П. Сезанн
.Близкие к В.Серову люди свидетельствовали, что, увидев в 1904 году сезановское полотно "Пьеро и Арлекин", он был краток: "Деревянные болваны!" Прошли годы. Не раз выдающийся мастер захаживал к собирателю С.И.Щукину, смотрел его собрание новой западной живописи. И всегда - Сезанна. Встанет, прищурится и долго разглядывает. С присущей ему искренностью признался однажды, что картина не выходит у него из головы.
...Конец 1880-х - когда семья Сезаннов благодаря наследству обретает материальную независимость. Художник путешествует, в Париже снимает квартиру в доме, расположенном на острове Сен-Луи на Сене. Сезанн поселился в том месте, которое описал друг его детства, писатель Э.Золя, в вышедшем двумя годами ранее в романе "Творчество". Главный герой, художник Клод Лантье, многими чертами напоминал Сезанна. Как и тот, не добился признания у публики, был неудовлетворен своими работами. В конце концов Лантье покончил с собой. Этот сюжет с трагической развязккой многие худжожники расценили как неверие писателя в новое искусство. Но особенно был оскорблен Сезанн. Золя наделил Лантье некоторыми его жестами, привычками и... привел к такому печальному концу! Быть может, живший в безвесности в южном городке живописец приехал в Париж спустя годы для того чтобы продемонстрировать непокорность судьбе непризнанного одиночки.
.Здесь были друзья, которые продолжали ценить картины и верить в талант Создателя. Один из них, папаша Танги, держал лавочку, где торговал художественными принадлежностями. Другой - В.ШОКе, человек скромного достатка, но страстный коллекциенер. По дещевке он покупал полотна импрессионистов в ту пору, когда на выставках публика лишь потешалась над ними. В конце 1880-х годов, внезапно получив наследство, разбогател, купил особняк и задумал украсить его живописью. С этим заказом он обратился к Сезанну. Однако тот, сделав пару эскизов, охладел к работе. Шоке досталась лишь одна картина - "Пьеро и Арлекин"...
.Оба персонажа произведения: слуги-шуты в итальянской комедии дель арте, любимые герои пьес и пантомим во Франции. Их маски надевали на карнавалах. В России пользовался успехом их дальний родственник, персонаж кукольного театра Петрушка. Картина имеет еще одно название - "Марди гра", что означает "Масленница". Многолюдный масленичный карнавал весной заполнял парижские улицы и бульвары. Однако картина Сезанна вовсе не отражает момент уличного гулянья. И хотя в облике Арлекина он изобразил своего шестнадцатилетнего сына Поля, а для Пьеро позировал сын знакомого, картина не похожа и на домашний маскарад.
.Внешность героев картины строго соответствует их традиционному облику. Пьеро, как его описывает старый русский словарь,"продувной малый, корчащий из себя неуклюжего простака, хитрец, обжора и воришка. Маски на нем нет, но лицо покрыто густым слоем пудры". Пудры на юном лице Пьеро у Сезанна не видно, но оно написано такими густыми белилами, которые можно принять за мел или пудру. Поза Пьеро неловка - натурщик, который позировал долгими часами, однажды упал в обморок, не вынеся долгого и напряженного стояния. Арлекин-"умный дурак" мтальянской комедии. Его отличают живость, пожвижность. Он носит трико, сшитое из треугольных кусочков красного, синего, желтого, зеленного и белого цвета - в этой шутовской одежде сохранилось воспоминание о мифах Древнего Рима, костюм которых шился из лоскутков. Сезановский Арлекин одет в трико из красно-черных ромбов, ритм которых подчеркивает острый силуэт фигуры. Он движется легкой скользящей поступью, передать которую художнику стоило немалых трудов. Сохранилось несколько полотен Сезанна, датированных 1888-1890 годами и изображающих одного Арлекина.
.Живописная поверхность картины плотна, тяжела, весома, словно смальта, демонстрирует пазличные способы работы кистью. Трико Арлекина, где в в черный цвет ромбов добавлен синий, кажется переливающимся, сверкающим. Однако в отличии от старых мастеров, стремившихся передать фактуру ткани, меха, кружев, автор думает прежде всего о декоративном начале, а не о мире вещей. Так же, как немыслемо представить, что яблоко Сезанна можно надкусить, так не тянет пощупать, из чего сделаны костюмы героев.
.Итак, кого же они представляют? Может быть в картине содержится намек на дружбу юных Золя и Сезанна, и художник хотел этим ответить автору "Творчества"? Или, как полагают, здесь воплотилась вера живописца в то, что шестнадцатилетний сын, отличавшийся жизнеоадостным характером, воспримет в отличие от отца открывающуюся пред ним жизнь как праздник? Так или иначе мастер создал замечательное произведение. Пьеро и Арлекин - это образы людей мскусства вообще, тех, кто живет не только в реальной жизни, но и в вечном карнавале красок и линий.
...Картина предстала перед публиеой в 1899 году, когда после смерти Шоке распродавалось его собрание. В 1904 году на ретроспективной выставке Сезанна ее увидели молодые живописцы, для которых старый художник стал путеводной звездой. Запала им в душу и тема. Эхом она откликнется в живописи А.Дерена; полюбится П.Пикассо - словом, войдет в искусство XX! века.
Свидетельство о публикации №112020708565
Татьяна Петмали 08.02.2012 14:11 Заявить о нарушении
Имитация 09.02.2012 21:57 Заявить о нарушении