Поющий

    Дорогу осилит идущий,
    А путь станет легче вдвойне,
    Когда с тобой рядом поющий,
    О счастье, любви иль войне.
    Цветам нужны солнце и влага,
    И крылья орлу, чтоб взлететь,
    Солдату - смекалка, отвага,
    Душе моей хочется петь.

             Припев:
    Льётся песня, и нет ей конца,
    Не прервать, как мукаму бахши,       
    Как в секретном посланье гонца,
    Мне не вычеркнуть слов из души.
    Дивным эхом и тонкой струной, 
    Звуки льются, рождаясь в стихах,
    И звенят золотою строкой...
    Оживая, как в сказочных снах.

    По небу лечу в самолёте,
    В раздумье брожу вдоль ручья,
    Душа моя с песней на взлёте -
    Мой разум слегка горяча.
    Я эти мгновенья лелею,
    И слышу и вижу вокруг,
    Как воздух звенит светлой трелью,
    И мир вспыхнет радугой вдруг.

             Припев.

    Понять тембр рифмы нетленной,
    В ней свет частоты неземной,
    Почувствовать ритмы Вселенной –   
    Любимую песню напой.
    Тобою рожденные звуки,
    С душою войдут в резонанс, 
    И с неба блаженные руки,
    Поднимут, введут тебя в транс.

             Припев.

       30.07.2007г.

  фото из архива автора: "Варандей. Люди и Северные олени"

      По просьбе читателе: Хочется сказать несколько слов о ярких представителях традиционного искусства туркмен, о бахши-музыкантах, (бардах-сказителях), поющих и играющих на дутаре. Дутар – струнный музыкальный инструмент. Слово происходит от двух иранских слов: ду - два, тар – струна.
      Музыканты-бахши во все времена пользовались в Туркмении особым почетом и уважением. Бахши кочуют со своими песнями из селения в селение. И в каждой местности люди заранее готовятся к встрече: продумывают вопросы для беседы, место для торжества, угощение и пр. Они расстилают на большой площадке ковер, рядом разводят большой костер, который освещает всех присутствующих, а в нескольких метрах от него раскидывают скатерть-дастархан и выставляют различные сладости, фрукты, чель-пек (тонко нарезанное жареное тесто) и другие угощения.
      Бахши носят особую одежду: дон (толстый халат на вате), тельпек (шапка из шерсти белого и черного баранов), белую рубашку, на ногах сапоги из мягкой кожи и широкие штаны. Они пьют воду, взятую из своего колодца, и пользуются своей посудой, перевозя ее с собой повсюду в неприкосновенном виде.
      Слушать бахши собираются до двух тысяч человек. Бахши начинает петь в пять-шесть часов вечера и заканчивает в восемь-девять утра. Через каждые два часа он делает короткий перерыв (10-15 минут), во время которого пьет чай, разговаривает с людьми.

     Спасибо  Нине Филипповне Каменцевой за дополнительную информацию:
«Бахши (узб.), багши (туркм.), бакши (кирг.) - народные сказители, поэты-певцы в Средней Азии. Создатели и исполнители главным образом дастанов, аккомпанирующие себе на дутаре, домбре и др.». См. Музыкальноэнциклопедический словарь / гл. ред. Г.В. Келдыш. М.: Сов. энциклопедия, 1990. 672 с.
Научная библиотека КиберЛенинка: Нина Филипповна Каменцева   25.08.2013 17:49


Рецензии
..Привет, Марат..были мы в Туркмен-Баши, то бишь-Красноводске..93 или 92 год..не помню....

Александр Николаевич Колесников   14.12.2014 02:19     Заявить о нарушении
Спасибо Александр, за приветик. Рад, что тоже был в тех краях!!!

Марат Гайнуллин   14.12.2014 14:50   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 43 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.