Змея и птица, Небо, люди и Земля..

Змея и соловей ..
Змея и сокол . .
       *  *

ШиПение стер-Пеньем ..

         *   *
(Гадюка и крачун..)

Орёл и Змей ..
. .

*   Птицы И Змеи

    Птицы и змеи        Мир змей в ведийийской и особенно индуистской мифологиях вырисовывается в сложных отношенияхмежду миром людей и обитателями двух других миров, нижнего и верхнего.
    Змеям противостоят как люди, так и чудовищные птицы, но в контактах между этими сторонами просматривается не толькго вражда, но и взаимное притяжение.       
    Индийские змеи (наги) предстают соединением двух начал: у них змеиное туловище и человеческая голова (или две головы).
    Обладая майей, змеи нередко принимают человеческий облик и живут неузнанными среди людей, становясь женами и возлюбленными царей.
    Змея Индии, подобно змеям других мифологий, мыслилась оплодотворяющим началом, символом, связанным с производительной силой и изначальными водами, и потому была непременной участницей центрального космогонического мифа.
    Космические змеи Васуки и Шешу участвовали в пахтанье океана и как союзники богов. И в то же время космический змей Вритра, подобно хеттскому Иллуянке, был противником бога грозы (у индийцев Индры). Победа Индры над Вритрой, скрывающим своим туловищем изначальные воды, была космонтческим актом.      
    Союзники богов в их противоборстве со змеями в индуистской мифологии стала чудовищная солнечная птица Гаруда («пожирательница»), но по своей природе она родственница змей, и ее отношения с богами характеризует не только подчинение, но и соперничество.      
    Высокий удельный вес змей как символа со многими ипостасями может быть объяснен помимо природных условий Индии (обилие тропических лесов, обиталища змей), также и тем, что змеи еще до появления на субконтиненте арьев были тотемами местного населения.
    С нагами связано множество древних топонимов и название страны «Нагадвина». Именно в этой стране, приняв образ змея, жил Шекьямуни до того как стать Буддой. В буддийской мифологии змеи — полубожества, живущие в воде и на суше, могущие превращаться в людей.

По материалам:
Горбовский А.А. Факты, догадки, гипотезы.
– М.: Знание, 1988. – 224 с.
http://maximmemory.ucoz.ru/index/bitva_zmei_i_pticy/0-94

* *     Битва змеи и птицы

      Космологический миф, который можно найти в религиях народов различных континентов, утверждает, что некогда, до возникновения суши, все покрывал океан, в котором обитало некое Первичное Начало в образе змея.
    Будучи символом океана и большой воды вообще, змей (или дракон) олицетворял космический хаос – первоначальное состояние мира до возникновения жизни.
    Он же стал символом возвращения к этому первоначальному состоянию, символом уничтожения жизни, катастрофы и потопа. Один из вавилонских клинописных текстов год, когда произошел потоп, называет «годом ревущего дракона».

       В христианстве, по свидетельству некоторых теологов, даже ритуал крещения посредством воды представляет собой как бы символическое повторение потопа, в который некогда было ввергнуто человечество.

       В индийской мифологии разумному началу, направляющему жизнь и развитие мира, противостоит антагонистическая сила тоже в образе гигантского змея.
    Это Змей Мировой Бездны, который стремится ввергнуть мир в состояние первичного хаоса.
    Однажды этот змей, обитающий в Мировом океане, похитил Землю и погрузился с ней на дно.
    Бог Вишну после борьбы со змеем освободил Землю и снова поднял ее над поверхностью воды.

       В Египте началом, противостоящим мировому порядку, также был змей, или «космический дракон». По представлениям древних египтян, всякий раз при закате и на заре змей Апопис пытается потопить барку, в которой плывет по небу бог Солнца.
    И всякий раз, когда солнце пробивается сквозь тучи, в Древнем Египте говорили, что это бог Ра победил змея Апописа.
    А в священном бассейне Гелипополя над изображением змея совершали заклинания, чтобы обеспечить победу света над мраком.

    Иудейская мифология также говорит о некоем змее Накхаш, обитавшем в первоначальном океане мироздания. Он являлся воплощением сил, враждебных верховному богу Яхве, который был началом порядка и следил за тем, чтобы Солнце, Луна и созвездия были на своих местах.

    В вавилонской мифологии символ вод первоначального хаоса – змей Тиамат. С ним сражается крылатый верховный солнечный бог Мардук.

    По африканским мифам, до появления всего в мире были только змей и хаос первоначальных вод.

В Индонезии и Китае дракон также выступает символом потопа.

    Отражение традиции можно найти и в народных орнаментах. На украинских резных деревянных украшениях обычно изображались в строгой последовательности знак Солнца, под ним – воды, а еще ниже, под водою, следовало изображение ящера.

      В Америке бог вод Тлалок, или рогатый змей, или Великий Змей Акоменаки, также являлись символами наводнения и потопа.

      Поскольку Солнце олицетворяется обычно птицей, борьба двух начал изображается как противоборство двух символов – змеи и птицы.
     В Индии этот символ предстает в образе священной птицы Гаруды со змеем вод Нага в когтях.
     В японской мифологии мы встречаем священную птицу Пенгу, несущую змею.
     Из доколумбовой Америки похожий образ можно видеть на государственном флаге Мексики.

     Иногда символом птицы-Солнца выступал Крылатый диск. Это был знак, состоявший как бы из двух начал: круг – от Солнца и крылья – от птицы. Так, древнеегипетский бог Гор, приняв образ Сокола, изображаемого в форме крылатого диска, атакует Сетха.
     Борьба кончается тем, что Сетх «превратился в ревущего змея, который спрятался в нору в земле».
     В Вавилоне в форме крылатого диска изображался верховный бог Бэл, тоже в битве со змеем – символом вод.
     В Индии крылатый диск – символ Вишну, победителя змея потопа.

     Знак крылатого диска находим ми в Полинезии, и у египтян. И у хеттов, и в Южной Америке, и у майя, и в Ассирии. И везде он имел единый смысл, одно значение: победу жизненного начала над гибелью и хаосом вод.


Битва Змеи и Птицы. Продолжение.

БЫЛА ЛИ ВСЕМИРНАЯ КАТАСТРОФА?
Часть I. СЛЕДЫ И СВИДЕТЕЛЬСТВА.
БИТВА ЗМЕИ И ПТИЦЫ.Часть2

   По представлениям древних египтян, всякий раз при закате и на заре змей Апопис пытается потопить барку, в которой плывет по небу бог Солнца. И всякий раз, когда солнце пробивалось сквозь тучи, в Древнем Египте говорили, что это бог Ра победил змея Апописа. А в священном бассейне Гелипополя над изображением змея совершали заклинания, чтобы обеспечить победу света над мраком.

    Иудейская мифология также говорит о некоем змее Накхаш, обитавшем в первоначальном океане мироздания. Он являлся воплощением сил, враждебных верховному богу Яхве, который был началом порядка и следил за тем, чтобы Солнце, Луна и созвездия были на своих местах.
    В вавилонской мифологии символ вод первоначального хаоса — змей Тиамат. С ним сражается крылатый верховный солнечный бог Мардук.
    Символ змея, ассоциируемого с водой, встречаем мы и в африканской мифологии; до появления всего в мире были только змей и хаос первоначальных вод.

    Подобное же представление известно и в Индонезии и в Китае, где символом потопа выступал дракон. Интересно, что отражение этой же традиции можно найти и в славянском орнаменте. На украинских резных деревянных украшениях обычно изображались в строгой последовательности знак Солнца, под ним — воды, а еще ниже, под водою, следовало изображение ящера.

    В Америке бог вод Тлалок, приносивший наводнения, также изображался в виде змея. В других случаях он выступал в образе рогатого змея или Великого Змея Акоменаки, но неизменно все в той же роли — в качестве символа наводнения и потопа. Некоторые исследователи считают, что этот символ не американского происхождения. "Одно и то же основное представление,— пишет один из них,— как, например, функция змея как бога вод, достигло Америки в бесконечном числе образов — в египетском, вавилонском, индийском, индонезийском, китайском, японском. И из всего этого множества местное жречество Центральной Америки построило систему представлений, которая является чисто американской, хотя большинство составных частей и принципов композиций было взято из Старого Света...".

    Поскольку Солнце олицетворяется обычно птицей, борьба этих начал изображается как противоборство двух символов — змеи и птицы. Придя из культов Ближнего Востока, изображение заняло место и в христианской церковной символике. Его можно встретить среди витражей и фресок средневековых храмов. В Индии этот символ предстает в образе священной птицы Гаруды со змеем вод Нага в когтях. В японской мифологии мы встречаем священную птицу Пенгу, несущую змею.

    Символ этот не является, однако, достоянием только Старого Света. Образ борющихся змеи и птицы перелетел через океан и попал в доколумбовую Америку. Сегодня его можно видеть даже на государственном флаге Мексики.

    Иногда символом птицы-Солнца выступал Крылатый диск. Это был знак, состоявший как бы из двух начал: круг — от Солнца и крылья — от птицы. Так, древнеегипетский бог Гор, приняв образ сокола, изображаемого в форме крылатого диска, атакует Сетха. Борьба кончается тем, что Сетх "превратился в ревущего змея, который спрятался в нору в земле". В Вавилоне в форме крылатого диска изображался верховный бог Бэл, тоже в битве со змеем — символом вод. В Индии крылатый диск — символ Вишну, победителя змея потопа.
Знак крылатого диска находим и в Полинезии, и у египтян, и у хеттов, и в Южной Америке, и у майя, и в Ассирии. И везде он имел единый смысл, одно значение: победу жизненного начала над гибелью и хаосом вод.

    Самые важные, самые тайные знания древние всегда стремились запечатлеть в символах. Символ непонятен, ничего не говорит тому, кто не имеет к нему ключа. Глядя на изображение птицы, несущей змею, или крылатый диск, можно ли догадаться, что за этим стоит обозначение катастрофы, возможно, постигшей некогда нашу Землю?


Рецензии