовна, при всем моем уважении,- идеалистка…
Учитель, конечно, будет «сеять» коми язык и языкознание – но не учитель есть ФАКТОР сохранения языка в дальнейшем – после школы. Учитель теперь, сами знаете КТО в нашем обществе…Или он – стоик,коих - мало.Или равнодушный участник процесса. Чудовищно звучит, но из-за сложностей грамматики коми языка сами коми не желают обучать ребенка языку коми. К примеру: В соседнем с Керчомъей русскоязычном поселке Зимстан дети изучают коми по облегченной трехчасовой программе и получают хорошие отметки, идущие в аттестат. Дети, произнося отдельные дежурные речевые построения и имеют хороший балл,выставляемый в аттестат,что очень,согласитесь,важно. В коми селах дети хорошо им владеют с детства и получают, из-за сложностей в той грамматике, все чаще отметку «удовлетворительно»…Причем они еще и хуже говорят на русском языке, что непременно сказывается на результатах ЕГЭ.
6.Госчиновников из коми – не вижу.Гайзеру – пора уже видеть молодую «поросль» коми у власти.Надо "выращивать"кадры,ибо "кадры решают все".Нынешнего чиновника и судью "насиловать"языком - тоже считаю - не надо.Плохо ли то ,или хорошо,но русский язык коми относительно знают...
Вот пока примерно такие выкладки.Без чиновничьего языка.…Хотя могу и перейти на него.
Свидетельство о публикации №112022602745