О совести

О СОВЕСТИ

Совесть - единственное мерило верности принятия решений.
Совесть должна являться главенствующим Законом для Разума.
                Новейшая философия               


Совесть зависит от знаний и от образа жизни человека. У республиканца иная совесть, чем у монархиста, у имущего - иная, чем неимущего. У мыслящего - иная, чем у того, кто не способен мыслить.
                Карл Маркс

Совесть - официальное название трусости.

                Оскар Уальд

Снижение самооценки, известное в просторечии как "угрызение совести" иногда становятся причиной суицида.

генерал армии А.В Горбатов, в конце 30-х годов прошедший сталинские лагеря на Колыме




Все эти объяснения СОВЕСТИ я нашла в ВИКИПЕДИИ, прежде, чем решилась поделиться прочитанным в книге преподобного отца нашего АВВЫ ДОРОФЕЯ, жившего в начале V11 века
"Душеполезные поучения и послания"

       
         Когда Бог сотворил человека, то он всеял в него нечто Божественное, как бы некоторый помысел, имеющий в себе, подобно искре, и свет, и теплоту; помысел, который просвещает ум и показывает ему, что доброе, и что злое: сие называется СОВЕСТЬЮ, а она есть естественный закон. Это те кладези, которые, как толкуют Святые Отцы, искапывал Исаак, а Филистимляне засыпали (Быт.26). Последуя сему закону, то есть совести, Патриархи и все Святые, прежде написанного закона,угодили Богу. Но когда люди, через грехопадение, зарыли и попрали её, тогда сделался нужен закон написанный, стали нужны святые Пророки, нужно сделалось само пришествие Владыки нашего Исуса Христа, чтобы открыть и воздвигнуть её (совесть); чтобы засыпанную оную искру снова возжечь хранением святых Его заповедей.

     Ныне же в нашей власти или опять засыпать её, или дать ей светиться в нас и просвещать нас, если будем повиноваться ей. (как опять современно звучит это...) Ибо когда совесть наша говорит нам сделать что-либо, а мы пренебрегаем сим, и когда она снова говорит, а мы не делаем, но продолжаем попирать её, и она не может уже явственно говорить нам от тяготы, лежащей на ней, но, как светильник, сияющий за завесою, начинает показывать нам вещи тёмные. И как в воде, помутившейся от много ила, никто не может узнать лица своего, так и мы, по преступлении, не разумеем, что говорит нам совесть наша; так что нам кажется, будто ея вовсе нет у нас. Однако нет человека, не имеющего совести, ибо она есть, как мы уже сказали нечто Божественное и никогда не погибает. но всегда напоминает нам ПОЛЕЗНОЕ, а мы не ощущаем сего, потому что, как уже сказано, пренебрегаем ею и попираем её.

       Посему-то Пророк оплакивает Ефрема и говорит: "Создал Ефрем соперника своего, и попра суд" (Осии 5,11). Соперником же называет совесть. Поэтому и в Евангелии сказано: "Мирись с соперником твоим скорее, пока ты ещё на пути с ним, чтобы соперник (совесть) не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу. Истинно говорю тебе: ты не выйдешь, пока не отдашь до последнего кодранта."(Матф. 5,25,26) Но почему же совесть называется соперником? Соперником называется она потому, что сопротивляется всегда злой нашей воле и напоминает нам, что мы должны делать. но не делаем, и за это она осуждает нас, потому и Господь называет её соперником и заповедует нам, говоря: буди увещеваяся с соперником твоим, дондеже еси на пути с ним. Путь, как говорит Василий Великий, есть мир сей.

     Итак, потщимся, братия, хранить совесть нашу. пока мы находимся в этом мире, не допустим, чтобы она обличала нас в каком-либо деле: не будем попирать её отнюдь ни в чём, хотя бы то было самое малое. Знайте, что от пренебрежения сего малого и в сущности ничтожного мы переходим и к пренебрежению великого. Ибо если кто начнёт говорить: "что за важность, если я скажу это слово? что за важность, если я съем эту безделицу?(друзья, скоро пост...), что за важность, если я посмотрю на ту или иную вещь?" - от этого впадает он в худой навык и начинает пренебрегать великим и важным, и попирать свою совесть, а таким образом, закосневая во зле, находится в опасности придти и в совершенное нечуствие. Поэтому берегитесь, братия, пренебрегать малым, берегитесь презирать его, как малое и ничтожное; оно не малое, ибо через него образуется худой навык.
Будем же внимать себе и заботиться о лёгком, пока оно легко, чтобы оно не стало тяжким: ибо и добродетели, и грехи начинаются от малого и приходят к великому добру и злу. Поэтому заповедует Господь блюсти свою совесть и как бы особенно увещевает каждого из нас, говоря: "посмотри что ты делаешь, несчастный! опомнись, помирись с соперником(совестью) твоим, пока ты на пути с ним". И далее: "да не когда предасть тя судии, а судия слугам, и всадят тя в темницу". Ибо совесть обличает нас, как я уже сказал, и в добре, и в зле, и показывает нам, что делать; и опять она же осудит нас в будущем веке.

     А хранение совести многоразлично: ибо человек должен сохранять её в отношении к Богу, к ближнему и к вещам. В отношении к Богу - не пренебрегать заповедями и даже в том, чего не видят люди, и чего никто не требует от нас, он хранит совесть свою к Богу в тайне. Например, обленился ли кто в молитве, или страстный помысел вошёл в сердце его, а он не воспротивился ему; также, если кто, видя ближнего, делающего или говорящего что либо, и, как обычно, осудил его; короче, сказать, всё, что бывает в тайне, чего никто не знает. кроме Бога и совести нашей, должны мы хранить; и сие-то есть хранение совести в отношении к Богу. А хранение совести в отношении к ближнему требует, чтобы не делали ничего такого, что, как мы знаем, оскорбляет или соблазняет ближнего делом, или словом, или видом, или взором: ибо и видом и взором можно оскорбить брата. Короче говоря, человек не должен делать ничего такого. о чём знает, что он делает это с намерением оскорбить ближнего; сим оскверняется совесть его, сознавая, что это сделано с тем, чтобы повредить брату или опечалить его: и сие-то значит хранить свою совесть в отношении к ближнему. А хранение совести в отношении к вещам состоит в том, чтобы не обращаться небрежно с какой-либо вещью, не допускать ей портиться и не бросать её как-нибудь, а если увидим что-либо брошенное не должно пренебрегать сим, хотя бы оно было ничтожно, но поднять и положить на своё место. (вообще обращение к монахам, но и нас касается, вещь имеет свою энергию). Если один станет примечать за братом своим и говорить: " зачем у него есть, а у меня нет?" то такой далёк от преуспеяния. Так же и в пище, иной может удовлетворить свои потребности малым количеством какой-либо овощи, или чечевицей, или немногими маслинами, а он не хочет этого, но ищет другой пищи, вкуснейшей и лучшей: это всё против совести. Желательно человеку не допускать, чтобы совесть обличала его в какой-либо вещи. И так, необходимо нам, братия, внимать себе всегда и охранять себя от всего этого, чтобы не подвергнуться тому бедствию, от которого Сам Господь предостерегает нас, как мы выше сказали.

    Да подаст нам Бог слышать и исполнять сие, чтобы слова Отцов наших не послужили нам в осуждение.

                некоторые слова. как вы поняли, написаны по-старому...с
                ЛЮБОВЬЮ ко всем


Рецензии