Геннадий Шадрин. Светлынь
ПРЕДИСЛОВИЕ
(авторский монолог)
Много лет мои друзья и знакомые пытались убедить меня, что из тех разрозненных сюжетов о природе, которые появлялись порой в газетах , журналах и радиоэфире, можно собрать нечто цельное. Короче – составить книгу.
Но я медлил. Мне хотелось из того разноречивого потока представлений о мироздании, которое ежедневно обрушивает на нас информационное « цунами», выстроить приемлемую схему равноправного диалога о биосфере. И сделать упор на предельно гуманное, святосыновнее отношение к Природе. Мне показалось, что эти мотивы, о которых так азартно заговорили в последнее время,- не очередная «причуда», не мистика или вынужденная декларация, а следование непреложным законам мироустройства.
О том, что человеку пора образумиться и наладить четко продуманное, бережное и гармоничное взаимодействие с окружающей средой,- говорится давно. И многое делается. Но слишком велика наша вина перед Природой, усиленная пароксизмами рвачества, иждивенчества и даже саморазрушения.
Природоборческая истерия, которая бесчинствовала не только в нашей стране, но и на всей планете, не считалась с какими-то «чувствами». А крики о том, что человек – властелин Земли и почти Вселенной, служили и служат, на мой взгляд, прикрытием для тотального разбоя во владениях природы. И на то, чтобы полностью отвергнуть покорительские амбиции, мне, например, потребовались годы.
Но была и другая причина, связанная с личными претензиями и заблуждениями. Рано, еще в пятилетнем возрасте, я овладел азбукой, еще в начальных классах прочитал двухтомник Альфреда Брэма «Жизнь животных», затем романы Дюма, Купера, Жюль Верна, Скотта, произведения Аксакова, Арсеньева, Пришвина, Бианки, и мечты о великих странствиях захватили мое воображение. Так продолжалось долго.
Но внезапно, словно по велению свыше, я устыдился своих честолюбивых замыслов, стал отрекаться от них, внутренне ссылаясь на то, что вряд ли они окажутся востребованными. Смешно и грустно, но крайнее доверие к печатному слову подвело меня. В газетах, книгах и журналах постоянно встречалось беспардонное утверждение: «В СССР нет больше «белых» пятен. Значит, нечего и мечтать о путешествиях?! Еще обманчивей оказалось зловредная пионерская песенка о том, что «наша старая планета вся изучена давно». И у меня ослаб интерес даже к родным местам. Хотя преодолеть могучее обаяние таежной природы, конечно, не смог и вернулся под ее покровительство. С тех пор мы дружим.
Мне повезло – еще в университетские годы я примкнул к величайшему движению современности, к борьбе за охрану и спасение природы, за экологическое благополучие планеты.
Мне помогло и то, что детство и юность я провел в центре уникального по красоте и щедрости таежного Прииртышья – на севере Омской области – среди крепчайших духом и телом жителей урманного края. Бесценным оказался и многовековой опыт народного природопользования, в основе которого высокие нравственные представления о смысле и порядке жизни на Земле. Нравилось мне и почти языческое почитание природы у коренных сибиряков: ханты, манси, сибирских татар, коми-зырян и представителей других аборигенных народов.
Все это позволило мне определиться с выбором профессии. В 1958 году я окончил факультет журналистики Уральского университета, несколько лет работал в Красноярском крае, а переехав в Новосибирск, счастливо оказался в рядах истинных борцов за сибирскую природу и многому у них научился.
И вот уже более полувека я стараюсь нести природоохранную службу на благословенной земле Новосибирска. За эти годы опубликованы сотни экологических сюжетов: фенологических очерков и зарисовок, «лирических этюдов», критических статей, интервью и бесед с друзьями природы, рассказов о наиболее ярких представителях сибирской флоры и фауны.
В 1964 году я организовал один из первых в стране общественных отделов охраны окружающей среды при газете «Советская Сибирь» и несколько десятилетий участвовал в подготовке специальной полосы «Сибирь – мой край родной». На областном радио был налажен выпуск следопытской передачи «Охотничьи зори». И здесь же более 15 лет я редактировал экологический журнал «Моя Сибирь» и длительное время готовил студию «Экос» в знаменитом «Микрофоруме» Правомерно упомянуть, что более 30 лет я входил в состав правления и президиума Новосибирского облсовета Всероссийского общества охраны природы, сотрудничал в других организациях, связанных с природопользованием.
Не скрою, кроме замечаний и пожеланий, мне довелось услышать и добрые отзывы о своих сюжетах, благодарственные оценки. Все это подвигло меня попытаться составить книгу во славу сибирской природы, воспеть ее несравненную красоту, мощь и своеобразие. Я полностью разделяю мысли французского ученого Жана Дорста о том, что только человеческая любовь к природе спасет ее от окончательного разрушения. А любовь – это ярокое эстетическое чувство, цифрами да канцелярщиной его не вызовешь Автор обязан заботиться о языке и стиле.
Я выбрал для книги несколько эпатажный, но дорогой мне по смыслу заголовок «Святыня». В ней нет увлекательных повествований, интригующих схваток, мудрых диалогов. Я стараюсь показать, что и рядовые явления – тоже прекрасны и значительны, что они – часть драматического величия и могущества жизни. Чувствую, что злоупотребляю «ячеством», пишу только о том, что видел или слышал. Но это следопытская привычка не прятаться за чужое знание и видение.
Понимаю, что событийная основа природоохранной тематики – не только «трели соловья». Здесь сталкиваются, порой, масштабные и непримиримые силы, где «крутости» и опасностей не меньше , чем в ином криминале. И у каждого журналиста есть память о былых сражениях.
Я, например, горжусь, что не остался в стороне от борьбы против самоубийственного замысла о строительстве Катунской ГЭС, много лет пришлось воевать с амбициозным проектом по организации обширной госпромхозовской «империи» в Новосибирской области. Не мирились мы и с другими авантюристическими затеями.
Но после баталий обязательно появляются не только новые друзья, но и новые недруги.
Читатель вправе спросить о возможных выводах из рассказанного. Но прежде я хотел напомнить несколько общеизвестных истин.
Природная среда любого народа – это фундаментальная основа его бытия. Именно она во многом сформировала характер, культуру русского и других коренных народов России, воспринимающих природу как священное национальное достояние. Есть классическое высказывание: «Как бы человек не поднимался над природой – он всегда связан с ней крепчайшими узами родового происхождения и постоянного жизнеобеспечения». И «прыжок» через природу – падение в пропасть, небытие.
Мы привычно говорили, что природа – Матерь человеческая, а вот о святосыновнем отношении к ней – помалкиваем. Хотя уже давно, словно аксиома, звучит предостережение: « Угробим природу – погибнет и человечество».
Правда, «гомосапиенсы» могут исчезнуть раньше окружающей среды. Подобное опасение вызывает показ фантастических возможностей человеческого интеллекта по уничтожению всего сущего на Земле. А космические вселенские угрозы даже и упоминать жутко. И, созерцая по «телику» устрашающие картины о будущем нашего «шарика», хочется воскликнуть: «Нет! Не допустят Всевысшние силы такого бездарного конца! Могущество Разума и Любви обязано победить!
Когда-то был модным призыв: «Назад – к природе!». Сегодня важнее другой девиз: «Вперед - к Природе! К разумному и гармоничному процветанию земного Мира.»
Свидетельство о публикации №112021307305
Илья Порфирьев 13.02.2012 20:01 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 13.02.2012 20:05 Заявить о нарушении