Заметки на полях. Зимний конкурс. Конст. Никулин
В финальную часть, на оценку жюри, было представлено 24 работы семнадцати авторов. Ими стали Дядя Игорь, Бабка Ёшка, Игорь Шандра, Игорь Шевчук, Наталья Капустюк, Плюшевое Солнышко, Татьяна Ефимова – по два стиха, и Анатолий Гришин, Татьяна Дубовская, Татьяна Шеина, Юрий Маркин, Елена Телушкина, Александра Фёдорова, Ал. Еф., Ирина Шабалина, Татьяна Гетте, Таиса9 – по одному. Подошли они к этому этапу после результатов зрительского голосования, уже в какой-то мере отображающем расклад сил. К сожалению, к моменту написания этого обзора я ещё не знаю итоговые результаты, чтобы делать хоть какие-то оргвыводы, так что сделаю упор на детали – дьявол, как мы помним, кроется именно в них…
Из общих впечатлений. В целом - довольно хороший общий уровень, но мне не понравилось раскрытие темы некоторыми авторами – стихи у них вышли «взрослыми» и рефлексирующими, как будто авторы поставили себе цель не встать на место ребёнка, а поднять его до своего уровня. Порой встречается применение непонятных ребёнку слов – «созерцаю», «неподвластную» - философские категории, которые и не каждый взрослый объяснит. Были некоторые сложности в оценке четырёхстиший — слишком мало для оценки техники, поэтому к художественности применял повышенные требования. Теперь краткие мысли по каждому стиху.
Стих 1. «Пробудился медвежонок», Татьяна Ефимова, http://www.stihi.ru/2010/01/23/3201
Немного простоват по содержанию и исполнению, рифмы повсеместно глагольные, ритм не выдержан — это однозначно не конкурсный стих, и «косметический ремонт» здесь вряд ли поможет, кроме того, тема использована ранее неоднократно многими поэтами, так что писать в таком ключе это значит заведомо находиться в проигрышной позиции. Понравилась фраза: Опечалился малыш: «Так и детство все проспишь!» - это вполне по-детски, и в целом по тексту есть хорошие места.
Стих 2. "Сороки", Татьяна Дубовская, http://www.stihi.ru/2010/12/14/6394
Ровное стихотворение, нет притянутых «за уши» слов и рифм, разве что рифма «сороки-белобоки» выглядит вторично. В целом хороший стих с логической концовкой.
Стих 3. "Подруги", Дядя Игорь , http://www.stihi.ru/2011/12/09/1619
Займёмся буквоедством. Согласно БСЭ, вьюга – это синоним метели. Таким образом, вьюга обращается с предложением к самой себе. Либо метель - это некая другая субстанция, имеющая имя Метель (но здесь появляется висящий смысл). И, во-вторых, метель – это перенос снега ветром, то есть ветер входит в понятие метели, пурга – метель с СИЛЬНЫМ ветром, и зачем им дожидаться попутного ветра – непонятно. Если закрыть глаза на это смешение признаков (в логике это называется, кажется, исключением свойства, то есть относится к формальной логике), то получается отличный стих. Как итог – читать ребёнку до того возраста, пока он не потребует объяснить разницу. Вот здесь и ждите подвоха :)
Стих 4. "Не принарядился", Татьяна Гетте, http://www.stihi.ru/2011/01/13/4593
Этот стих невысоко оценен на зрительском голосовании, а мне он нравится. Тот, кто думает, что легко уложить интересный сюжет в восемь строк – пусть попробует написать сам. Полагаю, причиной таких оценок стало именно количество строк, поскольку к сюжетной составляющей лично у меня претензий нет никаких.
Стих 5. "Летит дракон", Ирина Шабалина, http://stihi.ru/2011/12/31/3071
Стих, рассчитанный на прочтение вслух, с эмоциями, текстом выглядит слабее. Тема актуальная. К сожалению, между первыми шестью строками (преамбулой) и остальными (повествованием) прослеживается весьма ощутимый «провис» и отсутствие логического перехода. Плюс мелкие шероховатости — звук раздался «дробно», «дружить как в старь»… Стих рассчитан на уже довольно взрослых детей (календарь майя, беда планете), но написан простым повествовательным языком, что с одной стороны предполагает фантазию читателя, а с другой думается, что можно превратить этот стих в театр абсурда, наделить дракошу каким-либо качеством (например, рассеянностью) и обыграть сюжет (тема позволяет) – на мой взгляд, детям пяти-шести лет самое оно. А то остаётся главный вопрос – дальше-то что с дракошей было?
Стих 6. «Горка», Бабка Ёшка http://stihi.ru/2010/06/14/4926
Отличный стих. Ожидал в конце какого-нибудь казуса, вроде того, что на утро потеплело и горка растаяла, но вышел грамотный хеппи-энд. Рифмы подобраны таким образом, что внимание на них обращаешь раз на третий – всё строго по сюжету, без изысков. Это тот случай, когда рифма работает на сюжет.
Стих 7. "Колыбельная для медвежонка", Таиса 9, http://www.stihi.ru/2010/03/24/3406
Последние две строки имеют внешнее противоречие. Лес хозяина встречай – действие, предполагающее активность медвежонка. Баю-баю-бай — действие, предполагающее пассивность медвежонка (сон). Первая строка двусмысленна – Зимой зверью не мёд – речь идёт о медведях. Имеется ввиду, что зимой несладко, или что зимой мёда нет? Ребёнку сложно разобрать. Посреди стиха строка «Спим с Топтыжкой, смотрим сны» выбивается из всего построения колыбельной. В целом – недоработанный стих, который при желании можно превратить в правильно построенный.
Стих 8. "Облачная шёрстка", Татьяна Шеина , http://www.stihi.ru/2011/11/15/5506
Автор показал владение и техникой, и сюжетной составляющей - сюжет не «размазан» по катренам, а логически развит. Хорошая образность. Немного напрягают частицы: «На дворе-то на дворе», «А внизу-то плохо», они добавляют к строке какие-то лишние здесь народные мотивы (хотя, возможно, я просто не почувствовал стилистики). Но фантазия у автора работает как надо.
Стих 9. "Игривые куропатки", Игорь Шандра, http://www.stihi.ru/2010/06/01/2838
Стих из категории «Ни одного лишнего слова». Стих в шесть строк вызывает внутреннее противоречие при выставлении баллов – маловато для оценки техники, нет образности. Но есть динамика и законченный сюжет. Лично я оценил этот стих довольно высоко, но сомневаюсь в итоговом высоком месте, всё-таки первые места занимают стихи с оригинальными построениями и сюжетами, что впрочем, не делает этот стих плохим.
Стих 10. "Две пичуги", Юрий Маркин, http://www.stihi.ru/2011/12/18/10623
Вывод последних двух строк выглядит навязанным. «Воздух скучный», «свобода мила» - сухой, канцелярский язык применимо к трогательному моменту. Возможно, имело смысл написать стих чисто от лица девочки, как она осмысливает высказанное ею предположение. Ещё, на мой взгляд, Петербург здесь «прикручен» к тексту – петербургские пичуги (да простит меня автор) не отличаются от пичуг Москвы, Вятки или Новосибирска. А в целом – хороший по задумке и исполнению стих. Мною оценен довольно высоко.
Стих 11. "Лисичкины рукавички", Елена Телушкина, http://www.stihi.ru/2011/12/27/8044
Повествовательный стих, состоящий сплошь из глагольных рифм. Сюжет о взаимопомощи многократно использован другими авторами ранее. «И к лисе пришла сама» - употребление «сама» здесь сомнительно, поскольку о предполагающемся визите лисы к сове ничего сказано не было. Несбалансированный стих – хорошая сюжетная составляющая «убита» рифмами – неточными и глагольными.
Стих 12. "Ёжик — лыжник", Плюшевое Солнышко, http://stihi.ru/2006/10/15-1701
Не могу отказать автору в понимании того, как надо писать стихи для детей. Первые две строки определённо заинтересовывают, последующие – грамотно излагают. Не помню где, но уже попадалось мне это слово – «шустрик», и оно у меня ассоциируется с чем-то смежным между шустрик суспензией и Шуриком, ничего не могу с собой поделать – оно мне не нравится. Дети, ввиду неиспорченности, возможно, истолкуют правильно.
Стих 13. "Коляки — маляки", Ал.Еф, http://stihi.ru/2011/02/20/6480
Стих-противоречие. Наверно, так задумано автором. Вот что получается: либо все пингвины глупые (посыл: потому что спят во фраках), либо только те, кто спит во фраках между льдин. Я в замешательстве.
Стих 14. "Приголубьте голубка", Игорь Шанлра, http://www.stihi.ru/2010/06/01/2838
Правильный ритмически и по смыслу, но… чересчур простой и маленький. Оттого невысоко оцененный зрителями – это не конкурсный стих именно в плане стилистики. Как аннотация к картинке в детской книжке подходит вполне. Я оценил его довольно высоко.
Стих 15. "В лесу", Татьяна Ефимова, http://www.stihi.ru/2011/11/05/1721
. Слышал такое мнение, что после «Большой элегии Джону Донну» Бродского писать о том, как кто-то уснул – невозможно. Автор этого конкурсного стиха утверждение смело опроверг. Финал не поражает эпичностью, поскольку стих детский, но подводит вразумительный итог. Это добротно «сделанный» стих в хорошем смысле этого слова.
Стих 16. "Зимний ёжик", Плюшевое Солнышко, http://stihi.ru/2006/12/12-1405
Подходящий стих для детского утренника. Все рифмы довольно точные, стих легко запоминается. Опять же, сюжет о взаимопомощи (у кого-то проблема, кто-то пришёл и помог) использован многократно и в разных вариациях, но здесь всё сказано довольно интересно и сюжет умещён в десять строк. Оттого и стих набрал десять баллов.
Стих 17. "Щенок на остановке", Александра Фёдорова, http://www.stihi.ru/2011/12/22/2997
Не стану разбирать по полочкам написанное, это будет как минимум нечестно по отношению к 12-летнему автору, который и так совершил подвиг, закончив такое стихотворение, и мерить его одной линейкой с другими стихами я не хочу. Скажу в общем – прочитав несколько других стихов Александры заметил главное – это поэтически оформленную мысль, которая пока сумбурна и порой сбивается на смежную тему (а кого не уводила в сторону бурная фантазия в 12 лет?), но имеет вектор, так что всё остальное – это во всех смыслах дело техники и роста. Касаемо «Щенка на остановке» я замечу лишь, что стих не грешит смысловыми неточностями, но слегка затянут. К сожалению, правила конкурса по этой причине обязывают меня поставить не слишком высокую оценку автору, но я предлагаю премировать его Призом зрительских симпатий (если зрители не против) или отметить особым мнением жюри и наградить призовыми баллами.
Стих 18. "Грибной снегопад", Бабка Ёшка http://stihi.ru/2010/01/25/345
По праву высоко оценённый зрителями стих. Собственно, в основу положено одно довольно точное наблюдение, которое далее по тексту интересно и весело обыгрывается. Дочитав стих, правда, слегка пожалел, что стих не развил «грибную» идею дальше, но это право автора. И я его уважаю.
Стих 19. Компот для ёжиков, Дядя Игорь. http://www.stihi.ru/2011/12/08/990
Ещё один лауреат зрительского голосования. Симпатичный стих, но покоробило слово «кожица». В словаре синонимов русского языка это - кожура, лузга, мякина, кора, плева, пленка, шелуха, пенка. Ср. <Оболочка>. В словаре Брокгауза – эпидермис. То есть не производная от слова «кожа», а выделенное из него самостоятельное слово. И вот ещё, на мой взгляд, неточность – предлагается выпить ежевичный компот, а сны пускай приснятся клубничные. Почему не ежевичные?
Стих 20. "Синицын обед", Игорь Шевчук, http://www.stihi.ru/2012/01/08/8131
Не люблю имена собственные, помещённые в стих ради рифмы, подобной этому имени. «Скрипкин - скрипку» - это слабо. «Кыш - шиш» - неубедительно. «Зябкая форточка» - сомнительно. Вот концовка не подкачала, пришлась к месту и неожиданно. Ввиду того, что стих не перетянут и в целом грамотно скомпонован, думаю, не будет большой сложности его доработать.
Стих 21. «Зимнее утро», Наталья Капустюк, http://stihi.ru/2011/01/12/1436
Глагольные рифмы, увы, автоматом сбивают баллы за технику, так что стих изначально неконкурсный. Композиция стиха, правда, вытягивает вторую составляющую. Слова «неподвластную» и «созерцаю» хороши как философские категории, но в детском стихе смотрятся чужими.
Стих 22. "Рябина", Наталья Капустюк, http://stihi.ru/2009/02/21/2566
Четыре строки – и где задуматься бедному члену жюри над оценкой за технику? Автоматом пять баллов. Но вот за то, что «рябина горит» уже который десяток лет у разных поэтов, пожалуй, минус балл. Вот и вся математика.
Стих 23. „Верные друзья”, Анатолий Гришин, http://www.stihi.ru/2011/02/13/1536
На восемь строк одна глагольная рифма – выглядит простительно. Точно подмеченные факты, ничего лишнего. Десять баллов.
Стих 24. "Ворона на пероне", Игорь Шевчук , http://www.stihi.ru/2009/05/14/3560
А ведь этот стих – целая философия, только подан он в детской обёртке. За «ярканье» - незачёт, Гугль вообще от этого слова впал в ступор и предложил добавить в базу. В целом видно, что с фантазией у автора порядок, но меру тоже надо знать, или спустить тогда весь сюжет до абсурда – тоже весело. А так вышел усреднённый вариант с розовыми воронами в параллельной вселенной, мол, при должной сноровке – додумайте сами что к чему. Я, кстати, нафантазировал, но детям будет непонятно :)
Примечание гл.редактора.
Наш арбитр оценил стихотворения и написал к ним комментарии анонимно, не зная авторов. Фамилии авторов и ссылки на их произведения были включены в текст мной, для большей ясности, чтобы желающие могли прочитать стихи, о которых ведётся речь в комментариях.
Свидетельство о публикации №112021007246