Аргументы. Ольга Симитина

На этот раз я пишу комментарии только к оценкам ниже шести, то есть аргументирую (оправдываю) свою строгость. Если участники посчитают, что я занижаю оценки без  видимых причин – очень прошу высказаться, учту в следующих турах. Я не раз говорила на блицевских конкурсах о том, что многие авторы не считают нужным в экспромте соблюдать ритм и размер. Друзья, давайте договоримся: будут ли у нас экспромты судиться, опираясь на принципы силлабо-тонической системы стихосложения или «лишь бы складно»?  Неизменно огорчает пренебрежение к заданным/выбранным (сами же авторами) параметрам стихотворения: авторы перескакивают с женской клаузулы на мужскую, с мужской – на дактилическую и т.д. Я тут слышу иногда, что занудное «считание» слогов не имеет никакого отношения к высокому искусству, и поэзия - не арифметика. Попробовал бы кто-то из фигуристов, например, сказать, что тройной тулуп – это выдрюк, вполне достаточно на коньках держаться. В общем, упрекала я Леонида в первой Дюжине за строгость, а сама, выходит, не далеко от него ушла. Мне нечего сказать в свое оправдание, кроме того, что есть определенные требования к художественному тексту (будь то проза или поэзия), которые придумала не я, и уж тем более не мне их игнорировать.

 1-1.Точка возврата. Наш двор. --- 6

 1-2."Я с трудом донашиваю Зиму" --- 5
В предпоследнем катрене во второй и четвертой строке перескок с мужской клаузулы на женскую – зачем? А просто так на бумагу легло - предполагаю. В первом катрене во второй строке сбой ударения: ё – всегда ударная, это аксиома, тут же читается «поистрепанА»; исходя из ритмического рисунка, в четвертой строке соответственно «Удаляюсь». Если это нюансы неважные, в дальнейшем я не буду обращать на них внимания. «Вот  только  твои  дети, /Как один,  похожи  на  меня….» --- «все, как один» - усечение фразеологизма недопустимо – о чем речь, понятно, но звучит неуклюже.
«Он хороший, знает, но  не  злится…» --- синтаксис: он хороший (почему, значит тире) – знает, но не злится. Кстати, действительно хороший, даже жаль его как-то стало, в отличие от самих героев. «Незнакомой» - слитно. Логическая нестыковка: если никто никому наяву не изменял, то каким образом дети похожими оказались? Мама моя рассказывала, что было такое поверье, мол, если беременная будет на фотку чью-то смотреть, то дите на этого человека похожим родится; ее соседка на Адриано Челентано смотрела регулярно – дочку родила… не красавица в итоге выросла.)))
Много лишнего в повествовании, не дающего читателю ничего ценного по сюжету – водичка (например, весь первый катрен).

 1-3."Ночной разговор" --- 7

 1-4.«Я туда не вернусь» --- 10

 1-5."Возвращение зябликов" --- 6

 1-6 ."Цветочно-звёздное" --- 5
МГТ – куча «бестолковых красивостей», которые лично мне фабулы не раскрыли. Давайте попробуем вместе на примере первого катрена:
Жизнь возвращается – чувствую тишину. --- как это? К ЛГ возвращается жизнь (может после комы или бессознательного состояния – не важно) – ЛГ чувствует тишину: у жизни больше звуков, а их отсутствие скорее пугает, но я допускаю, что не просекла смысл метафоры.
 Капля росы щекотно ползёт в бороздке/ Бархатного и нежного, --- Капля росы ползет в бороздке – это образ вполне считываемый (может о листочке речь), но «щекотно» - это ощущение одушевленного субъекта; далее «бархатного и нежного» - чего? если речь о теле, то бороздка с росой явно из другой оперы.
 лаской плотской /Сглаживая придуманную вину. --- чью вину, кем придуманную, чья ласка? Образы красивые, но бессвязные, безотносительные. Так можно с каждым катреном – ситуация не меняется. «Чьей-то шальной мечтой» - не нужно обособлять.
Последние три строки изумительные, слов нет, так завораживает. Жаль, что предыдущий текст настолько бессюжетен.

 1-7. Беда --- 8

  1-8 С возвращением  ---  4
Я затрудняюсь дать четкое определение жанровой принадлежности этого стихотворения: философский скетч, жизненная исповедь, сюжетная история? По-моему все сразу, что весьма нелепо. «И по сердцу телу ударило током» --- два лишних слога – или сердце, или тело – лишнее, и по смыслу и по оформлению. «Словно ангел я вышел из тела» --- как это? У ангелов вообще есть тело? Не хочу детализировать по всему тексту – бессмысленно.

 2-1."Тяжёлый крест" --- 8

 2-2 ."Секрет моей прелести" --- 8

 2-3."Блондинка" - 7

 2-4."Очарованье тайн" --- 4
Размер пляшет, рифмы банальные, смысл странный --- «Притом прошу, пожалуйста, /Нас мучить перестань, /Ну, просто, хоть из жалости /Очарованьем тайн» --- ??? 
Некоторые речевые обороты ставят меня в тупик: «Тобою  возвращается /Всё на круги своя» --- возвратный глагол оставляет неснятую многозначность: ты возвращаешь или, используя тебя оно само (всё) возвращается? «очарование для мужских сердец» - что-то из области поэтического примитивизма; «счастлив выше крыш» - не представляю такой интенсив счастья. «И тот, кто женщину поймёт, /Не проживёт и дня» --- чёйта? пришибет его это знание штоле?)) Далее: «так говорит народ, /Свод тайн твоих храня» --- это что за народ так говорит, да еще и свод тайн твоих хранящий? Прямо фентази получилось.

 2-5.Ты меня не разгадывай, милый --- 8

 2-6. Ускользающая красота --- 4
Совсем не в тему. Если бы не прекрасные ритм, хорошие рифмы и интересные образы, я бы поставила двойку. Дело в том, что это стихотворение не соответствует заявленной тематике конкурса и даже с эпиграфом никак не соотносится, а жаль…

3-1.Не зарекайся --- 3
Еще одна мозгодрюкалка – о чем это? Что там у героев происходит, даже догадаться сложно.
МАДРИГАЛ, -а; м. [франц. madrigal]
 1. Лит.
 Небольшое лирическое хвалебное стихотворение.
2. Устар.
 Льстивая похвала, комплимент. --- ну как-то совсем к безумствам не применимо.
Много ритмических сбоев:  «смотрИм в упор», «глохнЕт мотор», «свитЫ тела», «пробилА стрела». Опять же, если отслеживать соответствие заданному размеру, а если автору это неважно, то и распыляться на эту тему не стоит. Вопросов к тексту гораздо больше, чем можно выудить из него же ответов. Финальная строка совсем беспомощная, а ведь она должна венчать стихотворение.

3-2.."Между нами было два шага…" --- 9

 3-3.Кругами пробегая --- 7

 3-4.По многогранности бокала --- 6

 3-5. Олигарх --- 3
Внимание: значительно занизила оценку за неуклюжее ролевое распределение слов героев – «Мы вряд ли подойдем с тобой друг другу – /Пузцо, грудь колесом, глаза-тарелки /И сзади две космические грелки» --- может подходить и Блондинке и Олигарху; что это за грелки сзади – мне не представляется ничего вразумительного. «Ну, как им объяснишь – с такой-то рожей /Я, блин, не олигарх! А лишь похожий…» --- у олигархов какие-то особенно классифицированные рожи? Или речь идет о похожести на какого-то конкретного олигарха? А потом, такая невзрачная блондинка, как описал рассказчик, и слесаря бы не соблазнила - какого ж она сунулась к предполагаемому олигарху? – не складывается картинка. И еще: у мужчин не груди, а грудь, хотя в качестве юмористического искажения словоформы вполне годится. Задумка была неплохая, а вот реализация сильно подкачала.

  3-6.Не убирай ладонь --- 8

 3-7.Порочный круг. --- 8

 4-1.Возвращение чуда --- 5
Совсем не зацепило: ни смыслом, ни художественным исполнением. Пафосно, весьма путано, образно перегружено. Посвящения – штука тонкая, с ними нужно обращаться крайне деликатно. Это одна из тех тем, которыми нельзя спекулировать, создавая сквозные, надуманные вещи; на эту тему нужно писать блестяще или никак.

 4-2. Летели белые метели --- 5
Непритязательная альбомная лирика. Особой художественной ценности не представляет. Но написано ровненько и…  довольно заурядно.

 4-3.Жених --- 7

Еще раз обращаюсь с просьбой: обдумайте, анализ какого качества вы от меня ждете? Может быть, мой подход слишком занудный, может, стоит писать только о сюжетной составляющей экспромтов? В общем, чувствую себя виноватой за свои оценки и очень переживаю, что не смогла переключиться на волну участников.
"Критика была бы ужасным орудием для всякого, если бы она сама не подлежала критике". (В.Г.Белинский)
Всегда ваша Симитина.


Рецензии
Ольга, спасибо за комментарии и разбор стихов.
Мой стих 3.1. Теперь ясно, что слово "мадригалы" было роковой ошибкой :-).
Не понятны претензии к ритму. Ему-то как раз я уделила очень много внимания - весь стих разбивала на слоги и в табличке выверяла соответсвие ударных и безударных слогов. Несоответствия я не вижу, и там, где указано на ошибки, ударения падают правильно.
СНО-ва-уп-РЯ-мо-СМОТ-рим-в-у-ПОР—9(10)
МЫ-про-во-ДА-под-ТО-ком.--7
ПЛА-вят-ся-КЛЕМ-мы-ГЛОХ-нет-мо-ТОР--9
ИС-кры-взле-ТА-ют-СКО-пом.--7

СПА-я-ны-ГУ-бы-СВИ-ты-те-ла,--9
ПОЗД-но-ис-КАТЬ-о-ШИБ-ки,--7
ЕС-ли-бро-НЮ-про-БИ-ла-стре-ла,--9
ЗНАТЬ-о-ка-ЗА-лась-ХЛИП-кой.--7

Схема:
А-а-а-А-а-А-а-а-А (9)
А-а-а-А-а-А-а (7)

Возможно, что претензии к тому, что пропущен один безударный слог в середине сроки? Так нельзя? Но такая схема использована во всем стихотворении, и тогда не ясно, почему отсутствуют претензии к остальной части стиха, где ударения падают точно так же.
так

Здесь же попутно задам вопрос: "в-у-пор"- формально три слога, но на слух только два "ву-пор". Как в таких и подобных случаях быть: можно ли допускать такое фонетическое "слияние" слогов?

По содержанию - мне-то предельно ясно, что там происходит у героев. Если со стороны что-то осталось непонятным, то тут уж ничего не поделать, все мы разные, одинаково мыслить не можем. Ну, а слово "мозгодрюкалка" мне кажется не очень тактичным в устах арбитра.
С уважением, Наталья.

Таша Инглези   27.02.2012 04:51     Заявить о нарушении
Спутались мысли, как провода, /--/----/ (а у меня задается дактиль: как прОвода)
Закоротило разум. ---/-/- (это типа пиррихий?)
Не зарекайся: "Я – никогда!", /----/--/
Если не сдался сразу. /--/-/- (схема весьма неупорядочена)

Да, Наталья, ритм в "длинных" строках я действительно не уловила - это очевидно. Но даже в Вашей схеме в этих строках иктов то четыре, то три. А если попробовать оформить катрен в шесть «чеканных» строк?
Снова упрямо /--/-
Смотрим в упор, /--/
Мы провода под током: /--/-/-
Плавятся клеммы, /--/-
Глохнет мотор, /--/
Искры взлетают скопом. /--/-/- (идеально)

Мне кажется, стоит рассмотреть такой вариант. «В/упор» - в любом случае слога два, потому что слогообразующим является гласный звук. По содержанию почти никогда не спорю – тут выбор не велик: либо Вы «не донесли», либо я «не догнала». «Мозгодрюкалка» - это уже слегка «обтактичеснный» «доморощенный» стихирский термин МГТ – мозготрахалка. Надеюсь, это высшая степень бестактности с моей стороны.

Ольга Симитина   27.02.2012 12:20   Заявить о нарушении
Ольга, спасибо за подсказку варианта шестистрочного катрена. Мне такое просто даже в голову не пришло.

Что касается слогообразования, если я правильно поняла, то даже в том случае, если слово, следующее за предлогом начинается не с гласной, предлог все равно как бы присоединится к первому слогу? Например, "в нём" будет рассматриваться как один слог"внём"?

Таша Инглези   27.02.2012 16:55   Заявить о нарушении
Да, Вы правильно поняли. Более того, расставляя ударения, нужно помнить, что есть еще клитики: энклитика – в основном односложные слова или служебные части речи, утрачивающие свое ударение и примыкающие к предыдущему слову, подчиняющиеся его акцентуации (например: почемУ/же, придумАй/-ка, бЕз/вести, пОд/руки); проклитика – безударное слово, примыкающее к следующему за ним слову, имеющему ударение (например: подо/мнОй, по/кАпле, он/ушЕл). Поэтому при составлении слогоударной схемы лучше отталкиваться от понятия «икт» (дословно: подъем, сильное место), нежели от словесных ударений.
А вообще, когда мы пишем, то меньше всего задумываемся о «ямбах и хореях», но я рекомендую все же проверять первый катрен – он задает размер и ритм, а дальше можно писать «на слух».

Ольга Симитина   28.02.2012 07:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.