Размолвка
Комната. Двое сидят друг против друга
в креслах и ведут беседу.
Первый
Я и человек, и автомат,
пишущий стихи, и соглядатай.
Я на ближних собираю компромат!
Я разведчик тайный и солдАт! Дай
мне взглянуть на человека только раз
и его – всего лишь пять минут! – послушать,
я скажу тебе о том, на что горазд
этот человек…
Второй
Тебя послушать –
так прорОк ты, а не как все мы,
люди заурядные, простые,
что живут от лета до зимы,
радуясь тому, что не простыли
в дни ненастные, что на столе хлеб есть,
что всегда и выпить и поесть
можем, что и дети наши сыты…
Ты смеёшься?.. Вижу, что в усы ты
усмехаешься!..
Первый
Смешно мне!.. Узнаю
самого себя я в том и в этом
человеке, т. е. в каждом, и при этом
прямо говорю: я признаю
то, что я в себе имею свойства
всех их, вместе взятых. Беспокойства
этот вывод никакого мне никак
причинить не может! не дурак!
Ведь в любом из нас, отдельно взятом,
родовые свойства всех людей –
налицо! И сельдь среди сельдей –
просто сельдь!..
(Машет рукой, выставив вперёд
указательный палец.)
Во мне же каждый атом
как бы утверждает: «Я – такой
и в тебе, и в этом человеке,
и в другом: таким я в вАс навеки
и останусь!»
Второй
Не маши рукой
перед носом!.. Вывод твой – дурацкий!
Первый
Этот вывод говорит: любовью братской
мы должны любить друг друга, раз мы все –
люди!.. Человеком Моисей
был и…
Второй
(резко перебивая)
Слушай! если собираешь
компромат на ближних, толковать
о любви не стоит… Ты не знаешь,
что творишь!.. Ты судьбами играешь!
Да! людскими судьбами играть
доводилось королям, вождям и принцам,
даже принцам! Весь двадцатый век
говорит об этом! В книгах рыться
я не стану, ибо знаю!..
(Пальцем показывая на собеседника.)
Человек,
кто ты? соглядатай или враль на
все века?..
Первый
(вздыхая)
О компромате фигурально
выразился я, а смысл таков:
компромат – то зло, что накопило
человечество в течение веков.
Я, как бомж, копаюсь в мусоре…
Второй
(резко)
Дебила
ты напоминаешь мне: Монтень,
Кант в кармане у него всегда; на танцы
ходит, любит с горки покататься
на салазках зимним днём, а на плетень
тень наводит, утверждая, будто ТАцит*
вовсе не историк, что Плутарх**
глуп как пень и что Иосиф Флавий*** –
иудей, примазавшийся к славе
Рима, что историк – Он!.. Плут! ах,
плут какой!
Первый
(резко)
Не лезу ни в Плутархи,
ни во Флавии Иосифы!
Второй
(как бы ничего не слыша)
Плут! Архи-
плут!
Первый
(резко бросая)
А знаешь чтО, пошёл бы ты… к чертям!
(Поднимается и выбегает из комнаты, хлопнув дверью.)
Второй
(как бы очнувшись)
Не сердись!..
(Озирается.)
Помчался очертя
голову!.. Я ничего плохого
не сказал. Быть может то, о чём
я хотел сказать, не смог вложить я в слово?!..
Погоди! дебил-то тут при чём?
Разинув рот и выпучив глаза, он сидит в кресле
и смотрит куда-то в пространство.
КОНЕЦ
25 – 26 февраля 2012
*Тацит, Публий Корнелий (ок. 56 – ок. 117 гг. н. э.) –
древнеримский историк. Его основные труды "История"
и "Анналы".
**Плутарх (ок. 45 – ок. 127 гг. н. э.) – древнегреческий
философ, биограф и моралист. Самое известное его
сочинение "Сравнительные жизнеописания".
***Иосиф Флавий (ок. 37 – ок. 100 гг. н. э.) – еврейский
историк и военачальник. Известный его труд "Иудейская война".
Свидетельство о публикации №112022601838