Два богомаза 1. Грек и фряжин
То мне Параскева из Вознесенки–искусница до церковных гишторий сказывала. А я уж с её слов. Да, пяря, это она и про мироточиву икону, и про исцелившуюся хромоножку, и про прозревшую кривую Явдоху на паперти трезвонила, када собирались прихожане из окрестных деревень на праздничный молебен.
Так вот в деревне ихней по красным углам сплошь иконы пресвятой владычицы нашей Богородицы приснодевы Марии сияли окладами. У кого и по две, как памятка о тех двух богомазах, што жили в монастыре в подборье за Звениозером и совершали кажин день полом в ихнюю Вознесенку расписывать новую церкву. У кого дажеть и две таких Богородицы было, хоть теперь уже и потемневших от времени да от копоти лампадной, но все одно видно што кажна своего характеру. Одна, вроде, боле духовидна и бесплотна, друга - боле тельна и с живинкою в щеках и глазах. То ж и мальчонки на руках у них, Христы-младенцы, стал быть. И все бы ничё. Токо у мальчонок одно время рыбьи хвостики стали вместо пальчиков на ножках проглядывать. Так кто иконы те в сундуки попрятал, а кто побогаче - те хвостики вензельными заказными окладами из серебра, из меди поприкрывал - жаль хоронить икону-то в сундуке среди проеденного молью бабушкиного приданного. Но о тех рыбьих хвостиках у младенцев на иконах особый сказ.
Было это ешшо задавно до того окаянства, когда церквы-то палить да грабить стали. Поставили в Вознесенке всем миром церкву нову, будто свечечку белую с куполом-огоньком в небушко возносящуюся. Глядишь на купол, как он на зорьке аль закате розовым мерцанием светится – душа к ангелам в небеси воспарят. Ну, прям как язычок пламенный на свечке пред иконой горит, мерцая, будто дух человеческий, устремленный к Всевышнему. И такой, глядя на эту лепоту на сердце покой да лад, што не высказать.
И призвали в Вознесенку двух молодых иноков-послушников из монастыря расписывать ту церкву -невестушку. И стали они ходить к нам изукрашивать храм-Левонтий да Пантелей. Один тоненький такой, незабудковоглазый с льняными волосами и юношеским пухом над губой, другой - коренаст и черняв, с курчавиной в чубе и окладистой бородкой. Молоды были те богомазы. И таки разны! Так же и писали несхоже - што по штукатурке сырой, что на досках. И все спорили о том, как малевать надоть, за што и прозвали их Греком и Фряжином. Сказывали - Левонтий живописному умению у грека обучался, Пантелей - у фряжина-итальянца. Вот отчего такие прозвища.
Сядут они на паперти перекусить - чем Бог послал - квасом, хлебом монастырским. Дажеть не сымая фартуков, будто радугой красками изукрашенных поверх черных ряс, с ремешочками-опоясками на головах, чтоб волосы не рассыпались. Разложатся с харчами на полотенечке - и почнут спор свой без конца-краю. Мама Параскевы часто харч им посылала, так она ж и наслушалася.
-- Смотри, Пантелей, -- укорял Левонтий Фрязина, -- зело жизнеподобно пишешь. Уста червлены, власы черны у твово Спаса. Смотри, как бы вместо Спаса песа нечистого в самом подкуполье не вышло!
- Нечё! - отвечат Пантелей Греку. - Я цвет лица от солнышка и человеческого естества беру, колер глаз от небушка и водицы. А ты больно чернокнижничашь в утоншении духоносности-то! Как бы вместо Ионна Крестителя в левом приделе не получился, прости Господи, фараон -исуситель. Глаза-то больно толсто черным обводишь - вот и смотрит Иоанн богомерзким фараоном египетским.
И так вот, заведя свой спор, почнут Рафаелем с Леонардой да Феофаном с Деонисием друг друга корить. Поспорят, поспорят, перекрестятся - и опять за работу. Болтать-то некогда было - расписать храм дело нешутошное. А надоть было к Ильину Дню поспеть. Должон был в тот день приехать владыко—освящать росписи.
Свидетельство о публикации №112020809108
Юрий Любимцев 08.02.2012 20:44 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 08.02.2012 21:06 Заявить о нарушении
Юрий Любимцев 08.02.2012 21:10 Заявить о нарушении
Юрий Николаевич Горбачев 2 08.02.2012 21:26 Заявить о нарушении