Большая война - одним файлом

Пляж Омаха утром 6 июня 1944 – две атаки со стороны берега – великое танковое сражение – осада Бастони – танец и прорыв – шесть выстрелов в упор – гуманное отношение к лошадям – двадцать лет до и после – великая победа симулякров – знамя на ветру

============================================

ПЛЯЖ ОМАХА УТРОМ 6 ИЮНЯ 1944

      Все шло не так, как задумано. Море штормило, берег скрывал туман. Десять десантных судов затонуло. Остальные накрывали волны. Приходилось вычерпывать воду касками. Многие страдали от морской болезни.
      Три роты рейнджеров, посланные захватить батарею, сбились с курса и возвращались на катерах вдоль берега под огнем противника, неся большие потери. Батарею они захватили, но позже, и не смогли  вовремя подать сигнал об удачном завершении штурма.
      Незадолго до этого американские бомбардировщики не нашли указанных целей и отбомбились вдалеке от немецких позиций. Укрепления не пострадали, и атакующие попали под плотный огонь пулеметов. Солдаты падали замертво, не успев сделать и трех шагов. А те, кто все-таки добрались до пляжа, не смогли найти там воронок, чтобы укрыться. Воронок не было потому, что самолеты сбросили бомбы далеко от береговой линии.
      Немцы били по десанту из скорострельных пулеметов. Они намного превосходили в огневой мощи американские пулеметы. По рассказам уцелевших, американские пулеметы стучали так: да-да-да-да-да, а немецкие – так: бр-р-р-р-р-р-р-р-р.
Те немногие, кому удалось подобраться к скалам, пытались на них взобраться по веревкам, но немцы обрубали веревки, и солдаты падали на камни, а вдогонку им летели гранаты.
      В этой неразберихе элитный отряд десантников, не получив условленного сигнала от первой группы, отправился ей на помощь. Им удалось подняться на скалы и зайти в тыл немцам.
      Это решило исход сражения.


ДВЕ АТАКИ СО СТОРОНЫ БЕРЕГА

единственная оставшаяся торпеда
врезается в правый борт

корпус «Лузитании» наполняется водой
судно тонет

капитан Швигер опускает перископ
подлодка возвращается в открытое море

три торпеды одна за другой
врезаются в левый борт

«Вильгельм Густлоф» кренится
и медленно тонет

капитан Маринеско опускает перископ
подлодка возвращается в открытое море

––––––––––––––––––––––––––
     Британский пассажирский лайнер «Лузитания» затонул 7 мая 1915 года в результате торпедной атаки немецкой субмарины под командованием капитана Вальтера Швигера (1885 – 1917). Немецкий пассажирский лайнер «Вильгельм Густлоф» был торпедирован советской подлодкой под командованием капитана Александра Маринеско (1913 – 1963) и затонул 30 января 1945 года. Обе атаки велись со стороны берега.


ВЕЛИКОЕ ТАНКОВОЕ СРАЖЕНИЕ

через десять минут начнется
великое танковое сражение
воюющие стороны неизвестны
и место сражения неизвестно
но известно что Discovery World
придерживается расписания
поэтому можно с уверенностью
сказать что великое танковое
сражение начнется ровно в 14:00
и будет повторено вечером
в 19:20


ОСАДА БАСТОНИ

      Великое танковое сражение декабря 1944 года все еще гремит где-то возле Бастони, маленького бельгийского городка, и я вместе с командиром «шермана» Джеком Маршаллом еду в танке по замерзшей дороге. Мы заблудились, ищем своих. На минуту я покидаю танк – иду на кухню, чтобы налить  себе кофе, а в это время одинокий «шерман» выезжает на перекресток, и Джек видит, что в правый бок ему целятся сразу три танка: «тигр» и две «пантеры». Я доливаю сливки, кладу сахар, помешиваю, а «шерман» за эту минуту успевает два раза выстрелить по «тигру», не причинив тому никакого вреда. «Тигр» и «пантеры» не отвечают. Непонятно, почему. «Шерман» благополучно покидает перекресток и движется дальше по узкой сельской дороге. «Просто невероятно, – говорит Джек, когда я возвращаюсь с кофе. – Жаль что ты пропустил такой замечательный эпизод».


ТАНЕЦ И ПРОРЫВ

балет Каролин
Карлссон
на фестивале
современного танца
в Лионе
в исполнении
танцовщика
(шляпа-канотье
и длинное
одеяние
похожее на рясу)
отвлекает
мое внимание
на десять минут
которых хватает танкам
Второго канадского
корпуса чтобы
прорвать
немецкую оборону
в Верьере
возле Кана


ШЕСТЬ ВЫСТРЕЛОВ В УПОР

во время операции «Оверлорд»
в Нормандии
произошел удивительный
случай

канадский «Шерман» занял позицию
позади живой изгороди а через
какое-то время с другой стороны
к изгороди подъехал немецкий «Тигр»
и просунул через нее дуло пушки
едва не коснувшись им
пушки «Шермана»

оба танка успели выстрелить
«Шерман» пять раз а «Тигр» один
все снаряды попали в цель
но оба танка остались на ходу
и откатились в разные
стороны

известно что
«Тигр» со своей 88-мм пушкой
мог поразить «Шерман»
на расстоянии двух километров

пять снарядов «Шермана»
калибра 75-мм выпущенных в упор
это тоже не подарок

но видимо ангелы войны
решили немного
развлечься

а может быть они всего лишь
тестировали бета-версию
новой игры «Битва за Арденны»

–––––––––––––––––––––––
     По сюжету передачи «Великие танковые сражения» на канале Discovery World.


ГУМАННОЕ ОТНОШЕНИЕ К ЛОШАДЯМ

по рассказам солдат участников Первой и Второй
мировой войны не меньше чем вид убитых
и раненых людей их пугал вид убитых и раненых
лошадей

моральный прогресс военного дела заключался
помимо всего прочего (например того что
теперь можно убить разом сотни людей не увидев
ни одного из них) еще и в том что лошади
больше не используются ни в тылу ни на фронте
и не входят в число потерь


ДВАДЦАТЬ ЛЕТ ДО И ПОСЛЕ

когда-то США непрерывно
держали в воздухе
эскадрильи стратегических
бомбардировщиков
с ядерными зарядами
на борту
самолеты летели
по направлению к СССР
а потом поворачивали обратно
это был разгар холодной войны
Карибский кризис
и все такое
середина шестидесятых
двадцать лет
со времени атомных
бомбардировок Японии
и двадцать лет
до начала
«перестройки» в СССР


ВЕЛИКАЯ ПОБЕДА СИМУЛЯКРОВ

они добрались и до танков
теперь это просто мультики
с дизайном компьютерной игры
вот во что превратились
«Великие танковые сражения»
минимум документальных кадров
максимум графики CGI
и все повторяется
одни и те же танки движутся
по одним и тем же дорогам
пересекают одни и те же поля
одинаково маневрируют
одинаково стреляют
одинаково взрываются
иногда вам сообщают
какого числа и какого месяца
произошло это танковое побоище
сколько было танков
с той и другой стороны
а потом снова рисованные машины
катят по рисованным дорогам
стреляют горят взрываются
так же как они стреляли
горели взрывались
в предыдущих сериях
ничего нового
вот к чему свелась
Великая танковая война
вот к чему свелись
решения стратегов
и смерть солдат
лет пять назад передачи
из цикла «Поля сражений»
настраивали на серьезный лад
помогали почувствовать
атмосферу войны
но теперь все это закончилось
настало время военных комиксов
от канадской компании
Breakthrough Films & Television
прорыв совершился
и вы можете
с чистой совестью
не упрекая себя в легкомыслии
смотреть «Город грехов»
«Трансформеров» или «Тинтина»
лучшего все равно уже
не найти

––––––––––––––––––––––
     1. «Великие танковые сражения» («Greatest Tank Battles») – канадский документальный телевизионный сериал. Премьера в Канаде – 4 января 2010. «Поля сражения» («Battlefield») – шотландский документальный телевизионный сериал (1994–2002).
     2. CGI (англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») – спецэффекты в кинематографе, телевидении и симуляторах, созданные при помощи трёхмерной компьютерной графики.
     3. Breakthrough – прорыв (англ.).


ЗНАМЯ НА ВЕТРУ

я скучаю по британскому сериалу
«Поля сражений»
ночью мне снятся танки
бронированные машины движутся колоннами
прячутся в засаде
командиры открыв крышку люка изучают
окрестность в бинокль
стрелки наводят пушки и пулеметы
лязгают гусеницы
гремят моторы
стучат пули
грохочут взрывы
в небе гудят
эскадрильи бомбардировщиков
свистят бомбы
гибнут танки и люди
диктор уверенным баритоном
сообщает о количестве бронетехники
участвовавшей в сражении
о потерях с той и другой стороны
перечисляет сданные и взятые города
называет имена танкистов
и генералов руководивших сражением
этот диктор я сам
это я там воюю
направлю колонны
управляю машиной беру города
отступаю наступаю
получаю награды
погибаю
жизнь на войне исполнена простого
и ясного смысла
и трепещет будто на ветру знамя
то чего не хватает жизни мирной
потому наверное мне и снятся поля сражений
где сражаются не на жизнь а на смерть


Рецензии