Записки сибирского индейца
В Собранных воедино осколках написанного Геннадием Шадриным* в течение почти что полувека, как бы виден через грани магического кристалла тот мир, который, пожалуй, остался последним прибежищем отторгнутого от природы человека. Его воплощение в слове. Дремучая ли это, нехоженая таёжная Сибирь во всём её великолепии, где прошло детство Геннадия Илларионовича, или окрестности Новосибирска, легшего нагромождением железа и камня между реликтовыми борами и степью, где ещё различимы среди пашен бугорки курганов времён хана Кучума. Достойно удивления то, как в поисках компромиссов живого, напоённого поэзией сибирских диалектов языка с «нормативной» лексикой, автор сумел добиться в слове эффекта фотографического отображения волновавших его образов. Геннадий Шадрин вырос на берегах прихотливо вьющегося по Западносибирской низменности Иртыша, с детства впитал напевную речь потомков похода Ермака, которые «осибиривались» , как бы канув на дне таёжного океана. Уходящий истоками в Васюганье, петляющий по дну древнего моря Иртыш напрочно связал две культуры охотников-следопытов: удаль казацкой вольницы и созерцательное обожествление природы жившими испокон века на берегах Оби, Томи, в Васюганье хантами, манси, кетами. Несомненное влияние на эту синтетическую культуру имели и старообрядческие поселения, опустевшие места которых по сей день прячутся в нетронутом лесозаготовителями густолесье сибирской сельвы. По извилистой тропке или мало наезженной дороге ещё сегодня можно упереться в таёжный тупик с пустыми "дёснами" заросших бурьяном ям на месте изб и затягивающимся буйным разнотравием кладбищем в сторонке.
Завораживают созданные автором пейзажи, созерцая которые он переходит с прозы на стихи. Эти перескоки на рифмы чем –то напоминают скальдическую литературу викингов, а пронизанное песенным ритмом повествование складывается в поэтический свод, подобный эпическим произведениям сказителей. Всё это лексическое великолепие растёт, как дерево в лесу, образуя полифоничный гимн природе, где любое растение или зверь как бы элементы единого орнамента.
Судьба подарила мне друга и учителя, с которым можно было уходить в дремучие «таёжки», приобщаться к чуду сибирской природы. Рафинированный интеллигент, заведовавший в своё время Литературно-драматической редакцией Новосибирского областного радио, оказался сущим индейцем, стоило только, собрав рюкзак, выйти с ним "на пленер". Не то чтобы Франц Кафка боролся в нём с Фенимором Купером(и того и другого он, понятно, читал, имея университетское образование). Просто –окультуривание и огорожанивание этого человека, его многолетние труды на газетной ниве, двадцатилетняя работа на радио, как бы отозвались ностальгическим эхом по потерянному таёжному раю. И в сущности зарисовки о природе Геннадия Шадрина, которые он называет «фенологическими заметками», - нечто эсхатологическое. Так не приемлющие уничтожения традиций, отторгающие грешный мир старообрядцы, уходили в поисках Беловодья и находили рай земной в таёжной глухомани.
Любуясь природой, воспроизводя её вечные ритуалы в мельчайших подробностях - будь ли то пробуждение рек, ожившие первоцветы на полянах, яростные костры рябин в зимнем лесу или глухариное токовище, Геннадий Шадрин предупреждает нас: всё это хрупкое великолепие может исчезнуть под напором ополоумевшей цивилизации! Остановитесь! Пожалуй, ему куда ближе Генри Торо с его "Жизнью в лесу", чем записные отечественные экологи, хотя и их он не отвергает, чувствуя в них союзников. В наш век виртуала его миросозерцание может показаться чем-то почти фантастическим. Но автор этих напоминающих об Акутагаве Рюноскэ новелл, - убеждённый реалист и не сторонник нагромождения фантастикумов. Возможно, есть нечто знаковое и в том, что он "не дружит" с интернетом и не зависает на социальных сайтах. Да и , собственно, у кого найти отклик: коллеги-журналюги из редакторов нередко приходили в ярость от его "самурайских медитаций"- неформат! Инвалиды строчкогонства по-тихому завидовали черной завистью: художества себе позволяет, самовыражается, когда мы тут...!И вот перед нами яркий документ, свидетельствующий о локальной победе в этой по сути дела уже поигранной войне "информации" с "живым словом", о баталиях которой , возможно, вскоре не вспомнят даже и заматерелые медиасапиенсы.
Это чудо слова ещё только должно быть явлено миру. Многие зарисовки восстановлены лишь благодаря подвижническому труду жены Геннадия Илларионовича Шадрина, Натальи Петровны. В самом деле - почти всё , о чем пишет и чем восторгается автор, давно выпало из обихода хомо-потребителикуса, потому и кажется чем-то вроде путешествия на другую планету. Охота без её почти сакрального этического отношения к природе и живности её населяющей и её одушевляющей превратилась - в кровавую вакханалию. Близ городов и в отдалении от них природа безжалостно уничтожается. И, увы, гибнет слово, язык ,посредством музыки которого человек обретал единение с природой. Так что перед нами воистину последний из могикан удивительной человеческой породы "сибирских индейцев"...
Юрий Горбачев, арт-группа "Starый чердак".
*ШАДРИН Геннадий Илларионович родился 9 ноября1933 в деревне Петелино
Тевризского р-на Омской обл, в 1953 окончил Усть-Ишимскую среднюю школу и стал студентом
факультета журналистики Уральского государственного университета. Окончив его, взял
направление в Красноярский кр., где работал заведующим отделом
сельского хозяйства районной газеты «Ирбейская правда». В 1960 переехал в Новосибирск и
стал корреспондентом сельхозредакции Новосибирского облрадиокомитета…
(«Журналистская энциклопедия Новосибирской области. Золотые имена отечественной журналистики…»
Свидетельство о публикации №112021509741
Эльфийская Лисена 25.02.2012 14:04 Заявить о нарушении