Пейзажная лирика Виктора Гаврилина. Осень
http://www.stihi.ru/avtor/vpgavrilin
"Дай же, Господи, мне, пусть не вечного рая,
но у лет на краю, когда думы темны,
дай, Всевышний, и мне полыхать, не сгорая,
и вдыхать этот холод осенней весны."
В. Гаврилин
У Виктора Гаврилина практически нет чистой пейзажной лирики. Чаще всего она переплетена с философской или гражданской. И называется она у него не "Времена года", а очень красиво и поэтично — "Осязание сезонов". Сам Поэт считал, что их так правильнее назвать. Условно все стихотворения можно подразделить на четыре сезона: весну, лето, осень и зиму. Хотелось бы остановиться исключительно на осенних стихах, так как автор стихов очень любил осень. Стихи этого цикла - не просто зримая картина осени, а часто раздумья о Родине, боль за её многострадальную судьбу.
Как щедра на цвета и краски осень у Виктора Гаврилина! И во всех стихотворениях она разная: то красивая с прозрачным осенним воздухом, то пронизывающая своим холодом, то щедрая и роскошная. И в тоже время она - философски мудрая, потому что только осмысливая эту прекрасную пору времени, можно написать о ней глубоко и проникновенно.
"НАД ЗАСЫХАЮЩЕЮ ПИЖМОЮ" — замечательное стихотворение, изобилующее настоящей образностью.
Над засыхающею пижмою,
под спелым пурпуром рябин
в хрустальном воздухе недвижимом
мерцают блёстки паутин.
Как хорошо! Какая ясность и недосягаемая простота! Сколько любви к миру, радости осознания себя частичкой этого прекрасного мира! В стихотворении говорится о непреходящей земной красоте. И автор любуется тем, что создано Господом. Вот уж где необыкновенное чувство гармонии! Благозвучие слов украшает это стихотворение, в котором спокойствие и тишина, углублённость покоятся, как в колыбели души, создавая светлое и нежное.
где красота и ужас смертности,
и эта бездна простоты — Поэт подчёркивает в осени красоту и обречённость.
И за упавшими вуалями
в неразличимом кружевцЕ
горит чахоточными далями
закат с румянцем на лице. — просто кистью художника написанная красочная картина, с яркой метафоричностью.
"СОЛНЦЕ ПАДАЕТ РАНО. ТЕМНО УЖЕ В ВОСЕМЬ" — это настоящий шедевр поэтического творчества, одно из самых любимых моих стихотворений у Виктора Гаврилина.
Солнце падает рано. Темно уже в восемь.
Но сравняться с потёмками мир не готов.
И при свете недолгом цветёт ещё осень
в многоцветье куртин запоздалых цветов.
Сколько в его осени нежности и яркого света! Это так неожиданно, что он осень ассоциирует с весной... И, правда, в ней столько терпкости, хрупкости и насыщенности цвета!
где пылающий цвет уже насмерть продрог — эта строка просто "цепляет". А ведь именно цвет раньше всего теряет краски, умирает. И видишь эти празднично-цветущие астры и неяркие, но грустно-печальные хризантемы. Хрупкость осенней поры мимолётна, и за грустью светлой, золотой осени идёт всегда изображение поздней осени, в которой акцентируется угасание природы и одновременно исход человеческой жизни.
И хочется повторить вслед за автором:
Дай же, Господи мне, пусть не вечного рая,
но у лет на краю, когда годы темны,
дай, Всевышний, и мне полыхать, не сгорая,
и вдыхать этот холод осенней весны. — эти строки мудры и трепетны, их мог сказать только человек, который прожил свою жизнь, и понимающий, что в жизни важнее не сгорать, а полыхать, как цветы осенней порой.
"В ЗАЗДРАВЬЯХ ГРОЗ ВИНО СМУРНОЕ ВЫШЛО" — такое светлое, трепетное и проникновенное.
В заздравьях гроз вино смурное вышло.
Даль на излёте августа светла.
Так далеко и так просторно слышно...
Успение. Звонят колокола. — так просто сказано, но в этой простоте — гениальность. Чудесная звукопись, которая вызывает ассоциации со стихами О. Мандельштама.
Как бы цезурою сияет этот день:
Уже с утра покой и трудные длинноты:
Волы на пастбище и золотая лень
Из тростника извлечь богатство целой ноты.(ст. "Есть иволги в лесах", 1916)
В этом стихотворении Виктора пейзажность переплелась с душевным порывом, с мыслями о смерти, которые звучат не так пронзительно, как в иных стихотворениях, но всё же воспринимаются светлой печальной нотой.
И смерть понять дано уже степенней,
когда остались Бог да чудеса,
и откровенней, и светлей Успенье
распахнуто, как двери в небеса.
"ОСЕННЕЕ" — "прозрачность осенней мысли у Виктора глубинной запредельности, а ясность хода событий в живой природе осознаётся тленом, неизбежным увяданием, но только не Поэзии Его..." — так очень точно и ярко написано об этом стихотворении в одной из рецензий. В двух стихах, которые представлены, первое — более пейзажного характера.
В дымной сини догорает солнце
пред порою затяжных дождей,
а потом, холодное, очнётся.
Дни пустынней станут и светлей. — некоторым холодком веет от этих строк. И возникает ощущение какой-то разреженности, просторности.
Во втором — боль прощания не только с осенью, но и с жизнью, что вносит очень печальную, щемящую и пронзительную ноту и драматизм в него. Сколько в нём сказано, и сколько прочитывается за болью строк!
Клочья дыма в осеннем саду.
Убывающих дней позолота...
Уходя, всё никак не уйду,
словно так и не вспомнил чего-то. — здесь весь Гаврилин с его мучительной и страдающей душой!
"СТЕНА БЕРЁЗ, ГДЕ ПРОСТУПИЛА МЕДЬ" — это стихотворение проникнуто любовью к Родине, болью за её судьбу. Оно стоит как бы особняком среди пейзажной лирики Виктора Гаврилина именно поэтому. В нём как раз пейзажная лирика переплелась с гражданской.
Стена берёз, где проступила медь,
ещё постой в обилье августовском,
не облетай, не дай мне разглядеть
ни ворона, ни тучи над погостом,
куда нескорый протянулся путь
через чужую скорбь, через долину — эти печально-пронзительные строки уже настраивают на скорбный лад. Почему-то это стихотворение вызывает у меня ассоциации с картиной И. Левитана "Над вечным покоем". Тот же сдержанный, суровый язык, те же эмоциональные краски.
И дней земных пусть и сурова нить —
как рвётся всё! — боюсь с тобой разлуки,
и всю тебя мне не с кем разделить,
как одиночество предсмертной муки." — горькие и пронзительные слова.
"БОГОРОДИЦА...ОСЕНЬ...ЗАВЕСЫ РАЗДВИНЬ" — стихотворение многоплановое, оно шире, чем просто описание праздника и красоты осени.
Этот год разукрасил Твоё Рождество
всем язычеством бабьего лета — но эта красота словно бутафорская, эта роскошь "на неделю просвета..." Звучит молитва о России, это, пожалуй, самое главное в этом стихотворении:
Помолюсь за Россию на вещую синь
и на даль в золочёном окладе.
Это сказано с пронзительной интонацией, часто у Поэта Родина — ассоциируется просто с "далью". И скоро всё это исчезнет, об этом написано так, что мне, кажется, лучше не скажешь.
Потускнеет блистание всех позолот,
как убудет небесного света.
Последняя строфа - об отчаянной вере в то, что " есть на краю для заблудших заслон и ограда, словно всем уготовано место в раю, кто вкусил от российского ада."
"НЕБЫВАЛАЯ ОСЕНЬ В ЗЛАЧЁНОМ ОКЛАДЕ" — уже название настраивает на возвышенный лад.
Небывалая осень в злачёном окладе
теплит свет свой свечой у божницы
и стоит в опадающем тихо наряде —
замерла и сама себе снится.
Само стихотворение — музыка... Тёплая, какая может быть только у золотой осени. И светит из этого стихотворения душа Виктора — светлая, трепетная, живая. Ну и что, что осень в горячке, ей и положено такой быть — поздней. Интересно, что Виктор пишет не о том, что поздняя осень грустна, а о том, что этой болью можно любоваться:
Разлучился наш парк с небывалою болью —
как мы ей любоваться умели!
"ПЕРЕШЛИ К УБЫВАНИЮ ДНИ" — действительно, дни убывают, осень вступает в свои права, пустота поражает воображение...И путь в небеса недалёк, остаётся только в этом убедиться...Но надо ли?! Жизнь сама подскажет, как быть...А пока — осень надо принять такой, какой она есть...Мир осенний — сродни человеческому — просит тишины и покоя. И, действительно, так недалёк путь в небеса, который открывается перед взором человека именно осенью:
Вот и лес незаметно полёг
и своей пустотою открыл,
как он, путь в небеса, недалёк —
будет воля, не надо и крыл.
"ВСЛЕД ЗА СЕЗОНОМ ЛИСТОПАДА" — стихотворение мягкое, без груза печали, светлое, очень соразмерное. Стройность его — в удивительной уравновешенности текста, а лёгкость — сродни снежинкам. В нём лейтмотивом проходит мысль о творчестве, природа которого светла:
И лёгок труд, когда от Бога.
Природа творчества светла.
И ляжет снег над чёрною листвою,
и станет неожиданно светло. — словно прозрение какое-то...
Мудростью веет от этих завораживающих, исповедальных строк, а последние просто врезаются в сердце.
и всё свершается само собою...
И что уменье!..Жизнь — не ремесло.
"ТИХО. ОСЕНЬ ПОЧТИ НА ИСХОДЕ" — чудесное, очень эмоциональное стихотворение, в котором кажется, что автор стоит задумчиво-погружённый в красоту пейзажа:
Тихо. Осень почти на исходе.
Даль открыта, открыта земля. — такое протяженное начало, такая раздвинутость небес и далей завораживает. Но дальше — спокойствие нарушается.
Всё высокое сделалось ниже —
от деревьев до мутных небес.
Очень жаль уходящего, который превращается в точку. Мир ему!
весь открыт постороннему взору,
заполняя простор пустоты,
точкой медленной двигаясь в гору
до посильной не всем высоты."
"ПОСЛЕДНИЕ БАБОЧКИ ГОДА" — очень интересное стихотворение, в котором воплощена тема, мало разработанная в поэтическом творчестве, трактованная через призму увядания природы.
И зелен у крон ещё глянец,
но редкая ржавая прядь
роняет сухих шоколадниц
в порыве с живыми порхать.
Тихое, светлое повествование, гармонически ясное, зримое. Как красиво сказано:
Сплетенье существ и растений
в пространстве, где места полно,
свершает немое паденье
ушедшего лета на дно. — в этих строках не только образ "лета, ущедшего на дно", но и философское осмысление прощания с жизнью.
И хочется сказать:"Как прекрасен этот мир!"
"БУДЕТ ТИХАЯ ТЁПЛАЯ ОСЕНЬ" — очень светлое, меланхоличное, тихое и тёплое стихотворение. В нём ощущается видимая простота.
Это дань за ненастное лето.
Пахнет мёдом от спелой земли,
И не скоро — по верным приметам —
соберутся в отлёт журавли. — строки тёплые, с некоторой пронзительностью интонаций.
Тишина, тишина-то какая! — восхищение тишиной.
Ни дождей, ни ветров не слыхать,
словно век эта даль голубая
будет хмель и тепло выдыхать. — удивительно спокойно и красиво!
"НОЯБРЬ НЕИЗЛЕЧИМО БОЛЕН" — в этом стихотворении о ноябре говорится, как о живом человеке, старом, умудрённом и больном:
Ноябрь неизлечимо болен
самою старостью своей.
Смотри, как почернело поле
в мурашках ледяных дождей. — колко и пронизывающе печально.
Ноябрь лежит, ещё порою
от самого себя стоня...
Его назавтра с головою
накроет снега простыня. — а эти строки с пронзительной болью, здесь даже и говорить-то ничего не хочется, так сильно сказано, как будто об уходе живого человека.
"ПЕРЕЗРЕВШИЙ СЕНТЯБРЬ, УХОДЯ ПО СТЕРНЕ" — грустное философское стихотворение, за строками которого слышится музыка.
Перезревший сентябрь, уходя по стерне
прямо в небо, в иные дубравы,
что ж, в нагрянувший утренник, весь в седине,
жги морозцем унылые травы. — здесь пейзаж какой-то хрупкий, как первый морозец.
Обернёшься — как много здесь стало не жаль!
Откурлыкали выси... Как скоро
после всей воркотни появляется сталь
в крике ворона, в скрипе простора! — очень часто у Виктора Гаврилина крик журавлей связывается с пронзительной интонацией.
"СЫРОГО ВЕТРА МЯГКАЯ ПРОХЛАДА" — такое пронзительное и по-настоящему осеннее стихотворение! Боль выплеснулась наружу яркой струёй ненастья...Какие точные и мудрые слова, рождённые не спонтанно, а долгими осенними вечерами, полными грустных дум.
Сырого ветра мягкая прохлада
пропахла сеном, словно скошен луг. — до самой глубины души!
И жёлтыми бумагами лежат
листвы до дыр зачитанные письма. — последняя строка поражает своей какой-то сиротливой грустью и обездоленностью.
"НИ С ОБЛАКОМ, НИ С ДЕРЕВОМ НЕ МЕРЯСЬ" — трепетные и проникновенные строки этого стихотворения очень притягивают к себе. Язык его, живой и сочный, так полон гаврилинского обаяния и красоты.
Пространство дня полно до окоёма
дыханием во времени одном. — вот это уж точно его строки!
А последняя строфа — такая родная и тёплая:
Но тьму живую расстегнёт зарница,
и потный дождь запахнет вдалеке,
и колкий луг захочет прислониться
ко мне, колючему, щекой к щеке. — здесь интересно переплелись пейзажность и нежность души. И такое это ощутимое — "щекой к щеке"!
Стихотворения этого цикла, созданные вдохновенным пером Поэта, очень поэтичны, лиричны, красивы той неброской красотой осени, хотя порой и несколько яркой. Они наполнены любованием прекрасной осенней порой, необыкновенно свежи и трепетны. В них очарование осени слито с мудростью, с которой человек встречает это прекрасное время года.
Свидетельство о публикации №112022109052
Душа Виктора заслуживает отдельного разговора, хотя Поэзии без Языка Души, на мой взгляд, не существует, и не может быть априори.....
Эллочка, Читается Твоя работа на одном дыхание, комментарии Твои очень тонки интонационно, представлены правильной мерой, надлежащим тактом, трепетны в чувствах, хорошо смотрятся рядом с поэзией Виктора. Родство Ваше душевное всегда определяет содержание Твоих эссе, гармоничную суть взаимодействия и понимания, Твою нерасторжимую связь с поэзией Виктора.
С любовью, уважением, истинным наслаждением прочтения Зейлар.
Зейлар 25.02.2012 23:35 Заявить о нарушении
С низким поклоном
Элла Гоник 25.02.2012 23:38 Заявить о нарушении