Сен-Симон и его социализм
С точки зрения Сен-Симона, современное общество формирует справедливость наизнанку, так как те, которые представляют собою положительную полезность, поставлены в подчиненное положение по отношению к людям неспособным, невежественным и безнравственным. Индивидуализм слишком развил и без того сильный эгоизм в человеке; теперь нужно постараться организовать производство на принципах ассоциации, т.е партнёрства и сотрудничества, что приведет к развитию чувств солидарности и взаимовыручки.
Лозунг индивидуализма — борьба людей друг против друга; лозунг принципа взаимовыгодной ассоциации — борьба людей против нищеты и капризов природы в союзе друг с другом для ликвидации всех негативов. Он считал, что главная задача исполнительной власти государства состоит в организации людей в трудовые ассоциации или общины, где забота о людях труда и улучшение их жизни будет основой развития всего общества.
Известна его знаменитая «Парабола», в которой он делает предположение, что если общество вдруг потеряет три тысячи своих первых физиков, химиков, физиологов и других учёных, а также наиболее талантливых ведущих инженеров и технологов, конструкторов и изобретателей работающих в ведущих производствах; талантливых организаторов производств и сельских хозяйств, политиков и военноначальников и т. д. Каковы будут последствия? Так как люди эти составляют основу развития общества, то нация сделается телом без головы и ей нужно будет по крайней мере целое поколение, чтобы возобновить свои потери. Но предположим внезапную смерть трёх тысяч человек другого рода — посредственных, а то и просто бездарных министров, губернаторов, мэров, директоров, префектов и супрефектов, т.е. всякого рода чиновников и начальников, а «кроме того, десяти тысяч собственников, самых богатых, из тех, которые живут по-барски за счёт своего капитала» — и что же? Добродушное население огорчится по доброте душевной, но «из этого несчастья не произойдет никакого зла для государства», так как скоро найдутся тысячи людей, готовых и способных занять места умерших.
Близко подходя к принципу права жить по труду, он предвидел, что пролетариат скоро организуется в рабочий класс и потребует права на участие во власти; лучшая политика поэтому — соединение обладателей власти с рабочими коллективами против эксплуатации капиталом. Общество должно заботиться о возможно более быстром улучшении благосостояния бедного населения; оно должно организоваться таким способом, который всё более содействовал бы достижению этой цели. Указав на успехи развития науки и техники, Сен-Симон считал, что самая важная наука, которая образует общество и служит ему основанием — это наука, которая способствует скорейшему нравственному развитию общества, которая учит не только сострадать и сопереживать, но и участвовать в этом нравственном развитии.
Для борьбы с эгоизмом и для развития братства и взаимопомощи, он требует союза королевской власти с рабочими, на знамени которого было бы написано достижение возможно большего экономического равенства и политического равноправия, что и определяло его утопизм. Ибо никто и никогда не шёл на уступки трудящимся без их борьбы за своё право жить достойно своего труда!
1825 г. Сен-Симон умер (в Париже) в присутствии своих учеников. Всю жизнь он стремился достичь одного - обеспечить для всех людей свободное развитие их способностей как в общественном труде, так и в устройстве справедливой общественной жизни, чтобы у всех была благополучная жизнь на основе нормированного необходимого труда как для собственного воспроизводства, так для нормального и свободного развития всего общества.
Надежда современных представителей российской бедноты и угнетённого капиталом населения на благоразумие чиновничества и богачей сродни утопизму первых социалистов, ибо на словах они всегда ратуют за равноправие и справедливость, а на деле заботятся прежде всего о своём благополучии, о сохранении и укреплении своей власти.
Сен-Симон считал, что всякое общество определяется организацией всех его материальных сил и мировоззрением, соответствующим этой организации. От изменения соотношения материального и духовного зависит ход исторических событий. Законы, которым подчиняются общественные изменения, в процессе научного изучения можно направить на руководство обществом для его развития. Интерес к политике и к социальной стороне жизни народов; изучение исторической науки, как биографии государств, позволяет предвидеть результаты правления в любом обществе.
Общая формула эволюции общества представлялась ему как последовательность рабства, крепостничества и свободного наёмничества, за которым, в свою очередь, на основе развития образования и духовного развития человека должна последовать стадия полезного труда каждого для развития всех членов общества на основе партнёрства и сотрудничества. Всё своё учение, высказанное им в последние годы жизни относительно роли общественного труда и трудящегося человека в развитии общества, сделали его одним из родоначальников социалистического и коммунистического мировоззрения.
Но сегодня необходимо уже понимать, что без объединения населения угнетаемого капиталом в мощную политическую партию для парламентской борьбы, без победы этой партии в борьбе за равноправие и справедливость, все остальные пути ведут к гражданской войне и к ухудшению положения и так незавидной доли большей части трудоспособного населения. А как живётся нетрудоспособному населению России рассказывать нет смысла, телевизор смотрят все...
Свидетельство о публикации №112021602958
Ал Ти 10.04.2013 16:24 Заявить о нарушении
При социализме - расчётливый экономист!
А что такое экономика, надеюсь, вы знаете...
Это хозяйственные отношения направленные на удовлетворение потребностей
членов общества.
Александр Аникеев 10.04.2013 17:55 Заявить о нарушении