Дядя Коля
Я часто останавливаюсь перед его картинами. Правда, их не много. Всего три. Портреты одного человека. Два – вполне реалистичные и висят на видном месте. А третий… третий вызывает оторопь даже у меня. Кисть художника заглянула в потаенные закоулки души персонажа. Не знаю, доводилось ли кому-нибудь быть свидетелем проявления этих демонических сторон характера очень доброго, скорее беззащитного человека. Им был мой отец. Папа. Иначе я его никогда не называл. Меня коробило казенное слово «отец» даже в анкетах.
Интересна судьба этих картин. Все они были написаны в лагере, где папа отбывал десятилетний срок за проявленную порядочность по отношению к не очень близкому знакомому.
В те годы папа собрал и возглавил очень достойный эстрадный коллектив среди «осужденных». Среди них было много порядочных и талантливых людей, приговоренных к длительным срокам на основании доносов «доброжелателей». Приведу лишь один пример. Альтист получил «десятку» за англоманию. Основанием для подобного утверждения послужило письмо дворника, где тот докладывал, что «жилец из квартиры №5 по утрам ест овсяную кашу и курит трубку». Как видите, оказалось вполне достаточно.
После войны блатные еще реально держали в руках зону, но относились к артистам более чем лояльно. Впрочем, как и администрация. Особых привилегий у артистов не было, однако от тяжелого физического труда они были освобождены. Более того, втянуть их в порочный круговорот криминальной жизни было делом нелегким. Короче говоря, члены творческого коллектива пользовались относительной свободой.
Однажды папа приметил совсем еще юного мальчишку, который терся около эстрадных декораций. Слово за слово и выяснилось, что парнишка любит и умеет неплохо рисовать. Статья у него была не особо тяжкая – мелкие карманные кражи. Таких воришек в голодные послевоенные годы не счесть. Папе стало жаль оставлять, в сущности, еще ребенка на произвол судьбы. Его неминуемо засосала бы уголовная романтика и тогда «прощай» мечта о возможности стать профессиональным художником.
Использовав свое влияние на кума и паханов, папа зачислил юное дарование в свой оркестр. Купил ему краски и все остальное, что можно было достать в те нелегкие для страны годы. С тех пор мальчишка дневал и ночевал в артистических уборных.
Шли годы. Срока у всех не маленькие. Времени для самосовершенствования у начинающего живописца хватало. И он его зря не тратил. Мальчишка рос, а вместе с ним и его мастерство. И вот он уже недурно оформляет декорации к выступлениям. Однако особенную тягу он испытывал к написанию портретов. Благо колоритных личностей на зоне хватало. Природное чутье позволяло ему не только услышать тайные струны человеческой души, но и выбрать среди них главные. Отсутствие профессиональной подготовки юноша с лихвой компенсировал врожденными способностями и трудолюбием. Так появились на свет среди прочих и папины портреты.
После освобождения молодой человек какое-то время скитался по городам и весям, пока не осел на Волге. Навсегда. Он поступил на службу в провинциальный драматический театр. Женился на приме (дядя Коля был неотразим) и вскоре занял должность главного художника.
Впоследствии его персональные выставки пользовались неизменным успехом, как среди театралов, так и простых обывателей. Он был большим жизнелюбом и мягким человеком, несмотря на героическую, даже немного пафосную внешность. До последнего дня оставался удивительно красивым человеком во всех отношениях.
Сегодня, проходя мимо папиных портретов, я невольно вспоминаю чудные дни совместной рыбалки на патриархальном берегу могучей реки и по-театральному одиозную фигуру дяди Коли. Калины.
20.02.12
Свидетельство о публикации №112022000859