Тайна поэзии

Не все любят поэзию. Не все её читают и почитают. Но те, кому она интересна, не всегда могут ответить на простой вроде бы вопрос: почему? Почему их притягивают именно поэтические строки? Ведь в отличие от технического текста они далеко не всегда несут какую-то прикладную, полезную информацию. А в отличие от художественной прозы они далеко не всегда несут информацию социологического, исторического или хотя бы сюжетного характера. Зачастую они ведь вроде бы вообще ни о чём! И тем не менее существует некая тайна, притягивающая людей именно к поэтическим произведениям.
Однако, не достаточно просто зарифмовать строчки, чтобы назвать стихи настоящей поэзией. Превеликое множество людей рифмуют, но поэзии в этих рифмовках нет никакой . В чем же заключена поэзия? Что наполняет строки поэзией? Стихи состоят из слов и знаков препинаний, но ведь как их ни переставляй, никакой поэзии от этого не появится. Так в чем же дело?
Почему строки великих поэтов полны поэзии, а бедный графоман как бы ни убивался, хоть он тысячу библиотек перечитай и закончи десять литературных институтов…не сможет написать так же, с той же силой воздействия на людей. Чего ему не хватает?
Начиная эту статью, я вспомнил о словах, сказанных о поэзии одним из моих  любимейших с юности поэтов, о великом Федерико Гарсиа Лорке. Ещё в 1932 году он в своей работе «Поэтика» писал: Что мне сказать о Поэзии... Что скажешь  об  облаках,  о  небе?  Гляди, вглядывайся, гляди на них - и все. И ты поймешь, что поэт  ничего  не  может сказать о поэзии. Это дело критиков и профессоров. А поэт -  ни  ты,  ни  я, никто другой не знает, что такое поэзия…»
Однако, испанский поэт тут же добавляет к предыдущему высказыванию: «В лекциях я говорил иногда о поэзии, но вот о чем я совершенно не  могу говорить - это о моих стихах. И не потому, что не осознаю того,  что  делаю. Нет. Напротив, если правда, что я божьей - или сатанинской - милостью  поэт, то такая же  правда,  что  поэт  я  милостью  техники  и  усилия,  и  еще  - отчетливого знания того, что такое стихи»
Хорошо. Но если предположить, что всё обстоит именно так элементарно, тогда почему и чем так взволнован сам Лорка, когда пишет о дуэнде? Отчего его самого это так волнует, если любой технарь и даже не человек, а компьютер, может подучиться и написать гениальные стихи?? И что вообще означает это странное слово из лексикона танцоров фламенко?
Вот что пишет Академический Словарь испанского языка о слове «дуэнде» в одном из его значений – «волшебство, очарование таинственного, загадочного и истинного пения. Дуэнде – не абстракция, не иллюзия и не вымысел романтиков и поэтов. Его существование для многих исполнителей фламенко – это реальность, в которую они искренне верят».
В лекции Ф. Г. Лорки «Дуэнде, тема с вариациями», впервые прочитанной им в Гаване весной 1930 года, поэт так образно рисует картину восприятия истинного дуэнде: «Великий  андалузский  артист  Мануэль  Торрес сказал одному певцу: "У тебя есть голос, ты умеешь петь, но ты ничего не достигнешь, потому что у тебя нет дуэнде".Итак, дуэнде - это мощь, а не труд, битва,  а  не  мысль.  Помню,  один старый гитарист говорил: "Дуэнде не в горле, это приходит изнутри, от  самых подошв".
Значит, дело не в таланте,  а  в  сопричастности,  в  крови,  иными словами - в древнейшей культуре, в даре творчества. (и все-таки, дело в таланте тоже, считаю я, Э.А) 
Дуэнде - таинственная эта сила, "которую все чувствуют и ни один философ не объяснит", - дух земли… Каждый человек, каждый художник (будь то Ницше  или  Сезанн)  одолевает новую ступеньку совершенства в единоборстве с дуэнде. Не с ангелом, как  нас учили, и не с музой, а с дуэнде. Различие касается самой сути творчества».
Может быть, в образности стихов сокрыта вся тайна поэзии? Нет, не вся… Можно напичкать стихи образами и редкостными рифмами (есть по этой части превеликие умельцы), но «Я вас любил, любовь ещё, быть может…» всё равно будет несоизмеримо большей поэзией, хотя там нет ни единого образа и метафоры. Так где же сокрыто то, что так нас притягивает?
В правде. Являющееся поэзией не изображает чувства, а является ими.Этого не придумаешь и не выдавишь из себя на лист бумаги, если этого нет в жизни.
В судьбе. Поэта без удивительной (или трагической) Судьбы не бывает. Вспомните кого угодно: Высоцкого, Ахматову, Рубцова, Мандельштама… У каждого за спиной – судьба непростая, не умещающаяся в тривиальное «родился- учился- работал -умер».
В паузах. Да, да! В истинных стихах есть воздух, есть  чем дышать, есть нечто помимо слов и запятых! И выше слов! Тишина тоже умеет быть красноречивой. Не зря в решающие мгновения своей судьбы такой удивительный персонаж истории России, как Василий Блаженный, Юродивый во Христе… молчал. Его молчание было настолько красноречиво, что даже сам Иван Грозный был бессилен перед ним и боялся его! Тот – который считал себя выше Бога на земле!
И не только этим ограничивается то, что делает стихи подлинной Поэзией в отличие от всего остального рифмованного (а иной раз и не очень) тщащегося чем-то казаться словесного мусора. А в чём ещё? Надо подумать…


Рецензии
Благодарю за эссе. Согласна с каждой фразой. Лучше не сказать...

Ирина Тамиранова   30.03.2019 09:51     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.