1991 - Филипповские стансы
В день шестнадцатилетия
/поэма/
Не зря горят ума поленья:
Не только в рифмах упражненья,
Здесь - жизненные наблюденья,
Нравоученья в день рожденья.
1.
Опять ворчишь, что я ворчу,
Что снова жить тебя учу:
Не равнодушен - не молчу,
Я в дверь твою стучу, кричу,
Чтоб ты услышала хочу.
2.
Да, трудный возраст - как тут быть?
Как время нам не упустить,
Талант природный разбудить,
Характер добрый сохранить,
А лень и барство победить?..
3.
Цветок увядшего тюльпана,
Он не увянет слишком рано.
Но если хлоркой из-под крана
Иль нанести любую рану,
Зачем рассказывать я стану,
Что будет с ним тогда, Светлана?
4.
Душа - раскрывшийся цветок.
Все равны: роза, ноготок,
Нарцис, тюльпан иль василёк.
Он излучает жизни сок,
Даёт духовных сил приток.
Во тьме сомнений - огонёк.
5.
И чем душистее тюльпан,
Красив и ярок, и румян,
Тем лучше берегут от ран
Его простой пастух и хан,
Король и царь, вельможный пан.
С ним вечна жизнь, любви роман!
Он в жизни всем на радость дан
Для всех народов, разных стран,
Для христиан, для мусульман.
6.
О чём взволнованная речь?
О, если в вазе жизни течь,
Как душу нам успеть сберечь,
А, сохранив её, стеречь:
За мой совет прошу не сечь:
Коль мрак - вы не жалейте свеч!
Коль холод - натопите печь!
Коль враг - то обнажите меч!
7.
А человек красив душой!
Когда есть вера и покой,
Когда тебе дано судьбой
В душе быть вечно молодой,
Когда все счастливы с тобой.
Как в вазе той тюльпан с водой
Всех озаряет красотой.
8.
И в имени Светлана - свет!
Свет добра, как свет комет,
Светит дружеский привет
Всем, когда обмана нет!
Сохранив любви обет,
Не наносишь людям вред,
Сохранишь себя от бед.
9.
Как ни бодается К О З А,
Пусть будет свет в твоих глазах,
Нежна их взгляда бирюза!
А если шумная гроза
Свои отпустит тормоза,
Как новоявленный мурза,
Пусть не туманит взор слеза!
За то, чтоб вновь цвела лоза,
Ты вновь проголосуешь "За"!
10.
Порою нужен глаз да глаз:
Кем в жизни окружён сейчас?
Подумать надо каждый раз,
Кому доверить свой рассказ.
Из тех, кто входит с вами в класс.
Есть те, кто и не любит вас.
Кумиров делаем подчас
Из тех, кто не достоин нас.
"Кумирам" - розы, ананас?
Оставьте это про запас.
Уж лучше слушать каждый час
Звезду Патрисию Каас!
Её волшебный, звонкий глас
Призыв к добру, к любви наказ!
11.
В любовь ты веришь: нет иль да?
Любовь - не радость, не беда.
Любовь - счастливая страда.
О ней всё знаешь, но всегда
как в неизвестное езда.
Любовь, как горная вода,
Нас оживляет все года.
И хоть уносят поезда
Тебя в другие города,
Взошедшая любви звезда
Пусть не угаснет никогда!
12.
Любовь иль дружба - что важней?
Нельзя ль вопросик посложней?
Сейчас ты мне вина налей
За дружбу выпить поскорей!
За ложных ты друзей не пей:
Они пристанут, как репей,
Речами обовьют, как змей.
Их страшен зависти елей.
А верный друг души твоей,
Сподвижник в юности затей,
Он, как живительный ручей,
Спасёт тебя от жарких дней.
К тебе поток его идей
Летит, как стая лебедей.
Как не сфальшивит соловей,
В нём нет фальшивых нот, речей.
Чтоб срочно привезти врачей,
Не будет он жалеть коней,
Ни "Волг"-такси, ни "Моквичей,
Не пожалеет и рублей...
С друзьями, как тебя ни бей,
Ты чувствуешь себя сильней!
Тобою правит В О Д О Л Е Й:
Ты выбрать правильно умей
Побольше для себя друзей!
А в жизни дружба всех нужней.
Средь матерей и дочерей.
Для мамы время не жалей!
Мы ходим в храм не как в музей:
Под колокольный звон церквей
У позолоты алтарей
Пылают тысячи свечей
За святость наших матерей!
13.
Ты вспомни детскую кровать,
И как над ней склонилась мать,
И просит глазки закрывать,
Чтоб завтра снова приласкать...
Но вот ты стала подрастать,
И стала вдруг знакомых рать
Из сердца маму вытеснять.
Ты стала иногда ворчать
И мало стала помогать.
Тебе как будто наплевать,
Что мама стала уставать...
Ну,что тебе мне подсказать?
Коль станешь ты заболевать
Или в замужестве рожать,
Иль попадёшь в трясину, гать,
Кто первым бросится спасать
Или заблудишься - искать?
Как в детстве, юности опять
Начнёшь ты маму вспоминать.
Ей в дружбе лучше всё сказать
И неудачи не скрывать,
И мысли не маскировать.
В твоей душе за пядью пядь
Ей место бы отвоевать!
Уверен, жизнь вернётся вспять,
И уж теперь бабулю-мать
Ты будешь радостно встречать!
14.
Да, наши годы всё бегут...
Мы в жизни видим там и тут
тяжёлый и упорный труд.
Но если люди в нём найдут
И радость, и открытий зуд,
То их проблемы не гнетут.
Все трудности с пути сметут,
Невзгоды жизни переждут,
Высоты новые возьмут.
Чтоб больше знать, не нужен кнут.
Пусть знанья копятся, растут
И в убежденья перейдут.
И, как награда, пусть всех ждут
Пути-дороги в институт!
15.
Прощай, беспечная пора!
Все знают, даже детвора,
Что паспорт получать пора!
Нет, это вовсе не мура.
Чтоб доказать, что не стара,
И что в душе жара,
Пусть будет, учат доктора,
После зарядочки с утра
Забот и радостей гора!
16.
Позор: войной гудит эфир.
И чует чей-то командир
Вновь запах крови, как вампир.
Ни долларов, ни марок, лир
Не хватит, подтвердит банкир:
Война - за злато, нефть, сапфир.
Планета - не учебний тир!
Не нужен нам кровавый пир!
А нужен нам уют квартир,
А на столах колбасы, сыр,
Бифштексы, фрукты и зефир,
Вино, конфеты и пломбир,
Какао, молоко, кефир.
Хотим мы к морю, на Памир!
Пусть выпускает нас ОВИР
В Нью-Йорк, Париж, Берлин, Каир!
Хотим в Канаду и Алжир,
В Корею, Индию, Заир!..
Улыбка - лучший сувенир!
Для всех Наташ, Светлан и Ир
Нам нужен мир!
И только мир!
Коль стукнуло шестнадцать лет,
В честь их - шестнадцать стансов.
Мой поэтический привет
Прими, как дар, без реверансов.
КОНЕЦ
Коротко об авторе и его поэме.
"Поэт в России больше, чем поэт".
Евг.Евтушенко
СЛОВО О ДРУГЕ
ФИЛИППОВ Валерий Александрович (1937 г. рожд.) - русский, ещё не признанный поэт, драматург,критик, но широко признанный в театральных кругах организатор театрального дела и меломан.
Поскольку сейчас времена гласности, ноднородного отношения к армии, не могу не сказать,
Что автор - полковник, к его счастью - запаса.
Писать стихи начал с шестнадцати лет. Уже в стихах ранней юности ("И вот я подъезжаю снова к вам...", "Твоё письмо", "Юбилей училища" и др.) проявились особенности его эмоциональной поэзии: плакатная гражданственность, утолщённая лиричность, абсолютное отсутствие рифмы и ритма, отсутствие в стихах конкретного субъекта, к кому и для кого у автора направлены его стихи. Во всяком случае, время и место действия в его стихах исключительно важно как для самого автора, так и для почитателей его самобытного таланта. Ясно, что автор пишет не для дешёвой славы и популярности. В этом, безусловно, его скромная уникальность.
Стихи его отличаются упрощённой образной и ритмической системой (поэмы, юбилейные посвящения, эпиграммы, репризы). Мастер глубоко психологизированного пейзажа, метафорического морализма.
Он - неизвестный автор ещё никому не известных пьес, вышедших в издательстве ВАОАП ("Непокорённая" по С.Моэму, 1974 г., переведена на немецкий язык в 1986 г., "Весна и звёзды лейтенанта Светлова", премия Минкультуры - 2200 р.). Его маниакальная идея стать великим драматургом глубоко теплится в нём, и, как мне кажется, он серьёзно подумывает о её реализации.
Нельзя не признать, что он терпелив, а чем чёрт не шутит...
Его критические статьи о театре публиковались в журналах "Театральная Алма-Ата", "Театральный Узбекистан", "Армия и культура", в периодической печати. Готовится к выпуску в журнале "Театр" (за 1991 г.) его проблемное эссе о великом режиссёре Алексее Попове - его кумире.
Плодотворным периодом его твовчества был так называемый "германский" (1984-1987) - его
своеобразная "болдинская осень". Автор работает в жанре шуточных стихов, в которых скрыто, однако, глубокое содержание: "Померкла слава Сан-Суси", "Есть женщины...", "Про Людочку", "Конкурс медсестёр", "Если бы женщины всей земли" и др., а также блистательные по стилю его юбилейные посвящения. Стихи пишет быстро, за что его смело можно назвать рифмоплётом.
Автор по характеру человек добрый и отзывчивый, однако, если его эпиграммы прочитают те, кому они адресованы, то их наверняка хватит кондрашка: настолько они язвительны и точны.
Это ещё раз подтверждает, что Быка, каким по гороскопу является автор, нельзя долго злить, он вас всё равно уничтожит в глазах потомков, хотя вслух не скажет вам ни единого слова.
Зато, если к нему относиться с любовью, то он обессмертит вас стихами. Этим объясняется успех стихов его семейного цикла "интимная лирика" ("Мы рождаемся однажды", "Когда тебе пятнадцать лет" и, особенно, "Прости"), посвящённые жене и дочери, которых автор безумно любит.
И я выскажу предположение, что, если бы они его также не любили, он бы не написал ни строчки вообще.
К этому же циклу относится посвящённая дочери Светлане и уже вошедшая в золотой фонд рус-
ской поэзии поэма "Филипповские стансы".
В поэме особенно чётко выражена мировоззренческая позиция автора, а ней - его педагоги-
ческое кредо на тему морали, долга в понятиях конца 20 века, в эпоху перехода СССР к ры-
ночной экономике и начала войны в Персидском заливе.
"Стансы" - образец высочайшей морализаторской поэзии, лишённой каких-либо заимствований, но в которой чувствуются и настроения русской лирики (Пушкин, Лермонтов, Некрасов), и восточные мотивы (Джами, Руми, Аттар, Хафиз, О.Хайям), и публицистическвая направленность советской поэзии (А.Вознесенский, Р.Рождественский, Е.Евтушенко), и изысканная простота детского стиха (С.Маршак, А.Барто, С.Михалков).
Читателя, который будет бесконечно перечитывать "Стансы", всегда будет привлекать их форма - именно стансов: это и стройная по идейному замыслу поэма в целом и в то же время - 16 отдельных законченных по смыслу сонетов, наподобие "венка сонетов". Поражает напряжённая музыкальность стиха, богатство рифмы и, главное, чувство ответственности автора за будущее своей любимой дочери.
Да, автор хороший семьянин. Его хобби - садовые работы на даче, прогулки в лес, где его и посещает муза. Он любит удобрять навозом землю, копать картошку, собирать землянику и грибы, читать свои иногда не нужные никому стихи на берегу любимой Дубны. Любимая игра - шахматы.
Трудное военное детство, не смотря на сталинский пионерско-комсомольский идиотизм, а затем и тупая служба в армии с её бюрократизмом военной партократии и подсиживанием в расцвете сил, не заглушили в нём заряд романтизма и непосредственности чувств на всю оставшуюся жизнь. Поэтому, навряд ли он бросит писать свои вирши, а они у него, как он признаётся, сами пишутся, чего и ждут с нетерпением его малочисленные почитатели.
Автор находится в расцвете творческих сил, но, как и многие стихи выдающихся художников слова в России, его наследие будет опубликовано только после его смерти. Так стали известны после смерти Б.Пастернак, А.Ахматова, Н.Гумилёв, О.Мандельштам, М.Цветаева, А.Вампилов и многие другие классики.
Вознесенск Евтушенковский
Подробно об авторе читайте:
1. "Поэты эпохи застоя и кризиса в России" (Серия "Перлы мировой поэзии") М.: Наука, 2029 г.
2. "Что стоит захотеть" (серия "Жизнь замечательных людей") Москва - Нью-Йорк: ИИЛ, 2029 г.
3. См. "Большая мировая энциклопедия" на"Ф" (иногда псевдоним "Леров") Париж: БМЭ, 2027 г.
4. Л.И.Филиппова "Сорок лет с флюидами мужа" в 2-х томах (Дневники жены поэта) М.: Х.л-ра, 2020г.
5. В.Евтушенковский "Сходство модуляций в силлабо-тонической системе "Стансов" А.С.Пушкина и В.А.Филиппова как интерпретация духовной близости мировоззрений в начале 19-го - конце 20 века" (Автореферат докторской диссертации) М.: МГУ, 1992 г.
6. Якоби Юлиана "О,Валерий!" (на немецком языке) Изд. Франкфурт/Одер Цайтунг, 1993 г.
7. С.В.Соболева "Стихи отца как средство воспитания подрастающего поколения" (Советы начинающим поэтам). М.: Книжная палата, 2030 г.
© Валерий Филиппов
Москва, ФилиппСАМиздат, 1991 год
Свидетельство о публикации №112022100843