Секир башка...

ПАРОДИЯ на миниатюру автора Мама Мия "Кровавый след черного быка" http://www.stihi.ru/2012/01/22/2912

Италия. 4 века назад. Ночь. Раздраженные мужские голоса. Затем звон холодного оружия. Кровавый труп, который волокли по каменной мостовой Рима. «Главный герой» - молодой одаренный художник Микельанджело да Караваджо, известный не только картинами, но и скверным характером, благодаря чему его фамилия часто фигурирует в полицейской хронике и дорога в суд ему более, чем знакома… До смерти оставалось 4 года, прошедшие в работе, побегах и пьяных драках с кровью, свежей и подсохшей.
Кровавая картина, что перед Вами, написана лет за 6 до этой истории.

Известен библейский сюжет о том, как Юдифь, жительница маленького иудейского городка, смогла в одиночку (не считая служанки) спасти свой город от разграбления ассирийским войском. Красавица-вдова свела с ума Олоферна – вражеского предводителя. Потеряв голову в переносном смысле, враг лишился ее и в прямом, поскольку, решительная дамочка бестрепетной рукой с помощью дамасской стали отделила ее от глупого тела, как кочан капусты с огородной грядки. Наутро осаждающие увидели на крепостной стене голову своего предводителя, и желание воевать у них пропало…

Редкий художник мог пройти мимо такой темы, но большинство живописцев изображали на полотне процесс «после того», то есть, девушку с мужской головой в руке или корзине. Кто-то, считая, что женщина и кровь, – не совместимы, рисовали историю «до того», то есть мужчина (пока с головой) и женщина с мечом или кинжалом в руке. Однако, в нашем случае художник решил не отступать от позиций соцреализма и изобразил действо в процессе, даже в деталях не отступая от жизненной правды…

Обратимся снова к картине, на лице защитницы отечества нет ни ужаса, ни восторга от того, что она делает. Это не страшная месть за поруганную честь, не восторг и порыв к победе, как у Жанны д Арк, не наслаждение вурдалачки, что сейчас напьется теплой крови… Нет, это лицо отличницы, что отвечает на сложный вопрос у доски. На чистом лбу ее легко читается: «Так, теперь я должна посильней нажать и потянуть вправо, чтобы легче отрезать. Да, и руку подальше надо бы держать, иначе фартук забрызгаю, как потом на переменке буду гулять по школе?» Не беспокойтесь, пятёрочница всё сделала правильно, и голову отрезала, и город спасла, и героиней стала, и до 105 лет дожила…
Выявилась странная закономерность, художнику не хватает этого триумфа, он не может остановиться, снова и снова берется за «расчлененку». У Караваджо обезглавливание в «Жертвоприношение Исаака» (1603), «Обезглавливание Иоанна Крестителя» (1608) и «Давид и Голиаф» (1610). Неизвестно, сколько еще кровавых шедевров мы бы увидели на его холстах, когда бы он тридцати шести лет не умер от малярии в 1610 году.
До сих пор ходят слухи, что лицо Олоферна — это его автопортрет… Размышления об этом шедевре занимали мысли многих деятелей искусств. Пример тому – строки великого русского поэта, не менее великого бабника и любителя хлёстких эпиграмм, который, ознакомившись с особенностями творчества этого художника, не смог удержаться от таких четырех строчек:

Всё мужики кровавые в глазах,
Одни – поболе, а другие – мене,
Лежат, без капли жизни в головах.
А все причины, как всегда, - в измене…

Правда, позднее он первую строчку слегка изменил и использовал в другом контексте, остальной «список» уничтожил, дабы не попал в избранное, так что, Вы – единственные, кто видит эти строки, считавшиеся утерянными…


Рецензии
С интересом прочитала Ваш рассказ – пародию(?) о Юдифь.
Не совсем соглашусь с Вашим мнением о Юдифь.
Если внимательно рассматривать происходящее, то видно, что леди не слишком хладнокровна.
На первый взгляд создается впечатление, что она не человека расчленяет, а аккуратно, бережно и тщательно проделывает какую-то работу, требующую точности и внимательности.
Но работа сопряжена с причинением боли кому-то – какая жалость(!) – читается на ее лице. Об этом говорят чуть сдвинутые брови и слегка надутые губы : «Потерпи, дорогой, потерпи – все будет хорошо!»
Но Юдифь понять можно – возможно, что у нее не было личных к нему претензий, но ей нужно было спасти соотечественников. Отсюда и « Потерпи, дорогой... Я не могу ничего изменить, ты враг моего народа!»
Старуха испытывает одновременно любопытство, ненависть и презрение к обезглавляемому.
Приглядитесь более внимательно...
Вот собственно и все.
Спасибо за содержательность статьи.

Марина Влада-Верасень   30.03.2012 16:57     Заявить о нарушении
Марина, спасибо за подробный анализ! Варианты трактовки могут быть различны, увы, что имел ввиду автор, мы уже не узнаем... Это, действительно, не статья, не рассказ, а дружеская пародия на одно кровавое произведение о кровавой картине... Ещё и зуб на Караваджо я имел, чтобы попасть в музей, пришлось простоять по мерзкой погоде более двух часов...

Папа Раццы   31.03.2012 00:00   Заявить о нарушении
Здравствуйте!
Сочувствую... Но Вы же на выставку попали!
А Караваджо здесь не виноват – напрасно Вы на него обижаетесь.
Но почему не узнаем? Если захотим, узнаем.
Надо просто более пристально рассмотреть полотно и постараться «считать» информацию учитывая постановку, свет, тень, обратить особенное внимание на жесты, на выражение лиц участников драмы. А еще, что бы более полно дать оценку происходящему, нужно попытаться представить себя на месте каждого из героев этого полотна и представить... Это сложно, но чего не сделаешь ради искусства! Попробуйте и Вы удивитесь... Вы другими глазами увидите полотно. Юдифь на самом деле жалеет свою жертву, но другого пути нет. Мне думается, что художник хотел показать абсурдность всех войн, когда приходится выбирать между жизнью и смертью, между любовью и предательством по отношению к этой любви во имя спасения своего народа.
Мне думается, сто на полотне не все так просто... Возможно художник не был согласен с тем, как преподносили эту историю.
Пожалуйста, посмотрите еще раз на Юдифь – глаза полны отчаяния и боли, вот-вот готовы брызнуть слезы... Ее губы слегка открыты – будто шепчет слова утешения или просит прощения у своей жертвы... Нет, Юдифь не испытывает к нему ненависти! Это не школьница, старательно выполняющая задание – это женщина зажатая необходимостью убить.
В противовес молодой и сочувствующей вдове, как контраст художник поместил старуху-служанку – ястребиный нос которой подчеркивает жестокосердие в данной ситуации – она как хищник смотрит на добычу – во взгляде нет любопытства, а только ненависть и презрение, тонкие плотно сомкнутые с вниз опущенными уголками губы усиливают это восприятие. Старуха стоит чуть позади вдовы на переднем плане, ближе к выходу тем самым не оставляя выбора вдове, одновременно являясь ее поддержкой – плечо служанки незримо почти соприкасается с плечом вдовы (всмотритесь). Она застыла в позе говорящей о том, что в любой момент она может поддержать свою госпожу или заставить, если та, вдруг передумает ( руки сжимающие мешок). Мешок, зажатый в ее напряженных руках, говорит о неотвратимости событий.
В то же время, художник хотел показать, что враг он и есть враг! Именно потому заострил внимание – отвел центральное место отделяемой от туловища голове жертвы, обнаженным рукам (левая рука удерживает голову за волосы, а правая с силой сжимая рукоять меча, отрезает голову, обеих руках мышцы напряжены - создается впечатление их твердости) и белым (светлое пятно, контраст в темной комнате) одеждам молодой вдовы. Голову Юдифь мастер изобразил в тени, возможно, он не хотел заострять внимание на ее переживаниях. Потому-то многие у думают, что вдова на его холсте была чересчур хладнокровной, жестокой эстеткой, тем более, что об этом же говорят и другие источники... Но вы же знаете, что так повелось – о героях всегда говорят только то, что выгодно говорить.
Конечно, можно еще продолжить, но, пожалуй, достаточно.
В надежде, что Вы измените свое мнение о Юдифь изображенной на холсте Мастера.
С наилучшими пожеланиями,

Марина Влада-Верасень   31.03.2012 18:13   Заявить о нарушении
Марина, с удовольствием посмотрел на лицо защитницы отечества женскими глазами и выслушал ее затаенный шепот... Счел вполне возможным такой вариант (правда, для пародии он менее подходит ). А дальше, дальше продолжу через полчаса...

Папа Раццы   31.03.2012 20:55   Заявить о нарушении
Далее, я посмеялся над собой, как и большинство мужчин, увидев молодую симпатичную женщину, я уже не обращал внимания на её служанку, а зря! Она, действительно, здесь не статическая деталь, а действующее лицо со своей функцией.

А потом, потом я перечитал рецензию и остановился на этой фразе :
« Потерпи, дорогой... Я не могу ничего изменить, ты враг моего народа!»

И пахнуло соленым воздухом и услышал я, как передернут затвор винтовки и рыженькая 19-летняя девчонка прижимает приклад к плечу и ловит в мушку голову молодого поручика, что бежит к берегу навстречу боту с белогвардейцами. Она уже не помнит, как его выхаживала, как им было хорошо последние три месяца на этом острове, как она читала ему свои неумелые стихи... Ничего нет, только убегающий враг и приклад винтовки, на котором 40 зарубок. Раздается выстрел...
«Поручик упал головой в воду. В маслянистом стекле расходились красные струйки из раздробленного черепа.
Марютка шагнула вперед, нагнулась. С воплем рванула гимнастерку на груди, выронив винтовку.
В воде на розовой нити нерва колыхался выбитый из орбиты глаз. Синий, как море, шарик смотрел на нее недоуменно-жалостно.
Она шлепнулась коленями в воду, попыталась приподнять мертвую, изуродованную голову и вдруг упала на труп, колотясь, пачкая лицо в багровых сгустках, и завыла низким, гнетущим воем: " Родненький мой! Что ж я наделала? Очнись, болезный мой! Синегла-азенький!"
Да, это другая картина, другое место, другое время и другой автор.
"Сорок первый", Средняя Азия, двадцатые годы 20 века, Борис Лавренёв.

Вот так, Марина, кончилось для меня чтение Вашей рецензии...

Папа Раццы   31.03.2012 22:48   Заявить о нарушении
Марина, просто удивительно, как подходят Ваши слова к той сцене, что возникла у меня перед глазами. Надо заменить только два слова Юдифь на Марютку и художника на автора...

Юдифь на самом деле жалеет свою жертву, но другого пути нет. Мне думается, что художник хотел показать абсурдность всех войн, когда приходится выбирать между жизнью и смертью, между любовью и предательством по отношению к этой любви во имя спасения своего народа.

СПАСИБО !

Папа Раццы   31.03.2012 22:58   Заявить о нарушении
Рада, что Вы меня услышали и вспомнили именно эту сцену.
Я помню этот момент, а еще отлично поставленный режиссером Григорием Чухраем художественный фильм " Сорок первый" по одноименной повести Бориса Лавренева.
Признаться, на этом самом месте я плакала, даже не плакала - слезы сами катились градом. Мне было очень жаль героев.
Вот видите - НАСТОЯЩИЕ МАСТЕРА во все времена и во все эпохи старались донести до народа, что ВОЙНА – ЭТО ВЕЛИКИЙ АБСУРД, что это всего лишь АМБИЦИИ кучки НЕДОЧЕЛОВЕКОВ.
Кстати, вы думаю в курсе, что Юдифь после этого так и не вышла замуж, хотя было много желающих заполучить ее в жены. А прожила она 105 лет.
Вот ведь, ларчик просто открывается... Но это всего лишь моя версия.
С улыбкой и благодарностью,

Марина Влада-Верасень   31.03.2012 23:30   Заявить о нарушении
Кстати, Вы не возражаете, если я напишу об этой картине сказку и дам на Вас ссылку, что Вы меня сподвигли на этот "подвиг"?)
У меня уже есть парочка сказок в разделе ЖЗК (Жизнь Замечательных Картин). Надеюсь - эта картина будет будет следующей.)

Марина Влада-Верасень   31.03.2012 23:41   Заявить о нарушении
Ой, извините за опечатки!
Я не нарочно...

Марина Влада-Верасень   31.03.2012 23:54   Заявить о нарушении
С удовольствием прочту все три сказки. Кстати, автор Стихиры Мама Мия пишет подобные сказки и "Секир башка" является пародией на одну из них.
Ссылка дана в тексте, там же и про "отличницу": "Не беспокойтесь, пятёрочница всё сделала правильно, и голову отрезала, и город спасла, и героиней стала, и до 105 лет дожила…" До будущих встреч!

(Относительно географии, думаю, что меня еще помнят в Кстах под Полоцком, на Бобруйском РТИ и в Минском Политехе)

Папа Раццы   01.04.2012 00:09   Заявить о нарушении
Я читала Маму Мийю, кстати, мне понравилось!
Но у меня другие.
Можете заглянуть на страничке - они каротенькие.)
Да и прозой я почти не балуюсь.)
Так изредка... Сказки пишу.)
***
А Вы?
Вы помните нас?;)))

Марина Влада-Верасень   01.04.2012 00:30   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.