От Автора. Предисловие к книге Поэмы
Составляя эту книгу, с некоторым удивлением, заметил, что добрую половину всей моей поэтической продукции представляют поэмы. Пристрастие к этому жанру проявилось во мне с первыми стихотворными опытами. Разумеется, первоначальные опыты в этом жанре не были поэмами в моём нынешнем понимании, а, скорее всего, представляли рыхлые композиции, видимо, потому и не удержавшиеся в памяти.
Более серьёзная, точнее – более целенаправленная работа над поэмой началась для меня после «Лирической трилогии», вышедшей отдельной книжкой в 1947 году в новосибирском издательстве. Эта небольшая книжица стала прародительницей всех моих последующих поэм – от «Далёкой» до «Седьмого неба» и «Женитьбы Дон-Жуана». Такая роль выпала ей не в силу её первенства, а по той причине, что в ней были заложены темы, которые я потом разрабатывал уже более крупным планом – например, тему Родины в «Белой роще», красоты в «Проданной Венере», любви в «Золотой жиле». А что касается «Далёкой», то она непосредственно примыкает к «Лирической трилогии».
«Лирическая трилогия» рождалась под знаком музыки. Музыка играет в ней конструктивную роль. Через неё не только передаётся настроение лирического героя, но и организуется материал.
О, музыка,
Где в каждой гамме
То вознесенье, то обвал…
Такую же роль она играет и в «Далёкой», даже большую. Здесь через музыку намечены даже характеры, которые появятся затем в других моих поэмах уже без её посредничества. Музыкальные мотивы первых вещей позволили мне потом подойти к созданию характера Бетховена. Словом, между всеми моими поэмами есть видимые и невидимые связи, что на мой взгляд, делает эту книгу не механическим собранием разных поэтических произведений, а единым сложным организмом, пережившим разные этапы своего развития…
(продолжение следует…)
Читатель моих поэм легко заметит, что в них я не придерживаюсь границ – ни городских, ни заводских, ни деревенских. А между прочим наша критика любит раскладывать поэтов по полочкам: одного наречёт поэтом рабочей темы, другого – поэтом земли. Легко может статься, что кому-то и чему-то критика не найдёт своей специальной полочки. Поэт всегда должен быть шире таких дробных представлений. Как форма, синтезирующая разнообразные явления жизни, поэма как раз и спорит со всяческой дробностью. Поэту прежде всего принадлежит человек, а в человеке – весь мир.
ВАСИЛИЙ ФЁДОРОВ
Малеевка.
Март 1982г.
* Предисловие к книге «ПОЭМЫ». Москва, «Художественная литература» , 1983.
Последняя прижизненная Книга Поэта Василия Фёдорова.
СОДЕРЖАНИЕ. ПОЭМЫ
ЛИРИЧЕСКАЯ ТРИЛОГИЯ... *1943-1945*
МАРЬЕВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ... *1946*
ЛЕНИНСКИЙ ПОДАРОК... *1953*
ДАЛЁКАЯ... *1954*
БЕЛАЯ РОЩА... *1956*
ПРОДАННАЯ ВЕНЕРА... *1956*
ЗОЛОТАЯ ЖИЛА... *1957*
БЕТХОВЕН... *1961*
АВВАКУМ... *1964*
СЕДЬМОЕ НЕБО... *1959-1967*
ЖЕНИТЬБА ДОН-ЖУАНА... *1973-1977*
Свидетельство о публикации №112022110847