Владимира Маяковского погубила... лодка

Статья обновлена в июне 2024 г.

   МАЯКОВСКИЙ. ТАЙНА СМЕРТИ: ТОЧКА НАД iПОСТАВЛЕНА
Обзор интернета, оригинал этой страницы:
http://2002.novayagazeta.ru/nomer/2002/68n/n6...
Дата добавления: 18.11.2007
Администрация сайта никак не связана с авторами этой страницы и не несёт ответственности за её содержимое.

МАЯКОВСКИЙ. ТАЙНА СМЕРТИ: ТОЧКА НАД i ПОСТАВЛЕНА
Впервые проведена профессиональная экспертиза рубашки, в которой был найден поэт в своем кабинете на Лубянке, его пистолета и роковой пули. Маяковский в той самом рубашке

  В одиннадцатом часу утра 14 апреля 1930 года в Москве в Лубянском проезде прозвучал выстрел в комнате Владимира Маяковского… Ленинградская «Красная газета» сообщила: «Самоубийство Маяковского. Сегодня в 10 часов 17 минут в своей рабочей комнате выстрелом из нагана в область сердца покончил с собой Владимир Маяковский. Прибывшая «Скорая помощь» нашла его уже мёртвым. В последние дни  В.В. Маяковский ничем не обнаруживал душевного разлада, и ничто не предвещало катастрофы. В ночь на вчера, вопреки обыкновению, он не ночевал дома. Вернулся домой в 7 час. утра. В течение дня он не выходил из комнаты. Ночь он провёл дома. Сегодня утром он куда-то вышел и спустя короткое время возвратился в такси в сопровождении артистки МХАТа X. Скоро из комнаты Маяковского раздался выстрел, вслед за которым выбежала артистка X.
Немедленно была вызвана карета «Скорой помощи», но еще до её прибытия Маяковский скончался. Вбежавшие в комнату нашли Маяковского лежащим на полу с простреленной грудью. Покойный оставил две записки: одну — сестре, в которой передаёт ей деньги, и другую — друзьям, где пишет, что «он весьма хорошо знает, что самоубийство не является выходом, но иного способа у него нет...».

  По факту смерти В. Маяковского было заведено уголовное дело, которое вел следователь Сырцов.
  Днем 14 апреля тело Маяковского было перевезено в квартиру в Гендриковом переулке, где он постоянно жил. В небольшой комнате квартиры в 20 часов научные сотрудники Института мозга извлекли мозг поэта.

  Известно, что последним человеком, который видел поэта живым, была 22-летняя актриса Московского Художественного театра Вероника Полонская, торопившаяся в то утро на репетицию. В. Полонская вспоминала: «Я вышла. Прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел. У меня подкосились ноги, я закричала и металась по коридору, не могла заставить себя войти.
      
       Безымянный убийца

  Журналисту-исследователю В.И. Скорятину удалось собрать и проанализировать богатый фактический материал. Многие факты из жизни поэта и близких к нему людей до этого исследования, опубликованного в журнале «Журналист» (1989—1994), а позже – и в книжке «Тайна гибели Владимира Маяковского» (М., «Звонница-МГ», 1998), оставались неизвестными.

  Ему удалось установить, что в 1930 году в коммунальной квартире в Лубянском проезде, в которой находился рабочий кабинет поэта, была ещё одна небольшая комната, впоследствии заложенная стеной. «Теперь представим, — размышляет журналист, — Полонская быстро спускается по лестнице. Дверь в комнату поэта раскрывается. На пороге — некто. Увидев в его руках оружие, Маяковский возмущённо кричит... Выстрел. Поэт падает. Убийца подходит к столу. Оставляет на нём письмо. Кладет на пол оружие.
И прячется затем в ванной или туалете. И после того, как на шум прибежали соседи, черным ходом попадает на лестницу». Что ж, смелая версия, которая, безусловно, требует весомых доказательств.

  В подтверждение версии убийства поэта журналист приводит фотоснимок, на котором тело Маяковского лежит на полу, «рот открыт в крике». В. Скорятин вопрошает: «Самоубийца кричит перед выстрелом?!».

  Кстати, и это может быть. А также следует знать, что после смерти тело человека расслабляется, мышцы становятся мягкими, приходят как бы в состояние покоя. У покойника приоткрывается рот, отвисает нижняя челюсть, что, собственно, и отражено на фотографии.

  Вероника Витольдовна вернулась сразу же после выстрела. А когда же успел совершить свое злодеяние «некто» да ещё спрятаться так, что его никто не видел?

  Трое «юных» соседей Маяковского, как пишет В. Скорятин, в это время находились в «маленькой комнатушке при кухне».
Естественно, услышав выстрел и выскочив в коридор, они должны были непременно столкнуться с человеком, выходившим из комнаты поэта. Однако ни актриса, ни «юные соседи» никого не видели.

  Полонская утверждала, что Маяковский лежал на спине. Но ряд исследователей считает, что тело поэта лежало лицом вниз.
Однако на фотографиях, сделанных на месте происшествия, поэт лежит лицом вверх, на рубашке слева — тёмное пятно. Так обычно выглядит на черно-белых фотографиях кровь.

  Были ещё сенсационные заявления, что в Маяковского стреляли дважды… В передаче «До и после полуночи» известный тележурналист Владимир Молчанов высказал предположение о следах двух выстрелов на показанной им фотографии мёртвого Маяковского.

  И о судебно-медицинском исследовании тела поэта ходило много пересудов. В первые же сутки вскрытие тела поэта произвёл известный профессор-патологоанатом В. Талалаев в морге медицинского факультета МГУ. По воспоминаниям В. Сутырина, в ночь на 17 апреля состоялось перевскрытие тела в связи с тем, что поползли слухи о якобы имевшемся у Маяковского венерическом заболевании. Вскрытие, проведенное профессором Талалаевым, не обнаружило никаких следов венерических заболеваний.

  Слухи и домыслы о смерти Маяковского раздували нездоровый ажиотаж, но в то же время указали на просчёты следователей 30-х.

  Скорятин не нашёл, кто убийца. Но своим исследованием он доказал, что советского официального мифа о самоубийстве поэта Маяковского больше не существует, что тайна этого трагического события им раскрыта— поэт Маяковский был убит.

  Журналист Скорятин, очевидно, и не предполагал, какую ценную услугу оказал специалистам, упомянув о рубашке, которая была на Маяковском в момент выстрела. Следовательно, рубашка сохранилась! Но это же ценнейшее вещественное доказательство!

  После смерти поэта эта реликвия хранилась у Л.Ю. Брик. В середине 50-х годов Лиля Юрьевна передала рубашку на хранение в музей, о чем имеется соответствующая запись в «Книге поступлений» музея.

  В спецхране музея заведующая сектором материальных ценностей Л. Е. Колесникова достала продолговатую коробку, бережно развернула несколько слоев пропитанной специальным составом бумаги. Оказывается, ни в 30-м году, ни в последующие годы экспертиза рубашки не проводилась! Сразу же была достигнута договорённость с музеем, что рубашка будет передана специалистам для исследования.
      
       Экспертиза
  К исследованию сразу же приступили научные сотрудники Федерального центра судебных экспертиз Минюста РФ Э. Сафронский,  И. Кудешева, специалист в области следов выстрела, и автор этих строк — судебно-медицинский эксперт.
 Прежде всего необходимо было установить, что именно в этой рубашке, купленной поэтом в Париже, был Маяковский в момент выстрела.

  На фотографиях тела Маяковского, сделанных на месте происшествия, хорошо различимы рисунок ткани, фактура рубашки, форма и локализация пятна крови, самого огнестрельного повреждения. Эти фотографии были увеличены. Эксперты сфотографировали представленную рубашку в том же ракурсе и с тем же увеличением и провели фотосовмещение. Все детали совпали.

  Из «Исследования»: «На левой стороне переда рубашки имеется одно сквозное повреждение округлой формы размерами 6 х 8 мм». Таким образом, сразу же лопнула версия о следах двух выстрелов на рубашке. Результаты микроскопического исследования, форма и размеры повреждения, состояние краев этого повреждения, наличие дефекта (отсутствие) ткани позволили сделать вывод об огнестрельном характере отверстия, возникшего от выстрела единичным снарядом.

  Известно, что, для того, чтобы определить, стрелял в себя сам человек или стреляли в него, необходимо установить дистанцию выстрела. В судебной медицине и криминалистике принято различать три основные дистанции: выстрел в упор, выстрел с близкого расстояния и выстрел с дальнего расстояния. Если будет установлено, что 14 апреля 1930 года в комнате В.В. Маяковского прозвучал выстрел с дальней дистанции, значит, кто-то стрелял в поэта...

  Специалистам предстояла напряжённая и кропотливая работа — найти признаки, характеризующие дистанцию выстрела, прозвучавшего более 60 лет назад.

  Из «Заключения»: «1. Повреждение на рубашке В.В. Маяковского является входным огнестрельным, образованным при выстреле с дистанции «боковой упор» в направлении спереди назад и несколько справа налево почти в горизонтальной плоскости.
  2. Судя по особенностям повреждения, было применено короткоствольное оружие (например, пистолет) и был использован маломощный патрон.
  3. Небольшие размеры пропитанного кровью участка, расположенного вокруг входного огнестрельного повреждения, свидетельствуют об образовании его вследствие одномоментного выброса крови из раны, а отсутствие вертикальных потёков крови указывает на то, что сразу после получения ранения В.В. Маяковский находился в горизонтальном положении, лёжа на спине».
  Вот и закончен спор о положении тела Маяковского после выстрела.
 «4. Форма и малые размеры помарок крови, расположенных ниже повреждения, и особенность их расположения по дуге свидетельствуют о том, что они возникли в результате падения мелких капель крови с небольшой высоты на рубашку в процессе перемещения вниз правой руки, обрызганной кровью, или же с оружия, находившегося в той же руке».

  Обнаружение следов выстрела в боковой упор, отсутствие следов борьбы и самообороны характерны для выстрела, произведенного собственной рукой.

  Ни давность выстрела, ни обработка рубашки специальным составом не должны служить препятствием при проведении комплексных медико-баллистических экспертиз. Таким образом, проведённое исследование имеет не только исторический, но и научный интерес.
      
       Автограф смерти
  «Он был без пиджака. Пиджак висел на стуле и лежало письмо, его последнее письмо, которое он написал», — вспоминал художник Н.Ф. Денисовский. Из этой комнаты – «лодочки», как любил называть её поэт, дотянулись до наших дней слухи, что это письмо написано не Маяковским. Более того, приводилось и имя «автора» письма.

  Но подделать почерк так, чтобы эту подделку не выявили специалисты-криминалисты, невозможно. Лишь сейчас за рубежом ведутся работы о возможности компьютерной (!) подделки почерка.

  Сколько копий скрестилось вокруг предсмертного письма, выполненного карандашом, почти без знаков препинания: «Всем. В том что умираю не вините никого и пожалуйста не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил…».

  Эту предсмертную просьбу поэта и в голову никому не пришло принять во внимание.
Письмо было передано в декабре 1991 года для проведения исследования в лабораторию судебно-почерковедческих экспертиз Всероссийского НИИ судебных экспертиз Минюста РФ (ныне — Федеральный центр судебных экспертиз МЮ РФ). Перед специалистами был поставлен вопрос: установить, исполнено ли указанное письмо Маяковским В.В. или иным лицом.

  К исследованию приступили заведующий НИИ судебно-почерковедческих экспертиз кандидат юридических наук Ю.Н. Погибко и старший научный сотрудник этой же лаборатории кандидат юридических наук Р.Х. Панова. Сделанные экспертами «Выводы» полностью соответствуют исследовательской части: «Рукописный текст предсмертного письма от имени Маяковского В.В.,начинающийся словами «Всем. В том что умираю не вините никого…», и оканчивающийся словами «…Остальное получите с Гр.В.М.», датированный 12.04.30 г., — выполнен самим Маяковским Владимиром Владимировичем.

  Этот текст выполнен Маяковским В.В. под влиянием каких-то факторов, «сбивающих» его привычный процесс письма, в числе которых наиболее вероятным является необычное психофизиологическое состояние, связанное с волнением». Но написано письмо не в день самоубийства, а раньше: «Непосредственно перед самоубийством признаки необычности были бы выражены более ярко». Письмо, по мнению экспертов, действительно было написано 12 апреля, как и датировал его поэт.

  Исследователи творчества В.В. Маяковского, журналисты пытались отыскать уголовное дело по «факту смерти Маяковского».
 Однако его нигде не было... Чтобы поставить точку в исследованиях, проверить полученные нами результаты, было необходимо «Дело». Но «Дела» не было…
      
       Папка Ежова

  Материалы о смерти Маяковского хранились в Президентском архиве, но совсем в иной папке, и были наконец переданы в спецхран Государственного музея В.В. Маяковского. Директор музея С.Е. Стрижнева любезно согласилась ознакомить меня с документами.

  Я сижу в небольшом уютном кабинете Светланы Евгеньевны. Передо мной — картонная серая папка, в глаза сразу же бросается надпись крупным черным шрифтом: «ЕЖОВ НИКОЛАЙ ИВАНОВИЧ». Ниже — «Начато 12 апреля 1930 г. Окончено 24 января 1958 г». В папке — вторая папка: «Уголовное дело №. 02 — 29. 1930 г. О самоубийстве Владимира Владимировича Маяковского. Начато 14 апреля 1930 г.». Следовательно, дело «О самоубийстве Владимира Владимировича Маяковского» находилось на контроле всемогущего и зловещего секретаря ЦК ВКП(б), курировавшего административные органы, в том числе и органы госбезопасности. В папке — всего несколько листков уже чуть пожелтевшей бумаги. Приведём с соблюдением орфографии выдержки из протокола осмотра места происшествия:

       «ПРОТОКОЛ.
  Труп Маяковского лежит на полу.
 По средине комнаты на полу на спине лежит труп Маяковского. Лежит головой к входной двери… Голова несколько повёрнута вправо, глаза открыты, зрачки расширены, рот полуоткрыт. Трупного окоченения нет. На груди на 3 см выше левого соска имеется рана округлой формы, диаметром около двух третей сантиметра. Окружность раны в незначительной степени испачкана кровью.
 Выходного отверстия нет. С правой стороны на спине в области последних рёбер под кожей прощупывается твёрдое инородное тело не значительное по размеру. Труп одет в рубашку... на левой стороне груди соответственно описанной ранее на рубашке имеется отверстие неправильной формы, диаметром около одного сантиметра, вокруг этого отверстия рубашка испачкана кровью на протяжении сантиметром десяти. Окружность отверстия рубашки со следами опала. Промежду ног трупа лежит револьвер системы «Маузер» калибр 7,65 № 312045 (этот револьвер взят в ГПУ т. Гендиным). Ни одного патрона в револьвере не оказалось.
С левой стороны трупа на расстоянии от туловища лежит пустая стреляная гильза от револьвера Маузер указанного калибра.
       Дежурный следователь
       /подпись/. Врач-эксперт
       /подпись/. Понятые /подписи/».
  Протокол составлен на крайне низком методическом уровне. Но что имеем, то имеем…
 Обратите внимание: «С правой стороны на спине в области последних рёбер прощупывается твёрдое инородное тело не значительное по размеру».

  Присутствие «инородного предмета» под кожей в области нижних правых ребер, очевидно, и навело на мысль о том, что выстрел был произведен слева направо, т.е. левой рукой. Эксперты же знают о возможности изменения направления полёта пули в теле при встрече с преградой.

  Профессора А.П. Громов и В.Г. Науменко указывали: «На диаметр канала влияет также разная плотность, а также внутренний рикошет (изменение направления движения пули). Рикошет может возникать не только от встречи с костью, но и с мягкими тканями». Американские специалисты называют подобные пули «блуждающими». И в данном случае пуля из маломощного патрона, встретившись с преградой (позвонок, ребро и пр.), скользнула вниз и, потеряв убойную силу, застряла в подкожножировой клетчатке, где и прощупывалась в виде «твёрдого инородного тела».

  Исследуя рубашку, не зная протокола, эксперты оказались правы: выстрел произведён в упор, тело Маяковского лежало на спине. Не подвела память и В.В. Полонскую: «Он смотрел прямо на меня и все силился приподнять голову...».

       Следующий лист:
  «Рапорт. ...сего числа в 11 часов приехал на место происшествия по Лубянскому проезду, д. 3, кв. N 12, где застрелился писатель Маяковский Владимир Владимирович... впоследствии приехали сотрудники МУРа... нач. секретного отдела Агранов...
Олиевский изъял предсмертную записку. Судебно-медицинским экспертом установлено, что гр-н Маяковский покончил жизнь самоубийством, застрелившись с револьвера системы Маузер в сердце, после чего наступила моментальная смерть».

  В.В. Полонская на допросе подтвердила известные нам факты.
  На второй день после гибели В.В. Маяковского были вызваны на допрос граждане Кривцов Н.Я., Скобелева и другие соседи.
 Никто из них категорически не мог утверждать, что в момент выстрела Полонская находилась в комнате Маяковского.

  В окружении Маяковского было много знакомых чекистов. Но следует помнить, что в те годы само слово «чекист» было окружено романтическим ореолом. В частности, поэт дружил с Я.С. Аграновым, начальником секретного отдела ОГПУ. Более того, Агранов подарил Маяковскому, большому любителю оружия, пистолет. Агранов, впоследствии расстрелянный, — фигура зловещая.
 Именно к Агранову поступала оперативная информация, собираемая агентурой после смерти поэта. На страницах некогда секретных документов можно встретить самые неожиданные вещи.

       «С. секретно.
       Сводка.
       С 9 час. на ул. Воровского,
       д. 52, где находится труп Маяковского, стала собираться публика и к 10.20 собралось около 3000 человек. В 11 часов публику стали пропускать к гробу Маяковского. Стоящие в очереди... о причине самоубийства Маяковского и политического характера разговоров не слышно.

       Пом. нач. 3 отд. Оперода
       /Подпись/».
       «Нач. СО ОГПУ т. Агранову.
       Агентурно-осведомительная сводка
       5 отд. СО ОГПУ № 45 от 18 апреля 1930 г.
  Известие о самоубийстве Маяковского произвело очень сильное впечатление на общественность... Разговоры исключительно о романтической причине смерти. Из разговоров можно подчеркнуть следующее…

       Разговоры, сплетни.
  Сообщения в газетах о самоубийстве, романтическая подкладка, интригующее посмертное письмо вызвали в большей части у обывательщины нездоровое любопытство.

   ...Газетную шумиху о Маяковском называли ловкой коллизией для дураков. Нужно было перед лицом заграницы, перед общественным мнением заграницы представить смерть Маяковского как смерть поэта-революционера, погибшего из-за личной драмы.

  Крайне неудачным находят сообщение Сырцова (следователя) о длительной болезни Маяковского. Говорят о сифилисе и т.п.
       Нач. 5 отд. СО ОГПУ /Подпись/».
  Даже спустя много лет органы госбезопасности пытались «прощупать» настроение интеллигенции, её отношение к смерти Маяковского. Мне довелось познакомиться с «Протоколом беседы».

       М.М. Зощенко с сотрудником Ленинградского управления НКГБ, состоявшейся 20 июля 1944 года:
       «22. Считаете ли вы ясной теперь причину смерти Маяковского?
       «Она и дальше остается загадочной. Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был подарен известным чекистом Аграновым».

       23. Позволяет ли это предполагать, что провокационно было подготовлено самоубийство Маяковского?
       «Возможно. Во всяком случае, дело не в женщинах. Вероника Полонская, о которой было столько разных догадок, говорила мне, что с Маяковским интимно близка не была».

       Поражает достоинство и мужество, с которыми держался на так называемой беседе, а по сути – допросе опальный Зощенко.
      
       Заключение криминалистов

  На имя директора Российского федерального центра судебных экспертиз директором Государственного музея Маяковского С.Е. Стрижневой было направлено письмо с просьбой провести исследование пистолета «браунинг», пули и гильзы, полученных музеем из Президентского архива, из материалов следственного дела Маяковского...

  Вернёмся к Протоколу: «...лежит револьвер системы «Маузер» калибр 7,65». Из какого же оружия стрелял в себя Маяковский?
 Согласно удостоверению N 4178/22076 у Маяковского было два пистолета: системы «браунинг» и системы «байярд» — короткоствольное оружие. Может быть, выстрел был произведен из браунинга? Но я не верю, чтобы следователь-профессионал мог спутать браунинг с маузером.

  На столе перед экспертами — стреляная гильза, пуля и кобура с оружием. Привычным движением Эмиль Григорьевич извлекает из кобуры… браунинг N 268979!

  «В результате проведенного исследования был выявлен комплекс признаков, свидетельствующих о том, что из оружия, представленного на экспертизу… выстрел (выстрелы) не производился (не производились)», — установила С. Николаева. Значит, к материалам дела приложено в качестве вещественного доказательства не то оружие? Исследование пули, извлечённой из тела Маяковского, и гильзы, также приложенных к делу, проводил эксперт Э.Г. Сафронский. Изучив пулю, эксперт бесстрастно запишет:
 «Установленные данные свидетельствуют о том, что представленная пуля является частью 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 г.»

  Так в чём же дело? Но далее эксперт установил, что исследуемая пуля была выстрелена из пистолета «Маузер» модели 1914 г.
 «Тем не менее, — продолжает исследование эксперт, — для проверки версии о возможности выстрела исследуемой пули из представленного на экспертизу пистолета «Браунинг» N 268979 провели экспериментальную стрельбу из указанного пистолета пятью 7,65 мм патронами браунинга... Результаты проведённого исследования позволяют сделать категорический вывод о том, что представленная на экспертизу пуля 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 года была выстрелена… из пистолета «Маузер» модели 1914 г. калибра 7,65 мм». Представленная на исследование гильза 7,65 мм патрона браунинга образца 1900 г. была стреляна, установил эксперт Сафронский, не в пистолете «Браунинг» № 268979, а в пистолете «Маузер» модели 1914 года калибра 7,65 мм.

  Следовательно, выстрел был произведён из маузера! Блестяще проведённое исследование! Именно маузер был отмечен в протоколе осмотра.

  Кто же подменил оружие? Вспомним протокол «беседы» сотрудника НКГБ с М.М. Зощенко: «Любопытно, что револьвер, из которого застрелился Маяковский, был ему подарен известным чекистом Аграновым». Уж не сам ли Агранов подменил оружие, приложив к делу браунинг Маяковского?
      
       Вместо эпилога

  Решение уйти из жизни в подавляющем большинстве случаев — дело интимное: закрыться в комнате и никого больше не видеть.
  Мы никогда не узнаем, что на самом деле происходило с Владимиром Владимировичем. Это был очень крупный поэт с абсолютно незащищённой эмоциональной жизнью. Самоубийство всегда связано с глубокими слоями психики. Духовный мир человека — загадочный и безмолвный космос...
      
       Александр МАСЛОВ, профессор судебной медицины, судмедэксперт
       16.09.2002
      

        14 апреля: вопросы, недоумения, странности

  Весной 30-го года Маяковский огорчен идейной размолвкой с РЭФом, бойкотом бывших своих соратников его выставки, переживает неудачу с "Баней". А тут ещё сильная болезнь горла, возможно, грипп. Он не скрывает своего недомогания, стремясь чаще бывать на людях, чтобы побороть тоскливее настроение. Одним он казался в это время мрачным, другим - надломленным, третьим - потерявшим веру в свои силы. Скорятин отмечает, что "эти мимолетные наблюдения, объединившись впоследствии с домыслами и слухами, обернулись прочной подпоркой для официального сообщения о самоубийстве".

  В это время Маяковский всё более привязывается к Веронике Полонской и связывает с ней всё свое будущее. Не первый раз он решал "строить семью", но всегда наталкивался на упорное сопротивление Лили Брик, пускающей в ход женские уловки, ухищрения, истерику,- и Маяковский отступал. Странная это была жизнь втроём... Весной 1930-го он решает отделиться от Бриков во что бы то ни стало, чувствуя огромную тягу к нормальной собственной семье. Ведь с Бриками он был, в сущности, одинок и бесприютен.
Отношения с В. Полонской заставляют его действовать. 4 апреля он вносит деньги в жилищный кооператив РЖСКТ им. Красина (после смерти поэта туда переселятся Брики), просит помочь В. Сутырина (из ФОСП) с квартирой, чтобы уехать от Бриков раньше, чем те возвратятся из-за границы. Но не успел...

  Вечером 13 апреля Маяковский отправился в гости к В. Катаеву. Там были и Полонская с Яншиным  \ супруг  В.Полонской \. Разошлись поздно, в третьем часу. Наступил понедельник 14 апреля.

  Маяковский появился у В. Полонской в 8.30. Они уехали на такси в роковую квартиру в Лубянском. Там Полонская предупредила, что в 10.30 у неё важная репетиция и она не может опаздывать. Когда она успокоила Маяковского, требовавшего, по её словам, чтобы она у него сейчас осталась, то сказала, что любит его, будет с ним, но не может остаться. Яншин не перенесёт её ухода в такой форме. "Я вышла. Прошла несколько шагов до парадной двери. Раздался выстрел... Я закричала. Заметалась по коридору...
Вероятно, я вошла через мгновение. В комнате еще стояло облачко дыма от выстрела. Владимир Владимирович лежал на полу, раскинув руки..." 

      Предсмертное письмо: документ или фальшивка?

  Вот его текст, всегда цитировавшийся для доказательства намерения поэта покончить с собой (и комментарий Скорятина):

     "Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сёстры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья- это Лиля Брик, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчёте, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо оставаться.

  Владимир Маяковский.


Встреча с Лилей Брик перевернула всю жизнь Маяковского. Фото: Commons.wikimedia.org

Своего мужа Осипа Лиля встретила ещё в гимназии, и, не обделённая вниманием мужчин, выбрала именно его потому, что тот, к великому удивлению, не уделял ей никакого внимания. Юной кокетке было невдомёк, что интеллигентный и застенчивый юноша просто боялся признаться ей в своих чувствах и тщательно скрывал их, не желая быть отвергнутым.

После свадьбы в 1912 году три года их семейная жизни была тихой, спокойной и относительно счастливой. Вечерами они музицировали в четыре руки, читали вслух Гоголя, Чехова, Достоевского, в оригинале на немецком Гёте и Фрейда. Хотя в то время круг друзей и знакомых Бриков был далек от литераторов и о поэте-футуристе Маяковском они ничего не знали. В основном их дом посещали торговцы, коммерсанты, завсегдатаи ресторанов и игорных клубов, но и Осип, и сама Лиля были блестяще образованы и прекрасно разбирались в искусстве.

Любовь втроём

Их размеренная жизнь изменилась сразу после появления Маяковского. Он ворвался в жизнь не только Лили, но и её мужа. Знакомые и малознакомые начнут судачить об этом странном любовном треугольнике. Никто так и не захочет поверить и принять, что все три участника этого странного союза добровольно согласились на такую жизнь и вскоре уже не представляли своё существование порознь. И долгие годы, вплоть до трагической гибели Маяковского они так и будут жить вместе.

Поначалу Осип Брик больше всего боялся, что его Лиля уйдёт. Зная её характер, устраивать шумных сцен, обвинять, а тем более требовать прекратить отношения с Владимиром Маяковским он не стал. Понимал, что этим он ничего не добьётся, а терять её он не хотел. Поэтому его единственными словами при разговоре с женой стала просьба не уходить, а оставить всё как есть. К его радости бросать мужа Лиля и не собиралась, её искреннюю любовь, душевную привязанность к нему не смогла погасить даже сильная страсть к поэту. По её собственным словам, чувства к мужу давно переросли в нечто большее, она любила его как брата, друга, сына, самого близкого и дорогого человека. Они решили никогда не расставаться и остаться друзьями.

Окончательно в квартиру к Брикам Маяковский перебрался в 1918 году. Так в Петербурге начался самый громкий роман начала ХХ века. В нем будут страсть, громкие расставания, не менее громкие встречи и литературный взлёт самого яростного поэта ХХ века. Через год после переезда в Москву они поселятся в одной квартире и повесят табличку на входной двери «Брики. Маяковский».

 Тройственный союз Бриков и Маяковского сохранялся долгие годы. Фото: Commons.wikimedia.org


Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Вероника Витольдовна Полонская (6 июня 1908 — сентябрь 1994, Москва) — советская актриса театра и кино. Последняя любовная привязанность и единственная свидетельница самоубийства Владимира Маяковского.

Роман с Маяковским

Полонская стала последней любовной привязанностью Владимира Маяковского и осталась в истории также как женщина, находившаяся рядом с поэтом в последние часы и минуты его жизни. В пору их первой встречи в 1929 году ей было 21, Маяковскому — 36. Полонская была замужем за актёром Михаилом Яншиным, но не уходила из семьи, понимая, что роман с Маяковским в любой момент может прерваться[3].

С Маяковским Нора познакомилась отчасти благодаря кинематографу. После съёмок в картине «Стеклянный глаз» её пригласил на бега муж режиссёра этого фильма Лили Брик — Осип Максимович Брик. Там же был и поэт, в тот же день они встретились ещё раз у Валентина Катаева. Вскоре сблизились и стали встречаться почти каждый день. По воспоминаниям Полонской, «когда он стал читать мне свои стихи, я была потрясена. Читал он прекрасно, у него был настоящий актёрский дар.
Помню хорошо, как он читал „Левый марш“, раннюю лирику…»

Утром 14 апреля 1930 года Маяковский привёз Веронику на такси в свою комнату на Лубянке. К этому времени они встречались уже второй год. Поэт, переживавший творческий и житейский кризис, настаивал на её разводе и даже записался в писательский кооператив в проезде Художественного театра, куда вместе с Полонской собирался переехать жить.

Как в 1990-м году вспоминала 82-летняя Полонская в интервью журналу «Советский экран» (№ 13 — 1990), в то роковое утро у неё в театре в 10.30 была назначена репетиция с Немировичем-Данченко.

    Я не могла опоздать, это злило Владимира Владимировича. Он запер двери, спрятал ключ в карман, стал требовать, чтобы я не ходила в театр, и вообще ушла оттуда. Плакал… Я спросила, не проводит ли он меня. «Нет»,— сказал он, но обещал позвонить. И ещё спросил, есть ли у меня деньги на такси. Денег у меня не было, он дал двадцать рублей… Я успела дойти до парадной двери и услышала выстрел. Заметалась, боялась вернуться. Потом вошла и увидела ещё не рассеявшийся дым от выстрела. На груди Маяковского было небольшое кровавое пятно. Я бросилась к нему, я повторяла: «Что вы сделали?..» Он пытался приподнять голову.
Потом голова упала, и он стал страшно бледнеть… Появились люди, мне кто-то сказал: "Бегите, встречайте карету «Скорой помощи»… Выбежала, встретила.
Вернулась, а на лестнице мне кто-то говорит: «Поздно. Умер…»

    — Вероника Полонская[3]

      Предсмертное письмо: документ или фальшивка?

     Вот его текст, всегда цитировавшийся для доказательства намерения поэта покончить с собой (и комментарий Скорятина):

     "Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сестры и товарищи, простите, - это не способ (другим не советую) - но у меня выходов нет. Лиля - люби меня.

Товарищ правительство, моя семья- это Лиля Брик, мама, сестры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь - спасибо. Начатые стихи отдайте Брикам, они разберутся. Как говорят - "инцидент исперчен", любовная лодка разбилась о быт. Я с жизнью в расчёте, и не к чему перечень взаимных болей, бед и обид, Счастливо
оставаться.

   Короче  говоря,  МАЯКОВСКИЙ  "крутил-ся"  в  маленьком  гареме,  то  есть  сожительствовал  с  двумя  замужними  женщинами.
 Одна  его  пассия,  Лиля  Брик,  надоела  ему  своими  истериками  и  не  хотела  от  себя  отпускать,  вторая - Вероника  Полонская, не  пожелала  расстаться  с  мужем.  И  не  зря  ПОЭТ  в  своём  предсмертном  письме  начертал:  "...любовная  лодка  разбилась  о  быт".
Владимир Маяковский.

  Мне  думается,  что  эксперты,  установившие  произведение  выстрела  в  упор,  опровергли утверждение Скорягина   об убийстве ПОЭТА  и  подтвердили  истину  расследования  криминалистов  тех  лет  о  САМОУБИЙСТВЕ  МАЯКОВСКОГО.

  Сможет  ли  ЛОГИКОЛОГИЯ  найти  концы  в  столь  запутанной  истории? 

               Смотреть предварительно "Логикология о судьбе человека". http://www.stihi.ru/2012/03/16/8123

                Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.

  13   14   46   57   72    75   93 104 114 124  127 139 140 145 155 168 178 195  198 210 211 216 226 239 249 266 281 284 294 318
  М    А    Я     К    О     В    С    К    И    Й     В    Л     А    Д    И    М    И    Р      В    Л    А    Д    И    М    И     Р    О    В     И    Ч
318  305 304 272 261 246 243 225 214 204  194 191 179 178 173 163 150 140  123 120 108 107 102  92   79    69   52   37   34   24

  3    15   16   21  31   44    54   71    74    86   87  92  102 115 125 142 157 160 170 194  207 208 240 251 266 269 287 298 308 318
  В    Л    А    Д    И    М    И     Р     В     Л    А    Д    И    М    И    Р     О    В    И    Ч     М    А    Я     К    О    В    С     К    И    Й
318 315 303 302 297 287 274 264  247 244 232 231 226 216 203 193 176 161 158 148  124 111 110   78   67   52   49   31   20   10

                МАЯКОВСКИЙ  ВЛАДИМИР  ВЛАДИМИРОВИЧ  =  318.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  318 = МА(нь)ЯК + (с)О(жительст)В(о) + (и)С(ход) (трагичес)КИЙ + В(ыстре)Л + (остановк)А (сер)Д(ца) + (м)И(г) (су)М(асшеств)И(я) + (заст)Р(елился) + В(ыстре)Л + (остановк)А (сер)Д(ца) + (м)И(г) (су)М(асшеств)И(я) + (сове)Р(шил) (сам)О(убийст)В(о) + И(сход) (траги)Ч(еский).

  318 = МА,,ЯК + ,,О,,В,, + ,,С,,  ,,КИЙ + В,,Л + ,,А  ,,Д,, + ,,И,,  ,,М,,И,, + ,,Р,, + В,,Л + ,,А  ,,Д,, + ,,И,,  ,,М,,И,, + ,,Р,,  ,,О,,В,, + И,,  ,,Ч,,.


Справка:

Почему Маяковский был маньяком и за что Лиля Брик...
rutube.ru›video/…/


Код  ДНЯ  ГИБЕЛИ:   178-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ  +  84-АПРЕЛЯ  =  262.

"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант:

  262 = (траги)ЧЕ(ское) (собы)Т(ие) + (в)Ы(ст)Р(ел) + (оста)Н(овк)А (сер)ДЦА + (смер)Т(ельн)О(е) (ранени)Е + (внез)АП(но) (заст)РЕЛ(илс)Я.

  262 = ,,ЧЕ,,  ,,Т,, + ,,Ы,,Р,, + ,,Н,,А  ,,ДЦА + ,,Т,,О,,  ,,Е + ,,АП,,  ,,РЕЛ,,Я.


                318-код  ПОЛНОГО  ИМЕНИ  =  262-ЧЕТЫРНАДЦАТОЕ  АПРЕЛЯ  +  56-УМЕР.


Рецензии