Летучий Голландец

Летучий Голландец
Сегодня считается, что впервые легенда о «Летучем
голландце», капитан которого проклял морскую стихию и был обречен вечно
скитаться по морским просторам, никогда не приставая к берегу, появилась
без малого триста лет назад.
За этот промежуток
легенда настолько разрослась, что вышла далеко за рамки. Теперь
существует множество легенд о кораблях, носившихся по морским пучинам
без экипажа, с одними мертвецами на борту.
В основе
всех рассказов о «Летучем Голландце» — голландская легенда о капитане
корабля, который в сильную бурю поклялся во что бы то ни стало обогнуть
мыс Доброй Надежды, лежавший на его пути, хотя бы для этого ему
потребовалась целая вечность. Офицеры корабля потребовали у капитана
повернуть назад. О том же умоляли его матросы и пассажиры. Однако
капитан отказался изменить курс. Вместо этого он велел добавить парусов.
Бешеные волны расшатали борта судна, свирепый ветер гнул мачты и рвал
паруса, но капитан стоял на своем, бросая вызов самому Господу Богу.
Команда и пассажиры подняли бунт, пытаясь захватить управление кораблем,
но капитан убил предводителя мятежников и вышвырнул тело за борт.
В
тот момент, когда тело коснулось воды, облака на небе расступились, и
на капитанский мостик спустилась призрачная фигура. «Ты очень упрямый
человек, но я могу тебе помочь»,— сказал пришелец. Капитан ответил ему
отборной бранью. «Я никого не просил о тихой погоде,— прохрипел он.— Я
никого никогда ни о чем не просил, убирайся, пока я не пристрелил и тебя
тоже». Но фигура не двинулась с места. Схватив пистолет, капитан
попытался выстрелить, но оружие разорвалось в руке. Призрак снова
заговорил. Он сказал, что капитан отныне проклят: с этого дня он будет
вечно бороздить моря, не имея возможности зайти в порт. Его корабль
всегда будет идти впереди бури. «Желчь,— проговорила тень,— будет тебе
вином, а раскаленное докрасна железо — мясом! На лбу богохульника
вырастут рога, а лицо превратится в морду тигра».
В
порыве безрассудства капитан вскричал: «Пусть! Мне все равно!» И вот
уже много веков призрачный корабль «Летучий голландец» бороздит океаны,
натянув все паруса, а мачты его судна скрипят от яростных порывов ветра.
Вслед за «Летучим Голландцем» всегда идет мощнейшая буря, которая топит
любой корабль. Говорят, что порой «Летучий Голландец» заманивает другие
суда на скалы или подводные рифы. Иногда корабль-призрак
обвиняют в том, что портится внезапно весь провиант. Бывало и так, что
выглядевший вполне безобидно «Летучий Голландец» подходил к другому
кораблю и передавал на борт пачку писем. Стоило матросам вскрыть
и прочитать хотя бы одно письмо, корабль тут же шел ко дну.
Те, кому довелось видеть самого капитана, утверждают, что он стоит на мостике, вцепившись в штурвал, наконец-то
раскаявшись, и умоляя небо о прощении. Некоторые рассказывают, что
видели его команду — это скелеты, которые, улыбаясь, поднимают все новые
и новые паруса.
Вероятнее всего эта легенда
родилась в эпоху великих географических открытий, а исторической канвой
для нее послужила экспедиция португальского капитана Васко да Гамы, который первым из европейцев в 1497 году смог обогнуть мыс Доброй Надежды.
Довольно
быстро легенда прочно укрепилась во всех европейских портовых тавернах,
постепенно обрастая все новыми и новыми подробностями и ужасами.
Встретить на своем пути «Летучего Голландца» стало считаться чрезвычайно
дурным знаком.
Широкую известность вне морской среды легенда получила благодаря немецкому поэту Генриху Гейне, который в 1830 году использовал ее в своем творчестве. А в 1843 году немецкий композитор Рихард Вагнер на эту же тему написал оперу «Летучий Голландец».
Сегодня считается,
что впервые легенда появилась около трехсот лет назад. За этот
промежуток легенда настолько разрослась, что вышла далеко за рамки
изначального повествования. Теперь существует множество легенд
о кораблях, носившихся по морским пучинам без экипажа, с одними
мертвецами на борту.

 
В 1890 году парусник «Marlboro», груженный мороженой
бараниной и шерстью, вышел из Новой Зеландии в английский порт Глазго.
На борту судна находились двадцать три человека экипажа и несколько
пассажиров, среди которых была одна женщина. Через несколько недель
плавания корабль исчез в районе мыса Горн. Расследование, проведенное
морскими властями, не дало никаких результатов. Кoмиссия пришла
к выводу, что причиной гибели парусника стали жестокие шторма, которые
свирепствуют в этих местах триста дней в году. Парусник сочли пропавшим
без вести.
Но спустя двадцать три года «Marlboro»
объявился у берегов Огненной Земли. Долгие годы скитаний ничуть
не изменили его, корабль снова шел под всеми парусами, как будто только
что сошел со стапелей. Все было на своих местах. Только вместо людей его
населяли скелеты в истлевших лохмотьях. Что случилось с кораблем и его
командой, никто сказать не мог – вахтенный  журнал был покрыт мхом
и плесенью. Капитан корабля, обнаруживший «Marlboro», приказал своим
матросам пересчитать скелеты. Оказалось, что их было на десять меньше,
чем значилось в судовой роли. Куда делись остальные? Погибли во время
шторма, либо умерли от эпидемии или отравления?
К сожалению, непогода не позволила взять на буксир и доставить в порт корабль-призрак.
Но все, что было изложено в рапорте капитана, обнаружившего «Marlboro»,
было подтверждено под присягой свидетелями этой таинственной истории.
Показания очевидцев были запротоколированы Британским Адмиралтейством.
О причинах гибели команды ходили разные слухи. Одни считали, что члены
экипажа учинили бунт на корабле, убили капитана и его помощников,
а затем в страхе за содеянное покинули парусник – такие  случаи были
нередки. Другие утверждали, что виной всему присутствие женщины
на борту.
С тех пор «Marlboro» больше никто не встречал, и проверить достоверность изложенных капитаном сведений так никому и не удалось.

 
В начале ХХ века, огибая злополучный мыс Горн, моряки
итальянского торгового судна увидели мчавшийся к берегу трехмачтовый
барк. Казалось, что корабль потерял управление и находится на грани
катастрофы. Моряки поспешили ему на помощь. Этот благородный поступок
обернулся для них трагедией. Корабль-призрак исчез,
а итальянское судно наскочило на подводный риф и потерпело крушение.
Едва моряки успели пересесть в спасательные шлюпки, как их корабль пошел
ко дну. Учитывая это и многие другие донесения, правительство Аргентины
снарядило специальную экспедицию. Небольшой военный корабль несколько
дней бороздил воды в окрестностях мыса Горн и, не обнаружив парусника,
взял курс на родину.
Все члены кoмиссии пришли
к единодушному выводу, что слухи о загадочном барке – мистификация.
Но тут впередсмотрящий доложил, что прямо по курсу – терпящее  бедствие
парусное судно. Все бросились на палубу, и в ярких лучах восходящего
солнца увидели кренящийся на правый борт барк. Немедленно были спущены
на воду шлюпки, и все члены кoмиссии вместе с экипажем направились
к замеченному кораблю. Но как только шлюпки приблизились к барку, силуэт
его исчез, оставив вместо себя лишь легкую дымку.
Выяснилось,
что виной всему — лучи  утреннего солнца, которые породили на море
своеобразный оптический обман. Очертания скал в отраженных лучах
создавали видимость брига, а поднявшиеся над ними высокие берега —
парусов. Продольные расщелины в горах казались издалека мачтами,
и возникала полная иллюзия несущегося под парусами барка. Видение это
продолжалось ровно тридцать минут. Как только солнце поднималось
в зенит, оно исчезало.
Так была развеяна легенда о корабле-призраке Лемерского пролива.


 


В 1840 году в Карибском море было обнаружено судно
«Розали» («Rosaly»). Оно шло по воле волн и ветра, но ни одного члена
команды на нем не было. Версия о том, что судно подверглось нападению пиратов,
сразу отпала: груз в трюмах был цел. На паруснике царил страшный
беспорядок – повсюду  валялись разбросанные вещи, разбитая посуда,
остатки еды. Единственным живым существом на борту оказалась канарейка.
Куда и почему исчезли люди? Это вопрос остался без ответа.
Спустя десять лет жители Истонс-Бич
стали свидетелями необычайного зрелища. Судно «Си Бёрд» («Sea
Bird») зашло в порт под всеми парусами и, не останавливаясь, со всего
маху врезалось в прибрежную отмель. К удивлению очевидцев, корабль
оказался пуст! Создавалось впечатление, что люди покинули судно
несколько минут назад – на  камбузе еще оставался теплый обед, а
в кубриках не выветрился сигарный дым. Поиски пропавшего экипажа не дали
никаких результатов. Учеными выдвигались различные версии гибели
экипажа. Некоторые исследователи настаивали на версии отравления
«сонными рыбами», в мясе которых содержатся галлюциногены.
Галлюцинации,
вызванные такими отравлениями, как правило, носят характер кошмаров.
Часто людям мерещится объятый пламенем океан, их охватывает страх
и непреодолимое желание покинуть это страшное место. В панике они
спускают на воду шлюпки и исчезают в безбрежных океанских просторах.
Существуют
и более научные объяснения. В середине 1930-х годов академик
В. Шулейкин выдвинул любопытную теорию возникновения инфразвуковых
колебаний в океане при штормах и сильных ветрах. Неслышный человеческому
уху инфразвук способен оказывать мощное воздействие на подсознание.
Даже при инфразвуке небольшой мощности многие люди чувствуют
беспричинную тревогу, страх, могут потерять сознание, сойти с ума,
в панике покинуть корабль или просто выброситься за борт.


 

В августе 1997 года угольный король Дональд Дьюкс из Нью-Мексико
вместе с женой Сьюзн и 19-летней дочерью Маргарет путешествовал
на собственной яхте «Пола Бэр» по Карибскому и Саргассовому морям.
Яхта была построена по индивидуальному проекту. Помимо крепкого
бронированного корпуса и мощной турбинной установки, она была оснащена
мощнейшими радиолокационными приборами и ультрасовременным передатчиком.
Команда состояла из 9 человек, включая капитана. 28 августа яхта
находилась в 110 километрах к северу от острова Сан-Сальвадор входящего
в архипелаг Багамских островов. Погода была прекрасной.
Как
обычно происходит в тропиках, ночь наступила мгновенно. Утро также было
ясным и безоблачным. Вдруг неожиданно на голубом небе вспыхнула яркая
молния и сразу же прогремел ужасный раскат грома. И моментально погода
резко изменилась. Задул штормовой северо-западный ветер,
который, в сущности, сделал яхту неуправляемой. С невероятной скоростью
ее гнало по волнам, несмотря на то что «Пола Бэр» обладала мощнейшим
двигателем.
Вдруг ураганный ветер мгновенно стих.
Мотор заработал в прежнем режиме, и яхта вернулась на прежний курс.
А море опять было спокойным, небо безоблачным. Такого ни пассажиры,
ни команда еще не видели. Это походило на какой-то нелепый фарс.
Тут вахтенный матрос крикнул в переговорную трубу: «Капитан, совершенно внезапно по курсу зюйд-вест
возник корабль, который движется прямо на нас!» Через несколько минут
все находившиеся на палубе увидели парусник. Он двигался наперерез яхте.
«Странное дело,— воскликнул капитан,— такие корабли не строят уже по
меньшей мере лет 400! Откуда он взялся, из морского музея что ли?»
Между
тем парусник на полном ходу мчался прямо на яхту. Уже можно было
разглядеть людей, столпившихся на его палубе и облаченных в странные
одежды. Те люди тоже, казалось, были в полном недоумении, глядя на яхту
американцев.
И вдруг между кораблями завихрился тонкий водяной столб, странный пришелец исчез, буквально растворился в воздухе.
Все
были в шоке. Тогда один из матросов, Генри Хор, который интересовался
всякими паранормальными явлениями и обладал достаточными знаниями в этой
области, предположил, что, вероятно всего, неизвестный корабль «появился из другого временного измерения». Туда же он и вернулся, когда исчез.
Эту же
точку зрения разделил позднее и известный американский физик Френсис
Осборн. Он полагает, что этот случай ярко подтверждает известную теорию
относительности А. Эйнштейна. Согласно этой теории существуют другие
миры, отличные по времени от нашего. Именно туда и попадают изредка люди
и различные объекты.


 


Метки:ЛЕГЕНДЫ МОРЯ


Рецензии