Тайна поэзии
Однако, не достаточно просто зарифмовать строчки, чтобы назвать стихи настоящей поэзией. Превеликое множество людей рифмуют, но поэзии в этих рифмовках нет никакой . В чем же заключена поэзия? Что наполняет строки поэзией? Стихи состоят из слов и знаков препинаний, но ведь как их ни переставляй, никакой поэзии от этого не появится. Так в чем же дело?
Почему строки великих поэтов полны поэзии, а бедный графоман как бы ни убивался, хоть он тысячу библиотек перечитай и закончи десять литературных институтов…не сможет написать так же, с той же силой воздействия на людей. Чего ему не хватает?
Начиная эту статью, я вспомнил о словах, сказанных о поэзии одним из моих любимейших с юности поэтов, о великом Федерико Гарсиа Лорке. Ещё в 1932 году он в своей работе «Поэтика» писал: Что мне сказать о Поэзии... Что скажешь об облаках, о небе? Гляди, вглядывайся, гляди на них - и все. И ты поймешь, что поэт ничего не может сказать о поэзии. Это дело критиков и профессоров. А поэт - ни ты, ни я, никто другой не знает, что такое поэзия…»
Однако, испанский поэт тут же добавляет к предыдущему высказыванию: «В лекциях я говорил иногда о поэзии, но вот о чем я совершенно не могу говорить - это о моих стихах. И не потому, что не осознаю того, что делаю. Нет. Напротив, если правда, что я божьей - или сатанинской - милостью поэт, то такая же правда, что поэт я милостью техники и усилия, и еще - отчетливого знания того, что такое стихи»
Хорошо. Но если предположить, что всё обстоит именно так элементарно, тогда почему и чем так взволнован сам Лорка, когда пишет о дуэнде? Отчего его самого это так волнует, если любой технарь и даже не человек, а компьютер, может подучиться и написать гениальные стихи?? И что вообще означает это странное слово из лексикона танцоров фламенко?
Вот что пишет Академический Словарь испанского языка о слове «дуэнде» в одном из его значений – «волшебство, очарование таинственного, загадочного и истинного пения. Дуэнде – не абстракция, не иллюзия и не вымысел романтиков и поэтов. Его существование для многих исполнителей фламенко – это реальность, в которую они искренне верят».
В лекции Ф. Г. Лорки «Дуэнде, тема с вариациями», впервые прочитанной им в Гаване весной 1930 года, поэт так образно рисует картину восприятия истинного дуэнде: «Великий андалузский артист Мануэль Торрес сказал одному певцу: "У тебя есть голос, ты умеешь петь, но ты ничего не достигнешь, потому что у тебя нет дуэнде".Итак, дуэнде - это мощь, а не труд, битва, а не мысль. Помню, один старый гитарист говорил: "Дуэнде не в горле, это приходит изнутри, от самых подошв".
Значит, дело не в таланте, а в сопричастности, в крови, иными словами - в древнейшей культуре, в даре творчества. (и все-таки, дело в таланте тоже, считаю я, Э.А)
Дуэнде - таинственная эта сила, "которую все чувствуют и ни один философ не объяснит", - дух земли… Каждый человек, каждый художник (будь то Ницше или Сезанн) одолевает новую ступеньку совершенства в единоборстве с дуэнде. Не с ангелом, как нас учили, и не с музой, а с дуэнде. Различие касается самой сути творчества».
Может быть, в образности стихов сокрыта вся тайна поэзии? Нет, не вся… Можно напичкать стихи образами и редкостными рифмами (есть по этой части превеликие умельцы), но «Я вас любил, любовь ещё, быть может…» всё равно будет несоизмеримо большей поэзией, хотя там нет ни единого образа и метафоры. Так где же сокрыто то, что так нас притягивает?
В правде. Являющееся поэзией не изображает чувства, а является ими.Этого не придумаешь и не выдавишь из себя на лист бумаги, если этого нет в жизни.
В судьбе. Поэта без удивительной (или трагической) Судьбы не бывает. Вспомните кого угодно: Высоцкого, Ахматову, Рубцова, Мандельштама… У каждого за спиной – судьба непростая, не умещающаяся в тривиальное «родился- учился- работал -умер».
В паузах. Да, да! В истинных стихах есть воздух, есть чем дышать, есть нечто помимо слов и запятых! И выше слов! Тишина тоже умеет быть красноречивой. Не зря в решающие мгновения своей судьбы такой удивительный персонаж истории России, как Василий Блаженный, Юродивый во Христе… молчал. Его молчание было настолько красноречиво, что даже сам Иван Грозный был бессилен перед ним и боялся его! Тот – который считал себя выше Бога на земле!
И не только этим ограничивается то, что делает стихи подлинной Поэзией в отличие от всего остального рифмованного (а иной раз и не очень) тщащегося чем-то казаться словесного мусора. А в чём ещё? Надо подумать…
Свидетельство о публикации №112021201685
Ирина Тамиранова 30.03.2019 09:51 Заявить о нарушении