Не просто так, не просто ТАМ...
лирического героя Александра Тихонова
(ТАМ - Тихонов Александр Михайлович)
в прозаических миниатюрах
http://www.stihi.ru/avtor/aleksprinter
Автор фото: Елена Шабалина,
студентка ФФК ПГПУ.
Спасибо, Леночка!
О поэте или о герое?
Увлекательное занятие – составлять портрет современного поэта по его стихам. Особенно если этот поэт не просто пишет стихи ( не все в наше время считают такое занятие общественно полезным), а ещё и много лет отдаёт свою энергию, знания и опыт молодому поколению, будучи преподавателем факультета физической культуры Пермского Государственного Педагогического Университета ( такое занятие ни у кого сомнений в полезности точно не вызовет). Преподаватель, поэт, спортсмен, турист – в этот список можно добавлять ещё много разных ролей, но вот тут получается серьёзная закавыка: если составлять портрет автора, можно нечаянно его обидеть, не оценив по достоинству какой-нибудь штри-шок характера. Поэтому говорить будем не о преподавателе-поэте А.М.Тихонове, а о лирическом герое пермского поэта Александра Тихонова. Тогда у поэта-преподавателя остаётся хитренькая уловочка для критиков и читателей, чтобы защитить себя от упрёков любого пошиба: «Дык, не я ж это, други мои, это мой лирический герой, ЛГ, растуды его в качель, как говаривал мастер Безенчук…»
Ну, с тем и начнём, не опасаясь упрёков со стороны лирического героя, о нём же, о нём речь, дабы сам поэт Тихонов не рассердился или, того хуже, не впал в состояние самолюбования и самовлюблённости.
«В меру способностей»?
Первый сборник стихов А.Тихонова «Не отрекайся от себя» был издан в 1998 году, второй, «Гримасы энергии», – в 2011 году. Таким образом, между сборниками солидное временное расстояние, лирический герой за это время подрос, возмужал, понабрался-таки у своего автора жизненного опыта и поэтического мастерства, поэтому в основном говорить будем о «Гримасах энергии».
Интересно, что в аннотации книги написано следующее: «В сборник произведений вошли стихи разных лет, в которых автор в меру своих способностей пытается разобраться в себе и в том мире, в котором ему выпало счастье быть». Насчёт «счастья быть» – тут всё правильно, а вот «мера способностей» вызовет недоумение у любого, кто прочитает книгу. У кого есть мера? Может, у поэта А.Тихонова такая мера где-то и есть, а вот у его героя – никакой меры способностей нет, ибо они – без-гра-нич-ны! :))
Объективное исследование и субъективные эмоции
(Да, сразу сделаю оговорку: автор характеристики обязуется провести объективное исследование сущности лирического героя, но, как дитя компьютерного века, оставляет за собой право выражать свои субъективные эмоции с помощью смайликов. :))
В мире реальном или придуманном?
Вообще, разобраться в себе и в окружающем мире и поэту непросто, а его лирическому герою – почти невозможно. Ибо что есть этот «окружающий мир»?
Я в придуманном мире живу
С дураками, шутами, повесами,
Очень редко держусь на плаву,
Одержимый то Богом, то бесами…
Вот эти слова как раз лучше всего передают невозможность очертить реальные границы окружающего мира, ибо мир поэта и его героя никогда не совпадает с реальным миром, а тем более – с миром обывателей. (Много раз слово «мир» во фразе употребляется, но ничего, оставлю: чем больше «мира», тем жить веселее:)))
А что в душе?
Душа человека – арена борьбы Добра и Зла, Бога и Дьявола, и тихоновский герой испытывает на себе влияние этой борьбы. Только напрасно думаете, что его можно просто так победить, это «лава неповиновения», «гримасы энергии», в его мятежной душе постоянно кипит вулкан…
Попытка «умной фразы»
В чём сила обаяния тихоновского героя? Если попробовать дать ответ в одной умной фразе, то это будет звучать приблизительно так. Сила обаяния тихоновского героя заключается в неиссякаемом жизнелюбии, непревзойдённой самоиронии, трогательном обожании самых дорогих и близких женщин: матери и жены, а также тренера Людмилы Ивановны, которая заменила ему рано ушедшую из жизни мать.
И хотя любовная лирика пестрит разными именами, но поверим лирическому герою, который сам даёт объяснение источнику своей Любви:
Любовь моя ни Лена и ни Света,
Любовь моя не существует где-то:
Ни в стольных градах нет её, ни в захолустье –
Во мне она: исток её и устье.
Эта жажда жизни и кипение в крови и есть источник влюблённости поэта( ой, то есть лирического героя:))) в прекрасный пол, которому на страницах сборника посвящено немало и лирических, и самоироничных страниц.
«Жить – ничё!»
О жизнелюбии лирического героя надо сказать отдельно и в самую первую очередь.
Любимая фразочка тихоновского героя «жить – ничё!» становится лейтмотивом всей книги. Поэт пишет легко, как живёт его герой, а герой живёт так, как пишет поэт, – радостно и легко, вбирая в себя все впечатления огромного и прекрасного мира:
Красота и жизнелюбие –
Суть богов, поэтов, шутов.
Мир спасёт наше легкодумие
От основ угрюмых умов.
Выпуску 2006 года ( любимому! памятному!) посвящены строки преподавателя-поэта:
И всё равно мы будем веселиться,
На Радость не набросите уздечку.
Путь Глупости – серьёзностью рядиться,
А мы за упокой поставили ей свечку.
Так и слышится весёлый голос: «Жить? Да легко!» Эпикуреец, одним словом.
Это не значит, что лирический герой всегда находится в состоянии радости( а гнев? а разъярённость? а тоска? – всё есть), но два чувства полностью исключены из его души: скука и скулёж. Они изгоняются везде, где только появляется хотя бы тень героя:))) И не будет преувеличением сказать, что скука и скулёж – это личные враги А.Тихонова, которых он на порог не пускает к себе, даже при всём своём русском гостеприимстве:))))) «И, будучи зажатыми в углу, не оставлять надежду на везенье», – это для тихоновского героя святая заповедь ( цитата из очень достойного гимна ФФК ПГПУ).
Шкала ценностей
Атмосфера весёлого студенческого общежития, многолюдья, дружеских пирушек царит в этих замечательных стихах:
И хотя в кошельке ни рубля,
Жизнь опять обрела популярность…
Материальные ценности очень обижены лирическим героем, он как-то к ним относится крайне легкомысленно, вот они и сердятся. Зато дружба, любовь, мужское братство-гусарство, женские прелести, вдохновение, творчество, дороги, книги, горячительные напитки и горячие чувства – эти «роднушки» (словечко героя) Тихоновым обласканы, им довольны, он их на своей груди пригрел, без них никак не может.
« Братцы-классики»
Конечно, тихоновский герой не на пустом месте явился, влияние всей русской классики легко заметить и невооружённым глазом, но особенно сильные ассоциации возникают у читателя с творчеством поэта-певца В.Высоцкого и прозаика-сатирика М.Зощенко. Однако это влияние не на уровне подражания, а на уровне совпадения в мироощущении (честное слово, и такое бывает: или поверьте на слово, или перечитайте всех названных авторов).
Философ-эпикуреец
Философичность лирики А.Тихонова очень высока. Ах, извините, говорим о лирическом герое… Ну, так этот герой всё время размышляет, философствует, можно сказать, что по количеству мыслей на квадратный сантиметр сборник стихов А.Тихонова не уступит и философским трактатам какого-нибудь Аристотеля:)))
Результатом такого философского подхода к Жизни являются развёрнутые трактаты с основами тихонововедения ( см. «Мой чепухизис», «Что делать?» «Учись, студент!»)
Самоиронька? Нет, самоиронища!!!
Одна из главных черт характера тихоновского героя - это искромётная, доведённая до блеска, самоирония. Дадим слово и герою, судите сами:
Взор мой на зеркало упал,
Всмотритесь в это рыльце:
К нему я тоже подустал
Серьёзно относиться.
В стихотворном предисловии к сборнику «Гримасы энергии» ( а само название, А? О!) «От автора» А.Тихонов пишет:
И в доказательство спокойствия и лени
Примите, братцы, вздор стихотворений.
Вздор стихотворений? Вздор? Вот это и есть первоклассная самоирония, потому что на самом деле этот «вздор» – это превосходные стихи, то весёлые, то лиричные, то гремящие сарказмом, то струящиеся тихой нежностью.
Ну, а спокойствие и лень, где они? Героя меньше всего можно упрекнуть в спокойствии и лени. Разве вальяжный «ленивец» способен на такие встряски событиями, спортом, дорогами, прекрасной половиной человечества, гусарскими пирушками? Нет, сам признаётся: «Я поучаствовать люблю». Так что про лень и спокойствие – это для «красного словца», не верьте, самоиронизирует, как говорится:)))
Чего требует сердце героя?
А вот тут (стихотворение «По путям сердца своего») честное объяснение, почему спокойной жизни не получается:
Что спокойно-то не жить?
Сердце требует – шалить.
Учитесь у «Цветка»!
Надо сказать, что у каждого поэта есть какое-то стихотворение, которое поэту особенно дорого и которое как бы является визитной карточкой его. Наверняка не ошибусь, утверждая, что таким стихотворением у А.Тихонова является «Цветок». Потрясающий образ цветка, поднявшегося через толщу асфальта, образ яркий, запоминающийся, настоящий урок жизнелюбия, несгибаемого мужества и здорового оптимизма:
Пробита брешь в асфальтовой пустыне.
Посланец солнца скромно, добродушно
Среди сапог, его топтавших дружно,
Раскрыв объятья жёлтых лепестков,
Являл надежду: буря поостынет,
Волна спадёт, и свергнутых богов
Он, посрамивший мощь катков,
Неброской стойкостью с колен поднимет.
От «во-первых» до… « во-таких-то»…
Почерк у поэта А.Тихонова своеобразный, манеру письма невозможно охарактеризовать двумя-тремя словами, но главное хочется отметить, не вдаваясь в серьёзные литературоведческие подробности. Во-первых, это излюбленные «шах и мат» двух заключительных строк стихотворения. В конце стихотворения частенько у поэта следуют такие две строки, которые просто напоминают нокаут: два точных и сильных удара, после которых уже ни добавить, ни прибавить, ни сказать, ни дышать. Точка! Всё сказано! Во-вторых, повелительное наклонение глагола, которое во многих стихах присутствует, заряжает энергией действия, сразу хочется именно так делать, говорить, жить. Тут без большой цитаты не обойтись… Ну, да ладно, это как раз тот случай, когда «из песни слова не выкинешь», цитирую всё стихотворение «Что делать?»:
Не стесняясь, иди без оглядки.
Не тащи никого за собой.
Не кричи, что изведал отгадки
Перед вдрызг безучастной толпой.
Разорви цепи хворых контактов.
Брось обоз безрассудных обид.
Не твори чувства из контрафактов.
Не завидуй, что ярок болид.
Перед быдлом не будь стриптизёром –
Пред любимой одежды снимай.
Находи суть Вселенной в весёлом
Состоянии вскрытия тайн.
Не гони, кто прибьётся в дороге.
Отвечай на возникший запрос.
Не забудь – позаботься о Боге,
Он устал от надуманных слёз:
Помоги. Дурню – плюхой задорной,
Дуру – шоком избавь от химер.
Речь не выручит: стала придворной.
Сдохла проповедь. Нужен пример.
Вот так! Сдохла проповедь! Нужен пример! Можно ли точнее сказать? Чего спрашивать, ясно…
В-третьих ( чтобы покороче, больше «в-таких-то» не будет, последнее), у поэта что ни фразочка, то афоризм, только остаётся восклицать его излюбленным междометием: О!
Ни здоровья, ни многих дней
Не желаю. Бредя по беспутью –
Береги себя, не жалей:
Напрягись, разорвись – сутью.
Лирическо-александрическое отступление-выступление
( ЗдОрово! «Береги себя, не жалей: напрягись, разорвись – сутью»! Классный афоризм, всем студентам на заметку, а зачёты принимать, Александр Михайлович, только после того, как наизусть продекламируют Вам основное правило приумножения энергии: «разорвись сутью»!)
Понимаю, что многословие автора данной характеристики не свидетельствует о таланте, но для портрета тихоновского героя ещё две ( нет, три!) черты важны, очень важны!
О спорте, дорогах и стихоновотворных строчках
«Не играли в спорт, пахали», «Спорт вам, друзья, не физкультура» – это о нём. А гандбольная команда «Пермские медведи» вообще А.Тихонову обязана своим гимном, в котором дух победы, спортивного азарта выплёскивается настоящим фонтаном:
Вперёд! Идём на цель, земля дрожит.
Мы радость лихо черпаем в победе.
Её в поту из духа сотворит
Команда наша – «Пермские медведи».
«Рюкзак от пыли отряхну, заштопаю следы падений и стариной ещё тряхну, под майкой спрятав крест нательный» – это тоже о нём, вернее это он сам о себе. Романтика дорог, велосипедные походы – это тоже красота жизни, которой герой поклоняется.
«Лист – свободы закуток», «жизнь для меня – лишь тема для писаний» – и это всё о нём, то есть опять он сам о себе: без стихотворной строки тихоновскому герою жизнь сразу же станет скучной и серой, он об этом честно предупреждает. Поэтому у А.Тихонова впереди и новые события, и новые стихи…
Свободный художник
Весёлый и обаятельный тихоновский герой ( понятно уж, сам автор, а то кто же?) тем и обаятелен, что превыше всего для него – свобода от «стада», «толпы», свобода человека-художника-творца, один из принципов которого « слюну пустив, не подпевать в холёном хоре, а хоть не слышат, но орать в широком поле». А поёт он, кстати, тоже классно! И знает цену духовного родства, настоящего мужского братства, которое просит не смешивать со «стадом» и «толпой».
А кто будет отвечать за всё это???
И ещё одно: лирический герой А.Тихонова ответственность за свою судьбу не возлагает ни на Бога, ни на людей:
Сами стены воздвигаем
И куём себе оковы.
А потом их сокрушаем.
Проливая лужи крови.
Сами рамки покупаем,
Нимб рисуем над главою.
А потом изнемогаем
От тоски с самим собою.
Великолепная ирония – свидетельство того, что герой понимает меру ответственности человека за все события своей жизни. Понимает, а значит сам и творит свою Жизнь. И помнит, что «жить – ничё!»
Точка, которую так долго поджидали читатели характеристики ;))
И хотя невозможно закончить этот портрет в силу неисчерпаемости образов поэта А.Тихонова и многогранности характера его лирического героя, но где-нибудь же надо ставить точку. Ставлю. Точка. :))))
Ещё одно лирическо- александрическое отступление-выступление
Ой, а это? Типа «резюме об уме», акростишок для Михалыча:)))
А/льтернативы не найдёте –
Л/уч солнца трудно заменить!
Е/му очаровать кого-то –
К/ак вам глоток воды испить.
С/тудентам это старший брат,
А всем друзьям – товарищ верный,
Н/е Нобеля лауреат,
Д/а будет ТАМ, где нужно, первым!
Р/аботу любит – на износ,
У/чить задаром – не вопрос!
Т/репаться если – лишь по делу!
И/грать и петь – завидуй, Цой!
Х/ороших песен много спел он,
О/стрО! умнО! егО! словцО!
Н/астроен чаще иронично,
О/птимистично-безналично.
В/еликолепно строит фразу!
У/ма палата – видно сразу!
«Брысь, точка!» – возопил Восклицательный Знак!
О! Ну, никак не получается в конце точка – только восклицательный знак! :)))
«Ы напоследок я скажу!» – вмешалось Междометие!
Ы! И не получилось развести в разные стороны поэта А.Тихонова и его лирического героя, всё они норовили объединяться против автора характеристики в одно лицо. Ну, так тому и быть, пусть мирно сосуществуют! :)))
Конец характеристики- калейдоскопа ( можно прокручивать сначала:)))
Свидетельство о публикации №112022302788
Надежда Сергиянская 02.03.2012 16:35 Заявить о нарушении
Спасибо тебе за отзыв.
С теплом, Валя.
Валентина Яроцкая 02.03.2012 16:54 Заявить о нарушении
Надежда Сергиянская 02.03.2012 17:26 Заявить о нарушении