Одиноко пронизанный счастьем
Опубликовано в журнале:
«Новый Мир» 1998, №7
Валерий Липневич
ОДИНОКО ПРОНИЗАННЫЙ СЧАСТЬЕМ
Игорь Шкляревский. Стихотворения. М., “Арион”, 1997, 176 стр.
Трудно
назвать другого современного поэта, у которого состояние счастья так
прочно сплавлено с одиночеством. “Стою одинокий. Счастливый”, — счастье
вытекает из одиночества, как река из озера. Более того, поэт утверждает:
“Где нет людей, там я не одинок”. То есть не одинок именно в одиночестве.
Впрочем, оксюморонов в стихах Шкляревского хватает — как прямых (“студеный
жар”), так и косвенных, на уровне мысли, ощущения, ситуации (“владею всем,
чего достичь не смог”; “Еще... от счастья заплакать не поздно”). Поэт
очевидно тяготеет к парадоксальности — энергия его стиха во многом
объясняется именно “оксюморонностью”, постоянно создающей поле напряжения и
удерживающей в нем читателя.
В какой-то мере одиночество Шкляревского напоминает классическое бегство “на
берега пустынных волн, в широкошумные дубровы”. Но пушкинский поэт бежит —
“звуков и смятенья полн”, — чтобы предаться экстазу творчества. Шкляревский
— чтобы ощутить экстатическое состояние счастья, полноты бытия. Стихи — лишь
фиксация пережитого, максимально достоверная и лаконичная. Здесь снова
напряжение — между напором чувства и сдержанностью формы. Две, три, реже —
четыре, очень редко — пять строф. Если — исключительно редко — больше, то
стихотворение расползается, превращается в рифмованную прозу.
Одно такое оказалось и в данной книге — “Памятник”. Оно относится к периоду
недолгого увлечения Ю. Кузнецовым и должно было, вероятно, доказать, что и
Шкляревский может не хуже. Но доказывает только то, что поэт — если он не
бесхребетный имитатор — может так, как может, и никак иначе: пугать
придуманным — не его амплуа. Для того, кто “отчаянье жизни постиг”,
реальность страшнее любых фантазий, и не только потому, что “солнце погаснет
однажды”, но и потому, что звонкий и разнообразный мир несет в себе, как
косточку в мякоти, свою собственную гибель. Острое ощущение мгновенности
всего существующего постоянно сопровождает поэта. В сущности, все его усилия
сводятся к одному: остановить мгновенье в точке его цветения. Остановленное,
оно не лишается своего вечного фона. У Шкляревского, как и во многом
близкого ему В. Соколова, мгновенье всегда на фоне вечности. Но если
Соколову хочется поймать переход времени в вечность, то Шкляревский ловит
переход вечности во время, в мимолетную бренность. “О вечности я ничего не
знаю, а на лугу мелькает мотылек!” Мгновенное — единственная форма
существования вечного. Мгновенье всегда одиноко, от него дорога только к
следующему, также одинокому и переполненному счастьем, мгновенью.
В отличие от Маяковского, осознававшего себя заводом по выработке счастья —
для других, наступая на горло собственной песне, — Шкляревский одновременно
с производством счастья является и его первым потребителем, ответственным
дегустатором: наедине с водой, “курлычущей”, “словно клин журавлиный”, с
плакучими ивами, с лебедями, которые “молча летят, прозрачное небо листая”,
с одиноким костром “у края озябшего лета”, с болотами, лесами, пропахшими
боровиками и земляникой, запах которой облагораживает даже наглую руку
торговки, с рассветами, закатами, с “прохладно-золотой форелью”, с
“латунными язями”, с колючими звездами, наедине с небом и облаками. То есть
со всем тем, что мы в обиходе нарекли природой. Именно пред ней каждый из
нас не просто Петров-Сидоров, но представитель рода, человек. Только с
прочным ощущением “человечество — это я” — когда все люди во мне и поэтому я
не одинок в одиночестве — возможно создавать какие-то общезначимые вещи.
Одиночество поэта — залог обретения единства с миром, делающее возможным
постижение его законов и ритмов. В какой-то мере “счастье”, испытываемое при
этом, — средство только подкрепляющее, не самоценное, только
сигнализирующее, что желанное соединение с миром состоялось. Естественно,
что при такой интенсивности духовных переживаний не до любви — ведь все уже
совершилось, и ступенью выше.
Стою одинокий. Счастливый.
До города долго идти.
Вода и плакучие ивы...
Дорога блестит впереди.
Плывут, окликают, рыдая,
вечерние звуки вдали.
Прохлада. Дорога пустая,
И сердцу не надо любви.
Стихотворение, которое близко этому ощущению “одинокого счастья”, — конечно,
лермонтовское “Выхожу один я на дорогу...”. Стихотворение Шкляревского — его
современный, суховато-спрессованный, редуцированный вариант. (Возможно, в
близком уже двадцать первом веке поэты будут обходиться не только без любви,
но и без природы. Что ж, одиночество тогда станет идеальным — с полной
атрофией мысли и чувства. То есть тем, что сейчас дают алкоголь и наркотики.
А смысл жизни откровенно переместится из области религиозно-философской на
территорию чистой химии. О водке как религии русского народа уже писал Вен.
Ерофеев.)
Лермонтовская составляющая достаточно ощутима в творчестве Шкляревского. Это
свидетельствует о классическом типе личности, сызмала усвоившей себе
благодаря вольному общению с природой неложные представления о мире. Чего
ждать от поколения нынешних детей, лишенных этого спасительного влияния? Вот
что писал об этом Шкляревский еще в 1965 году:
Ваши дети от случайных браков
из унылых жэковских бараков,
из двухсотых и трехсотых блоков
не полюбят Пушкина и Блока.
Над судьбой Муму не зарыдают
и последних галок из рогаток,
как врагов заклятых, расстреляют,
чтобы в мире не было загадок.
Остается только надеяться, что с детьми не так все просто. Тем более, что и
сам поэт дает для этого повод в более поздних стихах.
По всем, кто еще не родился,
по всем, кто живет на земле,
по всем, кто землею накрылся,
плачет ветер осенний в дупле.
Двенадцатилетний, счастливый,
стрекоз и козявок палач,
стою у кладбищенской ивы
и весело слушаю плач...
Мальчик весело слушает плач — потому что он на вершине индивидуального
существования, все, что было до него, свершалось для него. Он в том возрасте
— учитывая послевоенное недоедание, — когда еще не включились гормональные
механизмы, поворачивающие человеческое развитие к любви и размножению, а
значит, и к смерти. Он совершенен, как бог, и так же жесток.
Повторюсь: стихов о любви, этом “самом поэтическом” чувстве, у Шкляревского
очень мало. Влюбленный в торжествующее мгновенье, герой Шкляревского,
вероятно, чисто бессознательно сторонится любви — как утечки не только
плоти, но и духа. Возможно, сказывается и желание быть неуязвимым, не
открываться до конца. Но, может, — и ощущение того, что в подаче этого
чувства он рискует не удержаться на той высоте, которую достиг в стихах об
“одиноком счастье”, и впасть в обычную сентиментальность. Да, скорее всего,
именно тяга к “одинокому счастью”, к тем мгновеньям, когда поэт достигает
своего духовного потолка, и стоит на пути в его отношениях с женщиной.
Читая стихи Шкляревского, находясь в поле его переживаний и размышлений, не
сразу замечаешь, что фактура их как-то слишком “проста”: нет в его стихах ни
“убойных” метафор, ни виртуозных рифм, ни навязчивых аллитераций... На всю
книгу два “как” и одно “словно”. Он спокойно рифмует глаголы. Метафоры
замаскированы, неявны (“полная неба река”), звуковая организация естественна
— “до города долго идти” — и последовательна: набор звуков задает обычно
первая строка: “Моросит, моросит, моросит, / и прохладное солнце не злит. /
Где-то музыка тихо играет, / близоруко моргают огни, / в эти грустные свежие
дни / редко кто на земле умирает, / и в серебряных мокрых сиренях /
остановлено время старенья...” Его стихи не бросаются на читателя, но
сдержанно ждут его; в них обаяние естественности, нерукотворности. Но тем не
менее стихи Шкляревского, именно вследствие их внешней простоты, — прежде
всего для культурного читателя, выросшего на русской классике и владеющего
набором устойчивых традиционных значений, символов. Цепочка приблизительно
такая: Пушкин, Баратынский, Лермонтов, Тютчев, Фет, Блок, Есенин. С
последним роднит его и та самая “ухватистая сила”, а “Увяданья золотом
охвачен, / я не буду больше молодым” — это их общая печаль. “Когда друг
друга мы любили, / в ночной вагон леса входили. / Навстречу нам текли поля,
/ мосты, вокзалы, тополя... / Не так молчим, как той весною. / И вместе
едем, да не так. / К движенью поезда спиною / сижу, уставясь в полумрак. /
Ты что-то спросишь. Не отвечу. / Мосты, вокзалы, тополя... / Весь мир бежит
тебе навстречу! / И убегает от меня”.
В стихах Шкляревского (что проступает и на его портрете в книге) — сочетание
ранимой нежности и жесткой готовности отстоять себя. Взятое по отдельности,
каждое из этих качеств обладает сомнительной для поэта ценностью. Если “я
по-прежнему такой же нежный” — гибнет человек. Если преобладает жесткость —
гибнет поэт. Здесь же противоположности эти — опять оксюморон — спасительно
соединились. Нежность, ограниченная жесткостью, — она и в чувстве,
взнузданном строгой формой. Она и в знании границы и меры. А также —
несмотря на подлинность таланта — в успешной литературной карьере. Она и в
умении найти собственное положение в прокрустовом ложе политической
реальности — с минимальным, вполне “интеллигентным” прогибом. Не исполненное
Маяковским пожелание — “надо, чтоб поэт и в жизни был мастак!” — Шкляревский
воплотил на практике. Хочется верить, что стихи от этого не пострадали.
Поэзия для Игоря Шкляревского — явление прежде всего внутреннее, несводимое
к мастерству. Поэтому главной задачей поэта становятся поиски и достижение
определенных душевных состояний, достаточно сильных самих по себе, чтобы
слова, как опилки в магнитном поле, обнаруживали эту напряженность. На
первое место выступает содержание личности. У Шкляревского это сочетается с
аскетизмом формы — как писала критика, с уменьем “сказать меньше и глуше,
чем чувствуешь, спрессовать пережитое в немногих словах”. Эстетику его
иногда определяют как “новый традиционализм”. Это говорит о прочном ее
фундаменте, о духовном здоровье. Истоки такой прочности — в послевоенном
могилевском детстве, где веселая бедность людей, только что победивших в
страшной войне и доверчиво устремленных в будущее, соединялась с роскошью
бесплатной природы. Вероятно, поэтому он поэт абсолютно серьезный. Нет в нем
никакой вертлявой амбивалентности. Напротив, есть что-то
отрешенно-монашеское в служении своему призванию и своей теме. Поэт — это
прежде всего тот, кто живет, как поэт, с той мерой свободы, которая только
ему и доступна.
И я любил, жалел до слез
всех, кто со мной живет на свете.
И эту нежность темный ветер
над голыми полями нес...
Свидетельство о публикации №112021809560
Федор Николаевич Рутов 25.03.2012 02:17 Заявить о нарушении
Федор Николаевич Рутов 30.03.2012 12:57 Заявить о нарушении
Валерий Липневич 30.03.2012 13:13 Заявить о нарушении
Все равно у каждого свой вкус (или свое безвкусие)
Федор Николаевич Рутов 31.03.2012 01:17 Заявить о нарушении