Тюремный письменный фольклор
Встречаются, конечно, и деловые послания – «ксивы» – это инструкции и обращения, в которых даются указания по поведению в тюрьме и на зоне, отношению к администрации, отдельным группам заключённых, призывы к неповиновению администрации, оговаривается её тактика и т.д. Деловые и дружеские письма отличаются друг от друга функционально и стилистически, но деловые письма это не фольклор, поэтому не будем останавливаться сейчас на них более подробно.
Справедливости ради следует упомянуть заявления и жалобы, отправляемые заключенными в различные инстанции. Как правило, привычка обжаловать всё и вся, формально противоречащая одному из криминальных запретов, а именно на инициативное, добровольное общение с любыми властями, не входит в число тюремных табу, если не подпадает под понятие стукачества. Искусство написания таких жалоб ценится и человек, владеющий им, занимает не самое низкое положение в тюремной табели о рангах. По выходе на свободу привычка жаловаться может сохраниться в виде сутяжничества (значение термина см. http://www.stihi.ru/2012/02/05/10268), однако в большинстве случаев так не происходит.
Но вернёмся к любовным письмам. Их пишут как мужчины, так и женщины. Из множества причин, побуждающих к написанию, хочется выделить несколько.
1. Длительное отсутствие нормального общения с противоположным полом.
2. Наличие большого количества свободного времени, особенно при незанятости в производстве и, как следствие, потребность в развлечениях.
3. Повышение собственного статуса.
Заключенные, годами не видящие лиц противоположного пола, стараются любыми путями компенсировать этот дефицит. У далекого от зоны нормального человека волосы встанут дыбом, узнай он, какими путями зэки удовлетворяют потребность в любви и ласке. В наше время общество намного терпимее относится ко многим вещам, сейчас никого уже не удивишь нестандартной сексуальной ориентацией, искусственными фаллосами и вагинами, порнографическими журналами.
Способы сексуального удовлетворения заключенных можно разделить на несколько направлений, включающих, в том числе, использование с этой целью книжных текстов и любовных писем. Поиск, а также создание соответствующих текстов ведётся самыми изощренными способами. И опять же, накладываясь на стресс, испытываемый человеком в местах лишения свободы, такая тяга может перерасти в эротографоманию (значение термина см. по ссылке, указанной выше).
«Но тот, который не может воспринимать эту любовь на бумаге, – объясняют заключенные, – тот, конечно, в шутку пишет. Все это прикольно. Ну, просто играет, чтобы себя отвлечь. Есть такое выражение – "стебается", "посмеивается"».
Для любовных писем заключенных характерна утрировка чувств, они обильно насыщены метафорами, сравнениями, гиперболами. Письма определенным образом оформляются, для них характерны традиционные формулы зачинов и концовок. Вот как об этом говорят заключенные: «"До свидания" не пишется. Подписываются: "С искренним уважением". Начало может быть такое: "Час в радость". Заканчивать могут пожеланием: "Всех вам благ"».
Любовное письмо на волю и с ответом – радость зэка. Писарю при этом полагается угощение. Слава о таком знатоке письменной любви распространится по зоне. Все свободное время он будет писать, блатные его освободят от нарядов, уборки территории и прочих грязных дел. Только пиши. Чем больше человек получит писем с воли, тем он выше котируется в зоне. Он уже и сам может торговать письмами, передавая другим страждующим и желающим заочно познакомиться, чтобы потом, на воле встретиться с женщиной. Ведь сотни, тысячи попавших в зону из детдомов, психбольниц, армии не имеют даже знакомых на воле. Как быть такому человеку? Выход есть – купить письмо-передачу.
Почему-то многие люди, вступающие в переписку, верят, что именно в письме человек может раскрыться как нельзя лучше. Бумага – это просто клад для выражения маленьких особенностей: ошибочек, характерных завитушек… В ходе переписки человек располагает достаточным количеством времени, чтобы неоднократно переосмыслить и переделать своё «произведение», и даже добавить этих самых особенностей – для создания нужного образа.
Общение по переписке – это всегда недостаток информации о собеседнике. И воображение услужливо дорисует части образа, зияющие белыми пятнами. Так девушка, вступившая в любовную переписку, уже предвкушает развитие романтических чувств. При этом велика вероятность того, что в её сознании собеседник «нечаянно» подхватит черты по-настоящему идеального мужчины – от смелости до нежности и доброты.
О том, что любовь по переписке с заключёнными ни к чему хорошему не приводит, сказано множество слов и написаны сотни статей. Но ни одна из девушек, получающих письма с зоны, не верит, что эти истории про неё.
– В зоне я работаю учителем математики, - рассказывает Светлана Ильина. – Не знаю, что именно во мне вызывает в зеках желание поговорить по душам, но я в курсе всех их любовных переписок. В нашей зоне вся бумажная любовь – дело рук одного-единственного заключённого: он пишет такие письма за сигареты. А если кто и пишет сам, то в письме он непременно белый, пушистый и сидит по ошибке. Девочки, это всё неправда! Они ищут доноров, которые будут носить им с воли еду и табак! И как становится жалко тех дурочек, у которых пелена на глазах: вроде бы умные девчонки, а письма эти с голодухи по любви им совсем головы запудрили...
Любовный писака творит послания, которые в сотнях экземпляров переписываются и рассылаются с изменением только имен, фамилий, и адресов. В таких письмах описываются будущие встречи партнеров и расхваливается красота своего тела и способностей к обольщению. Мастер-чтец со смаком зачитывает все это после отбоя, на сон грядущий.
Комментарий психолога: «Это особая психология, женская. Далеко не любая девушка, находясь в здравом уме, выберет для себя такую участь. Здесь явно включаются иррациональные мотивы. Надо понять: что именно привлекает в отношениях с зэком? Видимо, девушка видит в этом свою миссию: «Он плохой, но я его своей любовью воскрешу и преобразую! Если я буду верной, если я его дождусь, он это оценит и станет другим человеком. В женской любви заложена материнская составляющая: «Он же страдает!» На этих струнах играют заключенные, вызывая жалость и заботу. Я бы назвал девичьи чувства к человеку за решеткой любовь-агапэ: мягкая, жертвенная, снисходящая любовь-жалость».
Находясь в местах лишения свободы, в письмах родным, друзьям и подругам заключенный демонстрирует свою тюремную «просвещенность», «образованность», «элегантность» в выражении мыслей и чувств. Именно для этого переписываются стихотворные заготовки с поздравлениями, пожеланиями, признаниями, которые затем используются при написании писем на волю. «Пусть скалы и горы сойдутся, / Пусть высохнет в море вода, / Пусть солнце и звезды погаснут, / Но я не забуду тебя»,- в подобных формах выражают свои чувства в письмах к любимым зэки.
Демонстрируя свое интеллектуальное превосходство над представителями властей и свободными людьми, заключенные используют в речи иностранные слова, афоризмы из Ницше и Шопенгауэра и др.. Афоризмы заучиваются наизусть и находят место на страницах тюремных альбомов. Так, в тетради рецидивиста были найдены изречения на английском, французском, латинском, итальянском языках, иврите.
Афоризмы вообще чрезвычайно популярны в местах лишения свободы. Ими испещрены стены штрафных изоляторов, ими украшают альбомы и блокноты, они постоянно мелькают в разговорной речи. Традиционные тюремные афоризмы выражают идеологию криминального мира: презрение к властям и всему людскому «стаду». «"Что можно льву – нельзя собаке", "лучше быть последним волком, чем первым среди шакалов"», – утверждают зэки.
Разнообразные фольклорные жанры широко представлены также в альбомах, песенниках, блокнотах заключенных. Альбомы своеобразно оформляются, песни и стихотворения, нашедшие место на их страницах, могут витиевато иллюстрироваться. В тюремные альбомы заключенные помещают стихотворения (сатирические, философские, политические, любовные), стихотворные заготовки для писем, специфические альбомные тексты, обращенные к читателям альбома.
Герой, познавший вкус неволи, обращается в стихах и афоризмах к тем, кто не имеет этого знания, мир свободы при этом зачастую осмысливается им как развращенный и праздный. Сквозь альбомную поэзию проходит мысль о том, что вольный человек не способен понять зэка: «Ты не сидел, ты не был там/ Ты пил вино и трахал дам»
Преступник всегда играет определенную роль, недаром выход на свободу заключенные сопоставляют с выходом на сцену. Выйти надо «красиво», и к этому «красивому» выходу зэк готовится заранее и готовит публику. В тюремных преданиях популярен сюжет о возвращении вора из тюрьмы. Попадая в обычный вольный мир, где к нему относятся с большим опасением, вор блистает приобретенными в тюрьме «аристократическими» манерами, произносит за праздничным столом тост на французском языке и читает стихи, такие как: «Я поднимаю свой бокал/ За тех, кто знает вкус неволи, / За тех, кто в жизни испытал/ Всю тяжесть арестантской доли».
В завершение хотелось бы отметить, что современные технологии вкупе с либерализацией режима отбывания заключения не могли не привнести в тюремный фольклор большого количества новшеств. В сети Интернет имеется множество различных ресурсов о местах лишения свободы и заключенных. Форумы и специальные разделы сайтов, посвященных тюремному фольклору, обеспечивают этим ресурсам подавляющее большинство посетителей. Сочетание возможностей онлайн-общения с субкультурой мест лишения свободы выводят тюремный фольклор на новый уровень, облегчая, как достижение «писателями» своих целей, так и внедрение его (тюремного фольклора) в «вольную жизнь» примерно таким же образом, как массовая «миграция» населения СССР через места лишения свободы в тридцатых-пятидесятых годах прошлого века привнесла блатной жаргон в устную и письменную речь.
Использованные источники:
1. http://www.ruthenia.ru/folklore/
2. http://www.justlady.ru/sex/
3. http://f5.ru/galyavud/post/118831
4. 5. http://www.syzo.ru/
6. http://www.tyurem.net/
© Питон22
Специально для проекта «Империя Наносит Ответный Щелбан»
Свидетельство о публикации №112020908243
док
Docking The Mad Dog 01.03.2012 07:35 Заявить о нарушении
Империя Наносит Ответный Щелбан 02.03.2012 01:28 Заявить о нарушении
Статья нуждается в основательной редакции, чтобы соответствовать "духу времени". Все это было верно тогда, когда Достоевский делал заметки к своим "Запискам из мертвого дома".)))
Смелов Дмитрий 06.03.2012 21:37 Заявить о нарушении
Империя Наносит Ответный Щелбан 07.03.2012 17:34 Заявить о нарушении
Смелов Дмитрий 07.03.2012 18:26 Заявить о нарушении
О "посылах" можно рассуждать много и нудно. Я знаю примеры, как очень хороших браков с з/к, так и плохих, вплоть до трагедии. Кому-то действительно нужно от женщин "табак и еда" (улыбаюсь), а кто-то ищет настоящей любви, семьи и т.п. Также есть и девушки, которые, разведясь с одним з/к, сразу (сами!) налаживают общение с другим, вступают в брак и так - множество раз (вроде и муж есть, который помогает, и тут-же полнейшая свобода действий).
Согласно статистике (из методических пособий и учебников сотрудников УФСИН), обратно, в тюрьмы, возвращаются 50% освободившихся. Т.е. те самые 50% всю жизнь "живут криминалом". Но другие 50% - это ваши же соседи, которые по пьянке убили жену (подрались, задавили человека) вынесли с завода радиодеталь и т.п. Такие люди сидят раз в жизни и они не настроены при освобождении грабить и насиловать, как не были расположены к сему и до ареста.
Это не оправдание з/к, нет. Завязывая знакомство с ними, надо не забывать, где находятся эти люди. Навскидку, по самым радужным наблюдениям (нелепое словосочетание), я бы определил шанс удачно создать семью с з/к, как 70 к 30 (где 70% - неудачи). Но, опять-таки, здесь множество факторов, а не одно то, что з/к - это з/к.
Пара слов о тех, кто умеет грамотно составлять жалобы и писать прочие юридические бумаги. Да, они на особом счету. А "на свободе" разве нет? Их называют юристами и идут к ним, ведь логично обратиться к знатоку дела, чем вечерами с женой изучать всевозможные кодексы. Так и в лагерях, не больше. На особом счету все (как в тюрьмах, так и на свободе): врач, юрист, педагог.
Смелов Дмитрий 07.03.2012 19:02 Заявить о нарушении
По поводу наличия в МЛС сотовой и Интернет-связи, делающей ненужными для общения письма и т.п. на бумажных носителях (это словосочетание тоже продукт нынешней действительности) Вы тоже правы, мы говорили об этом в конце статьи. Однако сама статься посвящена не онлайн-общению или содержанию телефонных разговоров, а именно письменному тюремному фольклору, как одному из, пусть уходящих, но феноменов тюремной субкультуры. Мы понимаем, что сейчас эпистолярный жанр трансформировался в деловую переписку, привычные книги и газеты уступают место книгам электронным и лентам новостей, а Интернет является неиссякаемым источником почти мгновенного получения любых текстов – стихов, афоризмов и т.д. , делающим ненужными альбомы и блокноты. И пускай описанный в статье именно письменный тюремный фольклор выглядит сейчас патриархально, как граммофон на фоне HI-end техники, с нашей точки зрения он заслуживает того, чтобы о нём знали.
Империя Наносит Ответный Щелбан 08.03.2012 12:42 Заявить о нарушении
И ремарка на Ваш ответ Николаю (точнее, развитие мысли Маркса Бродским, из эссе "Поклониться тени"):
"изречение Маркса "Бытие определяет сознание" верно лишь до тех пор, пока сознание не овладело искусством отчуждения; далее сознание жавет самостоятельно и может как регулировать, так и игнорировать существование" (с)
Сказав иначе: бытие определяет сознание до тех пор, пока сознание не выйдет за рамки этого бытия.
Спасибо за беседу, до свидания.
Смелов Дмитрий 08.03.2012 19:59 Заявить о нарушении