Восточная календарология
В этой статье говорится о том, какое значение имели календарные знания для народов Востока и как они развивались в Китае, Корее, Японии. В этой статье говорится о геономической системе календарирования времени, которую в настоящее время изучает метеорология, климатология, биология. В этой статье говорится о недрономической системе календарирования времени, которую в настоящее время исследуют вулканология, сейсмология, тектонология. http://korea.narod.ru/content/korea/40/40.html
Когурё (королевство).
В Древней Корее астрономия отличалась от китайской. Упор делался на составлении календарей. Из Китая корейцы получили лунный календарь (; 62 от р.х.) и астрономические сочинения (; 624 от р.х.). Старый китайский календарь был составлен на лунно-солнечном исчислении и содержал 13 лунных месяцев, а в V до р.х. был принят календарь на 19 лет (12 лет по 12 лунных месяцев и 7 високосных лет по 13 лунных месяцев). Среднее число дней в периоде было одинаковым, а хозяйственный год был разделен на 24 сезона. Создав лунный календарь на основании наблюдения за движением Луны и Солнца, астрономы обратились к изучению планет Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, которым они приписывали магические свойства, отождествляя их с пятью элементами своей натурфилософии - дерево, огонь, земля, металл, вода. Наблюдая за звездами, в надежде предвидеть движение этих пяти планет, астрономы в древности пришли к выводу об отсутствии закономерности в их движении, которое осуществляется якобы по божественной воле. Развивая эту мысль, они решили, что движение пяти планет влияет на изменение в счастье и судьбе как индивидуумов, так и других звезд и вселенной в целом. Так создавалась почва для астрологии. Когурёсцам были известны «Ши цзи», «Цзю Хань шу», «Хоу Хань шу», которые содержали такие разделы, как хронологические таблицы, записки о пяти элементах. В них отмечались и различные астрономические наблюдения. В «Самгук саги» («История трех царств») в разделе «Когурё» есть довольно много записей о наблюдении за небесными светилами, но не всегда ясно, насколько эти записи оригинальны, и в какой степени переписаны из этих китайских хроник. Как бы то ни было, при дворе существовала специальная должность государственного звездочета, или «солнценаблюдателя», как его именует летопись. Эти звездочеты были хорошо знакомы с китайским учением о 28 созвездиях, с теорией круглого неба и квадратной земли (что отразилось в форме погребальных камер, в содержании фресок). Естественно, что наиболее часто в летописи фиксировались такие эффектные и заметные для всех небесные явления, как солнечное затмение. В разделе «Когурё» за время с 114 по 559 отмечено 11 солнечных затмений: в 114, 116, 124, 149, 158, 165, 178, 186, 219, 273, 554 годах. Первые 9 затмений зафиксированы также в «Хоу Хань шу», затмение 273 года - в «Цзинь ши». Астрономические наблюдения в Когурё уже отличались тщательностью. «Самгук саги» повествует о солнечном затмении, которое приходится на 9-й месяц 2-го года правления царя Тхэ Чжо Вана (124 от р.х.). Сравнивая эти сведения с данными «Хоу Хань шу» и списком затмений Оппользера, приходим к выводу, что корейская запись - единственно верная. Затмение 554 года отмечено правильно, тогда как в китайской хронике оно не зафиксировано. Наблюдение над кометами и метеорами их фиксация схематичны, но, в общем, правильны. Ошибки во времени связаны с погрешностями службы времени и летосчисления. Появление комет отмечалось 8 раз: в 46, 158, 200, 217, 300, 315, 383, 668 годах. Комета 46 от р.х. наблюдалась в течение 20 дней. В сравнении с китайскими астрономическими сведениями запись 200 года обнаруживает расхождение в несколько месяцев, записи 217, 315, 383 годов - в 10 лет (вместо 207, 305, 373 годов). Комета 12-го месяца 300 года, наблюдавшаяся в Китае в 1-м месяце 301 года, в Корее не могла быть видна из-за ее близости к Солнцу. Часть этих ошибок, по-видимому, появились при списывании с китайских хроник. Метеоры, «падающие как дождь», отмечались в 566, 581 (неточно) и 643 годах, а землетрясения - во 2 от р.х. В Пхеньяне сохраняется легендарная астрономическая карта Когурё с 1463 звездами, высеченными на камне. На фресках в гробницах нередки изображения светил и созвездий. В «Кургане танцоров» на потолке нарисована схема созвездий. Солнце, Луна, «четыре небесных дворца» ориентированы по сторонам горизонта. Завершая раздел, можно напомнить, что иное географическое положение Кореи по сравнению с Китаем вынуждало вносить определенные изменения в астрономические наблюдения и фиксацию (особенно при использовании китайских наблюдений).
Пэкче (королевство).
Как и в Когурё, в основе астрономии Пэкче лежало китайское учение о 28 созвездиях, движение которых наблюдали по всей стране. В этом государстве был придворный астроном, в чьи обязанности входило составление календаря, астрологических гороскопов на основе теории пяти элементов, ян и ин, ведение астрономических наблюдений. Именно в Пэкче впервые на полуострове использовали гномон. В «Самгук саги» 26 раз фиксируется солнечное затмение. Иногда сведения были списаны из китайских источников, но в других случаях получены самостоятельно. Так, правильно и самостоятельно отмечено затмение 87 года, тогда как в Китае оно помечено 84 от р.х. Затмения за период 155-165 год списаны с «Хоу Хань шу». Солнечное затмение 170 года, наблюдалось в Пэкче и записано с ошибкой на один день. Зато затмение 478 года отмечено в Пэкче более точно, чем в китайской хронике «Вэй шу». Эти расхождения в записях корейских и китайских хроник, возможно, говорят о каких-то отличиях в календарях обеих стран, причем об отличиях в пользу системы, принятой в Пэкче, - но не всегда. Затмение, отнесенное в 495 году, в действительности произошло на год раньше. Интересно, что затмения 559 и 592 годов, отмеченные в хрониках Пэкче, действительно состоялись, но не могли наблюдаться, ни в Пэкче, ни в Китае. Возможно, они были предсказаны на основании астрономических наблюдений и расчетов. Помимо солнечных затмений, в Пэкче записывалось появление комет. Фиксация крайне общая и отмечает лишь место появления кометы и время (иногда лишь месяц). Неточности во времени объясняются ошибками календаря. В «Самгук саги» имеется 15 записей о метеорах и кометах, наблюдавшихся в Пэкче. Всего описано 10 комет в 105, 191, 204, 269, 302, 336, 390, 400, 415, 525 годах. В 532 году замечено падение метеора. Комету 302 года наблюдали днем. Именно Пэкче впервые в 553 году ознакомило Японию с астрономическими сочинениями, а в 602 году с календарем «Юаньцзя». Этот календарь был составлен в Китае в 445 году. Введению его в обиход предшествовали девятилетние наблюдения, во время которых измеряли длину солнечной тени, определяли день ежегодного зимнего солнцестояния. Этот календарь существовал в Пэкче на протяжении V века. По просьбе Японии Пэкче посылало в эту страну своих звездочетов: Кодок Вансон (554), Квал-лук (602). В VI веке создано ведомство водяных часов.
Силла (королевство).
Силланцы через Когурё и Пэкче узнали основные китайские сочинения по астрономии, а также правила наблюдения солнечных затмений, 28 созвездий, комет, метеоров. Обнаружены фрагменты солнечных часов, высеченных на камне (VI-VII). На круге (диаметром 33,5 см) выделены 24 сезона. Очень скоро астрономия в Силла сделала большие успехи. Еще в 536 от р.х., по преданию, был создан собственный календарь - впервые на полуострове. Он был составлен на основании наблюдений силланских астрономов. Однако по правилам дальневосточной дипломатии создание своего календаря считалось провозглашением культурной автономии, а принятие китайского календаря - признанием культурной зависимости. В этом, несомненно, сказывалось огромное значение календарей в государственной, общественной, научной жизни. А так как формально Силла считалась вассалом Китая, то последний добился упразднения силланского календаря. В 647 была построена знаменитая силланская обсерватория (Чхомсондэ). Это одна из наиболее древних астрономических обсерваторий на Дальнем Востоке. Она находится к юго-востоку от Кёнчжу - столицы Силла. Круглая гранитная башня (диаметром внизу около 5,00 м, наверху - 2,85 м, при высоте 9,00 м) кверху сужается и заканчивается квадратной площадкой, ориентированной по сторонам горизонта. На площадке устанавливались астрономические инструменты - армиллярная сфера. Примерно на половине высоты башни с юга находится окно, ведущее во внутренний ход в теле башни, заканчивающийся на верхней площадке. На башне дежурили звездочеты. Важные новости передавались через окошко царским курьерам. В случае необычайных небесных явлений весь штат астрономов составлял особое донесение двору, которое влияло на ход государственных дел. Специфическая форма башни отражает теорию мироздания - круглое небо и квадратную землю. Через окно солнечные лучи проникали в башню, и по их расположению астрономы определяли момент солнцестояния. Возвышающаяся башня, по-видимому, служила и гномоном, а также точкой отсчета расстояний на все четыре стороны света. В «Самгук саги» записано 11 затмений, относящихся к этому периоду. Однако 7 из них относятся ко времени царствования легендарного основателя государства Силла - Хёккокосогана. Записи с точностью до дня совпадают с соответствующими местами «Хань шу»: 54, 34, 28, 26, 25, 2 до р.х. и 2 от р.х. Так как в то время силланцы, очевидно, не могли вести столь точных наблюдений, то эти данные были механически списаны с китайского источника. Следующие записи относятся уже к более позднему времени: 124, 186, 201, 256 годов и тоже, в общем, согласуются с данными «Хоу Хань шу». Но здесь совпадение неполное, что говорит о самостоятельном характере наблюдений. Записи затмений 124 и 186 года расходятся в днях, причем в первом случае верна корейская запись, а во втором - китайская. Запись 201 года намного точнее китайской записи (на 5 месяцев). Корейская запись затмения 256 года ошибочна. Всего до 911 года в «Самгук саги» зафиксировано 29 затмений. За период с 49 до р.х. по 908 от р.х. этот же источник фиксирует 57 случаев наблюдения в Силла комет: четыре из них повторены по китайским источникам, но 5 проведены, похоже, самостоятельно. Появление метеоров записано в 32 случаях. Это наиболее весомый итог астрономических наблюдений на Дальнем Востоке за пределами Китая.
Силла (объединенное королевство).
Силла получила астрономические познания и календарь от двух других государств полуострова, а с середины VII века, объединив полуостров под своей властью, установила прямые связи с Китаем и подняла астрономию на большую высоту. В Силла были восприняты китайские теории строения вселенной, проникшие в страну, вероятно, еще в эпоху троецарствия и остававшиеся незыблемыми до XVII-XVIII века.
- По одной из теорий (кайтянь), круглое небо и квадратная земля (плоские тела) располагались параллельно, и небеса двигались вокруг земли на оси Полярной звезды. Солнце же вращалось вокруг полюса по круговой орбите, причем размер радиуса зависел от сезона.
- По другой теории (хуньтянь), космос состоит из небес, которые окружают землю, «как белок в яйце окружает желток». Космос вместе с планетами движется по оси между северным и южным полюсами.
Тесные морские и сухопутные связи Силла с Китаем и Японией содействовали активизации астрономических исследований. Но главной задачей корейских астрономов являлся пересмотр китайских календарей на основе наблюдений над созвездиями. В 674 корейский посол привез из Китая на родину новый китайский календарь - «Миньдэ». В 749 была учреждена коллегия астрономов и наблюдателей за водяными часами. Сами водяные часы впервые сконструировал Ван Нёса (718) и тогда же был создан специальный штат, обслуживающий их. Большой колокол, отлитый в 717, отбивал вечером 28 ударов в честь 28 созвездий и утром, когда наполнение водяных часов кончалось, 33 раза в честь 33 небес Будды. В 692 буддийский монах привез в Силла астрономическую карту. На этой карте вселенная рисуется в виде двух полусферических тел (небо и земля), висящих друг напротив друга без поддержки. Смена дня и ночи объясняется вращением этих сфер, заставляющим исчезать Солнце и Луну. Несмотря на свою примитивность, эта теория была более передовой, чем старое представление о квадратной земле со столбами, на которых покоится небесный свод (так называемая балдахинная теория). Астрономические наблюдения велись в прежних направлениях, но более интенсивно. Возможно, этим и объясняется исчезновение со страниц «Самгук саги» упоминаний о солнечных затмениях - они стали обыденным явлением. Действительно, с 256 по 787 год не зафиксировано ни одного затмения, хотя другие небесные явления тщательно отмечаются. Интересно, что затмение, помеченное в «Самгук саги» 789 годом, а в «Цзю Тан шу» (786), в действительности должно было произойти в 787. 9 следующих затмений в «Самгук саги» отмечены с опозданием на два года, хотя временные промежутки между ними верные; несмотря на то, что хронология всех других событий этого периода согласуется с «Тан шу», записи о затмениях обнаруживают такую странную особенность. Возможно, эти записи перенесены из другого источника. Про затмение 803, которое отмечено в «Самгук саги», как предсказанное, говорится, что оно «не состоялось». Его нельзя сопоставить с затмением 801 года, которое было видно и в Чанъане, и в Южной Корее. Затмение 911 - последнее, отмечаемое силланскими хрониками. Кстати, упоминание о нем отсутствует и в соответствующей китайской летописи «Цзю удай ши». Продолжаются и наблюдения за другими небесными явлениями, например за кометами. На протяжении своего существования - от королевства Силла до Объединенного королевства Силла - это государство в своих хрониках 32 раза отметило появление комет.
Корё (королевство).
В Китае астрономия испытывала несомненный подъем. Китайский ученый Шэнь Гуа (XII) очень интересовался проблемой прогноза погоды и составлением метеорологических бюллетеней. Он первый объяснил происхождение радуги, не зная ничего о преломлении света. Он считал, что радуга - это тень солнца во время дождя. Он определил точное нахождение северного полюса в пространстве, установил, что продолжительность суток летом и зимой не одинакова и не соответствует точно 24 часам и объяснил это несоответствие разной скоростью движения солнца в период зимнего и летнего солнцестояния. В XII веке Чжу Си пытался выявить причины образования облаков и дождя. Образным языком он изложил свою теорию, по которой облака и дождь обязаны своим происхождением парам: в первом случае - ничем не сдерживаемым, во втором случае - прикрытым. В конце XIII - начале XIV века большую работу по уточнению календаря вел в Китае Го Шоу-цзинь. Он построил для астрономических наблюдений башню в провинции Хэнань и вел там наблюдения, на основании которых сравнительно точно определил продолжительность тропического года в 365,2425 суток (эта цифра расходилась с истинной величиной на 27 секунд). Кроме элементов астрологии, астрономия Корё унаследовала от Силла живой интерес к наблюдениям. Но наряду с этим окончательно сложилась система астрономических учреждений и государственных астрономов. По «Корё са» («История Кореи», цзюань 76), астрономический отдел занимался, помимо собственно астрономии, составлением календарей, метеорологией, службой времени. В начале династии он был разделен на два подотдела - древняя астрология и древняя история. В дальнейшем это подразделение сохранилось, но первый подотдел неоднократно менял свое название на подотдел астрономии и обратно, что отражало колебания в понимании его назначения. Наконец во второй половине XI века он окончательно получил название астрономического подотдела. В него вошли астрономы-наблюдатели, инспектора, чиновники, заведующие каждым из четырех сезонов, их помощники и протоколисты-астрономы - всего 13 человек. В подотделе древней истории в то время также работали 13 человек, среди которых, помимо историографов, летописцев, архивистов, были наблюдатели за планетами и календарем. Астрономические обсерватории династии Корё не сохранились. У города Кэсона видны развалины одной каменной обсерватории. Каменная плита со стороной 3 м поддерживается пятью каменными столбами высотой 3 м. При наблюдениях пользовались армиллярной сферой. Астрономические наблюдения велись очень тщательно и непрерывно. В «Корё са» в специальном астрономическом разделе на протяжении 475 лет регулярно вписывали результаты астрономических и метеорологических наблюдений. За это время солнечное затмение наблюдали 132 раза, а кометы - 58 раз. Как и множество явлений, связанных с затмением, движением и положением Луны, планет и звезд, с метеорами, фиксировались в основном необычные явления. Однако астрономы не могли точно предсказать наступление солнечных и лунных затмений. В шести случаях астрономы были наказаны, хотя вина лежала на несовершенных календарях. В «Корё са» зафиксировано 20 случаев наблюдения новых звезд и 67 - комет. В одном случае, в 1264, комету наблюдали 72 дня, в 1374 - 45 дней. Важным достижением этого времени явились наблюдения над солнечными пятнами. В разделе «Астрономия» в «Корё са» за период с 1024 по 1383 год 34 раза упомянуты пятна на Солнце, причем указываются их размеры: с яйцо, со сливу, с цыпленка и т. д. Эти наблюдения в Европе стали вестись лишь в XVII веке. 99 раз зафиксированы круги вокруг Солнца и белая радуга. От XI века до нас дошло бронзовое зеркало (диаметр 17 см) с изображением схемы вселенной. В центре изображено солнце с 4-мя основными направлениями: синим драконом, черной черепахой, белым тигром, красным фениксом. Второй круг содержит уже 8 основных направлений и символические изображения восьми триграмм. В третьем круге 12 спаренных часов, в четвертом - 28 созвездий, в пятом, внешнем, 24 временных этапа двух суток. В течение 500 лет своего правления династия Корё пользовалась китайскими календарями: ганским календарем «Сюань-мин», составленным Соу Анем в 822 году, календарем «Шоу-цзин», составленным Го Шоу-цзинем в 1280 году и около этого же времени узнала григорианский календарь с его годом в 365,2425 сут. Китайские календари были очень сложны в употреблении, что препятствовало их использованию в широких слоях населения. К тому же они были недостаточно точны. Известно, что в самом Китае за время правления династии Сун (свыше 300 лет) календари менялись 16 раз. Корё искало выход из создавшегося положения не в частых сменах календарей, а в попытке создать более простой и точный корейский календарь. Но эти попытки были неудачны из-за рутинерства придворных астрономов, в чьем ведении находилось составление календарей. В 1029 году с появлением нового китайского календаря между двумя группами астрономов и составителей календарей происходили жаркие споры по вопросу составления корейского календаря. В 1062 году были рассмотрены и отвергнуты пять проектов местных календарей. В 1281 году династия Юань (Китай) предложила свой календарь «Шоу-ши». Нескольким ученым было поручено изучить календарь. Цой Сунчжи получил ссуду на работу над календарем. Его дело продолжил Кан Бо, который опубликовал результаты в 1298. Он эмпирически составил лунный календарь с годом, равным тропическому году 365,2425 сут и синодический месяц 29,530 593 сут с точностью до 1/1 000 000 и 1/6 000 000, соответственно. На этом методе было построено предсказание положения Солнца, Луны, пяти планет на каждый день. Но эти работы были также встречены настороженно чиновниками-астрономами. Наконец, корейцы приняли календарь, составленный монголами в 1280. В его основу был положен сунский календарь, но при его составлении были использованы данные арабов и, самое главное, его составлению предшествовали длительные наблюдения, которые велись в 27 пунктах. Длительность года по этому календарю составляла 365,2425 сут. Это был наиболее точный календарь, очень близкий по системе к григорианскому календарю. Он был введен в стране в 1309-1313 годах. В Корё были созданы собственные труды по летосчислению, ныне утраченные: «Книга о свете планет и корейском календаре» («Коре Сасон ёсо»), «Календарь Корё» («Корё иллёк»). Нужды сельского хозяйства требовали в стране большего внимания к метеорологии. В разделе «Теория пяти элементов» в истории Корё («Корё са охэнчжи») содержится много тщательных наблюдений за ветром, дождем, ураганом, дождем со снегом, снегом, морозом. Неполнота этих наблюдений, их не систематичность и увлечение теориями пяти элементов, ян и ин мешали правильно осмыслить эти явления. В стране были установлены каменные дождемеры. В Корё зафиксировано 135 случаев наблюдений за силой ветра.
Династии Ли (ранний период).
Китайская астрономия в XIV-XVII веке замедлила темпы своего развития. Некоторым толчком к пересмотру старых календарей послужило прибытие в страну в 1580 году иезуита Матео Риччи, познакомившего китайцев с достижениями европейской астрономии. Уже в сунское время в Китае появляются расчеты объема дождемеров, а в 1424 году они были разосланы во все провинции, и было велено сообщать в Пекин о количестве выпавших осадков. Астрономическая служба двора династии Ли имела в своем составе астрономов, географов, составителей календарей, астрологов, наблюдателей-метеорологов, служителей при часах. Штат служащих значительно возрос, но астрономия по-прежнему покоилась на старой теоретической базе и сохраняла сильный налет астрологии. Ввиду того, что точные знания о сезонах и временах года приобретали все возрастающее значение для развивающихся сельского хозяйства и торговли, усилия астрономов Кореи были направлены на уточнение летосчисления, измерения времени, на астрономические наблюдения, на создание новых механизмов. Были построены две обсерватории - в Соунгване и в Каньыйдэ. Астрономические приборы Силла и Корё до нас не дошли, но от эпохи Ли сохранились некоторые предметы. В 1432 году была создана новая армиллярная сфера. Она употреблялась для определения координат небесных светил (склонение, высота, восхождение). Сфера образована комбинацией трех медных неподвижных кругов с делениями, снабженных прорезями для визирования (небесный экватор, небесный меридиан, горизонт). Круги укреплены на мордах пяти драконов, хвостами упирающихся в станину. Внутри прибора - четыре соединенных между собой кольца: 1/эклиптика, 2/небесный экватор, 3/колюр равноденствий, 4/колюр солнцестояний. В станину вмонтированы уровни. Сфера устанавливалась строго горизонтально и по меридиану. Поверхность круга экватора была разделена на 360 градусов, разделенных на четыре разряда. При вращении этого круга с востока на запад измерялся угол склонения планет. На меридиональном круге имелось другое кольцо - со ста делениями, отмечающими 12 часов суток. Полдень определялся по гномону солнечных часов, дающему тень, а ночь - по покраснению меридиональной звезды. На третьем круге (горизонт) имелось приспособление для определения расстояния. При вращении с востока на запад происходило склонение на юг и север и измерялось расстояние. Вертикальный стержень соединял воедино три круга. При наклоне его третий круг ориентировался на северный полюс. Астрономическая обсерватория была снабжена большими стационарными, а также мелкими и портативными армиллярными сферами. В 1433 году был смонтирован небесный глобус для опознавания звезд и созвездий, определения моментов прохождения звезд через меридиан, восхода и захода Солнца. Станина сделана из лакового дерева, а сам шар из лакированной материи имел в диаметре около 3 м. На поверхности вырезаны звезды и созвездия. На шаре были обозначены экватор и меридианы, градусы небесного свода. Экватор находился в центре, а эклиптика выступала снаружи и внутри экваториала - с каждой стороны примерно на 24 градуса. Отклонение наблюдаемой звезды из центра наружу составляло за день один оборот и один градус. Солнце, останавливаясь на эклиптике, проходило ее каждый день, что давало 1 градус. В 1438 году в Сеуле были установлены двое солнечных часов. Позже их ставили на улицах, и скоро они нашли распространение среди населения. Часы имели вид стержня с подвесным шаром. Стержень устанавливали с наклоном на север, а основание циферблата - с наклоном на юг. На северном склоне рисовали крест и на верхнем стержне вешали гирьку. Все сооружение устанавливали горизонтально по уровню в соответствии с крестом. На малом кольце были нанесены сто делений (его диаметр = 12 см). Сущность работы солнечных часов заключалась в том, что стержень, проходя через центр кольца, давал тонкую линию, концом указывая наверх, а нижней частью склоняясь к югу. По месту прохождения теневой черты через деления определяли время. Существовали и другие системы солнечных часов. Одни из них были сделаны по типу чашечных весов. Площадка у них была ориентирована на север-юг. Стержень укреплен в центре, к вершине его прикреплялась веревка. Стержень показывал на юг. Другие имели вид котла и были отлиты из бронзы. В это же время был сконструирован прибор, автоматически и с большой точностью определявший местоположение солнца по отношению к земле в течение года и часовое время суток. Он приводился в движение водой. Из меди делалось обычное колесо, а также колесо с рукояткой, выровненные по экваториалу. На верхней поверхности окружности закреплялись три кольца: градуированное кольцо небесной сферы, кольцо, имевшее сто делений солнечных и сто делений звездных часов, причем каждое деление соответствовало 4 (четырем) минутам. Кольцо небесной сферы имело свои деления, каждый градус = четыре минуты. Но, так как солнечный год отличался по своей длительности от календарного года, то 16 лет, исчисляемые по календарю шоу-ши, набирали отставание в один градус и со временем шкала делений этого прибора была усовершенствована. Уже в 1398 году в центре Сеула были установлены водяные часы. Наиболее значительным техническим новшеством стала автоматическая гидросфера, созданная при короле Сечжоне (1419-1450). В инструмент была вставлена деревянная кукла, которая отбивала на колоколе часы. Появились аналогичные механизмы, но с изображениями воина, женщины, двенадцати божеств. Все механизмы показывали время с точностью до одной минуты. Они состояли из четырех сосудов разной величины, передающих воду. Когда два сосуда с водой опоражнивались, в них снова наливали воду. Циферблат имел две стрелки и был разделен на 12 часов, каждый час включал 8 делений. Наряду с этим существовала шкала со 100 делениями. Стрелка, снабженная деревянной фигуркой, сама возвещала время. Существовали водяные часы в виде полой бронзовой черепахи, которая поднималась и опускалась в сосуде с изменением уровня воды и приводила в движение стрелку, указывающую время. Механические часы появились между 1568 и 1607. Всего было сконструировано около 15 астрономических приборов и механизмов, но многие из них в годы японского вторжения были уничтожены. Все эти приборы, механизмы, часы были сконструированы на основании сложных и точных математических расчетов и изготовлены с большим техническим совершенством. Они обеспечивали широкий размах и точность наблюдений. Приборы, изготовленные в более позднее время, уже не отличались такими высокими качествами. Это относится к дождемерам, а в особенности к автоматическим водяным часам и наблюдательным приборам. В 1631 в страну был привезен телескоп, но неизвестно, применялся ли он при наблюдениях. В эпоху Ли в первой половине XV метеорология несколько активизировалась. В 1423 было предпринято измерение глубины дождевого наполнения, которое достигало 3 м. В 1425 был издан указ, предписывавший чиновникам провинций и уездов давать сведения о глубине проникновения в почву дождей. В 1441 правительство установило на мосту Мачхон и на реке Ханган специальные рейки для измерения уровня воды. В 1442 был сконструирован дождемер для точного определения количества выпавших осадков. В этом Корея опередила Европу на 200 лет. Дождемеры имели вид цилиндра, изготовленного из меди и вмонтированного в каменное основание. После дождя специальные наблюдатели измеряли количество жидкости. Позднее дождемеры стали делать из железа или обожженной глины, а мерки из бамбука. Их рассылали в провинции, уезды, города и деревни. Местные власти должны были регулярно проводить наблюдение и присылать сведения. Эти первые в истории метеостанции устраивались государством по всей стране. К сожалению, записи наблюдений в большей своей части утрачены. Сохранились записи для Сеула с 1770 за срок больший, чем для Рима и Парижа (190 лет против 180 лет для этих двух городов). Фиксация астрономических явлений стала более подробной и научной, чем прежде. При появлении комет отмечается место их появления по отношению к той или иной звезде, цвет, длина хвоста, путь движения и место исчезновения, при этом сведения иногда даются в градусах. При солнечном затмении фиксируется время наблюдения в часах, длительность самого затмения с точностью до секунды, направление движения тени по сторонам горизонта. За весь период правления династии Ли отмечено 190 солнечных затмений. Астрономическая карта короля Тхэчжо составлена в 1396. Она основывается на карте, некогда высеченной на камне и погибшей в Когурё в VII веке. Астрономы эпохи Ли пересмотрели старые карты, но карту звездного неба поместили на новой каменной плите без изменений. Таким образом, эта карта восходит к астрономическим картам VII века. Корейская карта имеет изображение экватора с северным полюсом в центре. Три концентрические окружности отмечают северный полярный круг (около 38°), экватор и предел видимости (около 55° склонения). Эклиптика имеет наклонение около 2 градусов. Весеннее равноденствие - это пересечение эклиптики и экватора вверху справа, а летнее равноденствие, которое является начальной точкой, расположено внизу слева. Млечный путь обозначен в виде неправильного скопления. Из центрального круга расходятся 28 радиусов, образуя 28 неодинаковых секторов, соответствующих такому же количеству созвездий. 28 созвездий сгруппированы в 4 квадрата по 7 звезд в каждом. Всего на карте 1464 звезды (1464:4 = 366 сут). К сожалению, лишь немногие из них отождествляются со звездами европейского атласа. Еще в первые годы правления династии была составлена карта неба. Было установлено, что неподвижные звезды ежегодно перемещаются к востоку на 51", и положение меридиальной звезды в древности и на рубеже XV не одинаково. В течение ряда лет астрономический отдел фиксировал расхождение в градусах между положением наблюдаемых светил и теми данными, что содержались в старых картах. Наконец в 1395 по новому методу было определено положение меридиальной звезды, которое отличалось от фиксированного на старинных картах. Это положение и было зафиксировано на новой карте. Но за 100 с лишним лет разница во времени для неподвижных звезд снова наросла. В 1572 астрономическое бюро выпустило карту звездного неба на 120 листах («Чхончжадо»). В 1445 Ли Сун выпустил сборник «Чега ёксанчжип», в четырех разделах которого («Астрономия», «История», «Приборы», «Часы») излагаются факты и явления, сохранившиеся в старых преданиях и летописях и расклассифицированные автором. Исторический каталог необычайных звезд («Ёкдэ ёсоннок») Ким Иннёма (1622-1674) еще пропитан идеями астрологии: с древности появление комет расценивалось как признак надвигающегося бедствия. В работе собраны все случаи появления в Китае комет от 614 до р.х. и до 1577 от р.х.. Календари по-прежнему ежегодно привозили из Китая. Но они были настолько несовершенны, что в противовес королевскому календарю был издан народный, более удовлетворяющий потребностям населения. В самом начале династии Ли в стране было два календаря: танский сюань-ши и юаньский шоу-ши, но оба они давали значительное расхождение с истинным временем. Устранить это расхождение пытались корейские астрономы и чиновники службы времени. В 1423 был проведен пересмотр и уточнение китайских календарей. Шли горячие споры между сторонниками китайского и корейского календарей. Китайская календарная система покоилась на наблюдениях за движением солнца или луны, а корейская - на движении семи планет. Корейский астроном середины XV Ли Сунчжи положил в основу китайскую методику составления календарей, но за исходный пункт вычисления взяли данные для Сеула. Так в 1444 родилась книга «Внутренняя часть расчетов семи планет» («Чхильчон сан нэпхён»), содержащая семь частей: календарь, солнце, луна, меридиональные звезды, солнечные и лунные затмения, пять планет, остальные звезды. В ней приведены законы движения небесных светил, солнца, луны, время затмений. Система наблюдений, предложенная автором, покоилась на измерении тени солнца в Сеуле во время солнцестояния. На основании этого сочинения удалось предсказать солнечное затмение в 1447. В 1644-1651 корейцы усердно штудировали новый китайский календарь шисянь. Григорианский календарь проник в Корею во второй половине XVI, но не был принят в стране. Это и неудивительно, так как в Корее составление календарей находилось под строгим правительственным контролем. Самовольное составление календарей было строго запрещено под страхом смертной казни. Чиновникам-астрономам было выгодно сохранять составление календарей в своих руках.
Династии Ли (поздний период).
В Китае активность в этой сфере заметна в составлении календарей с применением европейской методики. Новый календарь гуймаоюань разрабатывался с 1730, а вступил в действие с 1742 и оставался в ходу до 1911. В 1873 европейцы создали обсерваторию Сюйцзяхуэй в Шанхае. Основу корейской астрономии с середины XVII и по XIX составили теоретические работы ученых сирхакпха о строении вселенной. Ли Ик в своих трудах уже основывался на передовой европейской теории мироздания. Он отвергал традиционную концепцию девятислойного неба и, используя телескоп, установил неподвижность Полярной звезды. Он отметил различие между европейскими и китайскими звездными атласами, проявляющееся, прежде всего, в определении пропорциональных размеров Венеры и Луны, Солнца и Земли, в установлении характера Млечного пути как скопления звезд. Он, верно, объяснял это расхождение отсутствием у китайцев полноценного телескопа. Ли Ику были известны размеры Земли, Солнца, Луны, вычисленные западными астрономами, теории календарного исчисления и состав Млечного пути. Он не имел точного представления о коперниковской теории солнечной системы, но понимал отсталость геоцентрической теории. Хон Дэён (Там Хэн, 1731-1783) интересовался естественными науками, особенно астрономией и математикой. Причем пытался познать все сущее методами этих двух наук. Он оставил трехтомную «Прикладную математику» («Чжухви суён»), в 3-м томе которой изложил принципы астрономических измерений. Хон Дэён первый в Корее познакомился с европейской астрономией после коперниковского периода и использовал ее в своих трудах. Он также первым научно изучил европейские математические труды, популяризировал представление о шаровидности земли, о Солнце, о Луне, о Венере, о Меркурии, объяснял такие природные явления, как затмение Солнца и Луны, приливы и отливы, ветер, дождь, снег, роса, иней, гром и молния, радуга. Эти рассуждения сконцентрированы в «Беседах на горе Ишань» («Исаи мундаб»). Он доказывал, что Млечный путь представляет собой скопление звезд и включает в себя Солнце с Землей. Знания Хон Дэёна в математике и астрономии были весьма глубокие. Пак Чживон в «Жэхэских дневниках» со ссылкой на Хон Дэёна пишет, что один оборот Земли занимает одни сутки, одно обращение Луны вокруг Земли - один месяц, одно обращение Земли вокруг Солнца - один год и что ранее Хон Дэёна о шаровидности земли говорил астроном Ким Сокмун. Совместно с Хон Дэёном Пак Чживон отстаивал тезис о сферичности Земли, смене дня и ночи вследствие вращения Земли, определял размер планет и звезд при помощи математических вычислений. Основное место в астрономической деятельности по-прежнему занимали попытки составления более точных календарей. Можно сказать, что проблема календарей приобрела большее, нежели прежде, значение. Влияние европейской астрономии на корейскую восходит еще к тому времени, когда кореец Ли Енху учился у китайского ученого Лу Жуханя европейскому способу астрономических вычислений (1631). Сохранилась памятная за-писка Ли Енху и ответ на нее. На основании этой записки и китайской книги «Краткий очерк астрономии» («Тяньвэньлё») Ян Мано, содержащей изложение астрономии Птолемея, после возвращения из путешествия Чон Дувона (1644) вновь были выдвинуты предложения об уточнении календаря. Ким Су (государственный астроном) подчеркивал необходимость проведения реформы на основе европейского календаря. При этом, он указывал, что в Китае в 1644 приняли новую систему календаря и после этого обнаружили значительный разрыв между нею и существующей корейской. Однако хотя календарь шисянь, составленный при участии европейцев, был введен в действие в 1708, успеха он не имел. Он был непривычен, гораздо удобнее казался старый календарь датун. Таким образом, дискуссия о новом календаре европейского типа практического эффекта не дала. В это время в Корее было в ходу два календаря: датунли династии Мин и шисяньли династии Цин. Последний был известен в двух вариантах: первый был составлен в основном европейцами в Китае, а второй - немцем, португальцем и китайцами в 1737. Нам Бенгил написал «Заметки о календаре шисянь» («Сихон квиё»), составленные в цинском Китае, в котором критикует его за сложность и отстаивает чисто европейский календарь. В период сосуществования двух китайских календарей в стране, придворная служба по составлению календарей окончательно деградировала. Китайцы с XVII при составлении календарей пользовались данными европейских календарей. В последнюю четверть XVIII выпущен так называемый «тысячелетний календарь», основанный на календаре шисянь. Первая часть охватывает период в сто лет с 1777, причем отмечены циклические знаки для каждого I, 11, 21-го дня каждого месяца, 24 сезона, большие и малые месяцы каждого года. Вторая часть охватывает тот же период, но данные приводятся по календарю датунли. Третья часть включает период с 1693 по 1792 и те же данные приводятся по двум вышеуказанным календарям. Европейская литература, обновленные теории о 28 созвездиях, проникнув в Корею, вызвали оживление в корейской астрономии. Астроном АН Чжунтхэ ездил в Китай и приобрел там календарь, составленный на основе изучения семи планет и четырех сезонов, календарь солнечных и лунных затмений, а также европейский труд о Солнце и Луне. Эти сочинения стали основой для новых астрономических наблюдений в течение трех последних четвертей XVIII. В последнюю четверть XVIII астроном Со Бонсю предложил ликвидировать самостоятельное исчисление солнечного времени, начала и конца земледельческих сезонов в каждой из восьми провинций и использовать единое для страны время по календарю шисяньли. В 1795 чиновник службы времени составил книгу «О типах календарей династии Ли» («Кукчжо ёксаго»). В ней излагается история развития методики составления календарей, измерения высоты Полярной звезды, восточного и западного отклонения во времени. В 1894 было принято солнечное летосчисление, но и тогда лунный календарь окончательно не был вытеснен из обихода. Особое внимание уделялось определению поясного времени, в Сеуле в XVII производились измерения высоты Полярной звезды, что имело важное значение для уточнения календаря. В конце XVII работа велась с участием китайского астронома. Напомним, что данные, полученные еще в эпоху Коре, - 38°4', не сильно отличались от новейших, основанных на европейской методике, - 37°4'. Измерения по европейской методике производились в нескольких пунктах: в Сеуле, на одном из островов в 1000 ли к югу от Сеула и в пункте, отстоящем к северу от Сеула на 2000 ли. Во втором случае склонение Полярной звезды по сравнению с данными для Сеула были меньше на 2-3°, в третьем больше на 4-5°. Сопоставление данных по этим трем пунктам и дало возможность уточнить высоту Полярной звезды для Сеула. Справедливости ради надо отметить, что и такие расчеты были недостаточно точны: техника измерения разницы в склонениях, расстояний по поверхности была недостаточно совершенна. В эпоху Корё все астрономические расчеты велись по 16-летнему календарю шоу-ши, в середине XVII по китайским календарям, составленным в Пекине иезуитами, в начале XVIII по новой методике. За нулевой меридиан был принят пекинский. Для каждой территории, отстоящей от Пекина на 1°, прибавляли или отнимали 4 мин. Поскольку Корея располагалась от Пекина на восток на 13°30', то при подсчете поясного времени прибавляли к пекинскому 42 мин. С середины эпохи Ли корейская астрономия знакомится с западными достижениями и пересматривает былые представления. Так, впервые специально фиксируется прохождение очередной кометы в ночь 10 дня 10 месяца 1964. Наблюдения над кометой длились в течение почти 80 ночей, за исключением восьми, когда небо было покрыто тучами. Был составлен атлас ее движения. Наблюдения комет, производившиеся в 1668, 1695, 1702, 1723, 1759 (комета Галлея) годах, по датам совпадают с европейскими. Всего в эпоху Ли зафиксировано 103 случая появления комет. При наблюдениях использовалась уже сложная и разнообразная аппаратура. В одном из своих трудов - «Кратком описании астрономической аппаратуры» («Ыйви чыпсол») Нам Бёнчхол (XVIII) излагает конструкцию и принцип более чем десяти корейских астрономических приборов: армиллярной сферы, небесного угломера, небесного глобуса и т. п., а также правила пользования ими. Его брат Нам Бёнрил (середина XIX) был автором «Атласа и описания измерительных астрономических приборов» («Яндоый досо»), в котором пропагандируется новый способ астрономических вычислений, дается чертеж и описание соответствующего прибора. Фиксация астрономических и метеорологических наблюдений в эпоху Ли происходила в виде сообщений и дневников, сохранивших записи за несколько веков непрерывных наблюдений. В частности. «Записки о ветре и облаках» («Пхунунви») в сохранившейся своей части охватывают период 1740-1862; «Заметки о небесных явлениях» («Чхоянён чхе чхун дынок») - сборник ежегодных рапортов астрономического отдела за 1737-1843; «Дневник Сынчонвона» («Сынчонвон илги») содержит перечень королевских повелений и докладов министров с 1621 по 1893 (более древние записи погибли); «Хроника Илсона» («Илсонок») является дневником деятельности этого учреждения за 1776-1910. Немало упоминаний об астрономических наблюдениях разбросано в «Дневнике Куннэбу» («Куннэбу ильги»), «Дневнике Бисогам» («Писогам ильги»), «Дневнике Восточного дворца» («Тонгун ильги»). В это время появилось весьма много книг и таблиц - результатов новых астрономических наблюдений, которые описываются в «Тонгук мунхён биго». Таблицы широт и долгот, экватора и эклиптики неподвижных звезд составлялись дважды, в том числе в 1744 на основе новой методики измерения широт и долгот неподвижных звезд. Таблица градуированных созвездий в экваториале и эклиптике 1744 содержит данные с точностью до секунды для 28 созвездий, то есть для всех известных в средние века созвездий. Эти данные уже не совпадают с древними, так как созвездия двигаются по эклиптике, а экваториал сместился по отношению к эклиптике. В 1741 составлена таблица градуировок (по частям окружности) по эклиптике и экваториалу, где созвездия были разделены на 12 групп по числу частей окружности. Для всех созвездий была указана определенная часть окружности. А так как с танской эпохи разница во времени уже составляла порядочную величину, то для исправления положения был использован европейский метод. В «Зеркале звезд» («Сонгён») Нам Бёнгил внимательно разбирает европейские данные о звездах, приводит рисунки созвездий и планет. Помимо классических 28 созвездий, он сообщает о новых, в том числе о Южном кресте. Всего в его труде перечисляется 1317 звезд шести классов: I класс - 16, II - 51, III - 159, IV - 349, V- 390, VI – 343. Интересно отметить, что еще в начале XVIII в общественном мнении и государственном обиходе были сильны астрологические идеи. Именно таким настроениям отвечало появление в 1708 «Систематического изложения феноменов в Корее» («Дадон сяныйко») Цой Чхонбёка, где описаны «странные» явления, происходившие в небесах и на земле за 475 лет. Несмотря на свою астрологическую направленность, книга содержит много интересных фактов. Ученый-астроном Сон Чжудок, служивший при дворе в конце XVIII начале XIX, создал «Астрономические записки» («Сёун-канчжи»), в которых описывал методику астрономических наблюдений. Эта методика во многом совпадает с современной. Сон Чжудок различал наблюдения необычных и обычных явлений, причем о первых полагалось сообщать немедленно, а о последних обычным порядком.
- К первым он относил белые ореолы вокруг Солнца или Луны, отмечая их форму и время появления; землетрясения, различая подземные толчки и колебания почвы, фиксируя эпицентр, район и время; кометы пяти типов - с расширяющимся или коротким хвостом и т. д., наблюдая время и положение их стояния.
- В категорию обычных явлений вошли солнечные и лунные затмения, покраснение этих светил, ореолы у Солнца или Луны, радужные пятна на Солнце, короны, радуга вокруг Солнца или Луны, пятна на Солнце, затмение планет, падучие звезды, облака, молнии, радуга, удары грома, град, туман, изморозь, мороз, снег, дождь.
Астрономическая карта.
В государстве Когурё (277 до р.х. - 668 от р.х.) была обсерватория, в которой проводились наблюдения солнечного и лунного затмения, метеоров и комет, и составлялись астрономические карты. На камне была выгравирована астрономическая карта созвездий. Ее (во время войны) иностранные агрессоры бросили в реку, и она исчезла. В 1390 была обнаружена ее копия на бумаге, а в 1395 она была размножена. Одна из копий дошла до наших дней. В копию, были внесены некоторые коррективы и дополнения. В центре карты изображен большой круг с созвездиями, а вокруг нее изображены разные таблицы, объяснения, пояснения. Небесная сфера с северным полюсом в центре была изображена в плоской проекции. Отмечены 282 созвездия с 1464 звездами, точки весеннего и осеннего равноденствия, координаты главных звезд, 28 знаков зодиака, экваториальные координаты, зодиак, северный полюс мира, небесный меридиан, Млечный путь. На карте указывается, что при ее реконструкции местонахождение созвездий было перемещено на 12,5 градуса. Исходя из того, что ось вращения Земли перемещается в сторону запада на 50,2 секунды в год. Астрономическая карта созвездий Когурё, отражающая точное расположение небесных светил, является одной из самых старинных в мире астрономических карт и культурным наследием Кореи и являет собой ценные сведения в истории астрономии мира.
1) "В 1438 году в Сеуле были установлены двое солнечных часов ... но, так как солнечный год отличался по своей длительности от календарного года, то 16 лет, исчисляемые по календарю шоу-ши, набирали отставание в один градус и со временем шкала делений этого прибора была усовершенствована".
2) "В эпоху Корё все астрономические расчеты велись по 16-летнему календарю шоу-ши".
=========
Господа инглинги (сторонники с.м.з.х. и ДКЧ) вот откуда взят "круг лет" = 16-ричная система календарирования времени, являющаяся ключевым элементом Даарийского круголета числобога (календари: "колядыдар", "колород", "коловрат").
Свидетельство о публикации №112022106452