По попе, по попе его...
Учительница биологии напоминала собой вздорную молодую кобылку. Ту, что прежде чем поддаться седоку, старается его сбросить, избавиться от понукания. Вот и сегодня, как и всегда, учительница неприветливо встречает коллегу, приехавшую из окраинной школы перенимать опыт работы в теплице. Дескать, приезжают тут всякие, отрывают от дел, а сами, как работали по старинке, так и работают. В общем, кобылка не признавала седока!
А подруга по несчастью, - так скажем мы об учительской профессии! - не понимала этого неприятия, отчуждённости. Она же не по своей воле приехала, - её же послали учиться! Да и коль ты сама соглашаешься, что ты среди биологов звезда - так и будь ей! Не хнычь! Или откажись...
Правда, нынче отчуждённость исчезла довольно быстро: благодаря первокласснику Витюшке, сынишке гостьи - она взяла его с собой. Одного дома-то не оставишь!
А какая женщина не растает сердцем, увидев дитё и услышав его лепет? Не выдержала и Юлия Петровна, хозяйка встречи, смягчилась, и началась-таки задушевная беседа. Ведь и у неё самоё есть дети, - и такие же маленькие, и такие же большие женские заботы.
Витюшка ходил по теплице, разглядывая растения, любовно выращенные юннатами. Он наткнулся на огурцы - пупыристые, зеленющие, блестящие от полива. Они гроздьями висели на плетях, поднимающихся вверх по тонким верёвочкам. Ученики бегали с лейками между стеллажами, поливали растения, кричали, смеялись, не обращая внимания на мальчика.
-Мама, - закричал малыш, глядя с восторгом на яркую свежесть огурцов. - Посмотри, посмотри!
-Сынок, сколько я тебя буду учить, чтоб ты меня называл по имени и отчеству?
-Так мы ж не в школе?
Тут из дальнего угла теплицы послышался детский крик, с "начальствующими" нотками в голосе:
-Юлия Петровна! - это звала на помощь учительницу староста кружка. - А Верёвкин хочет слопать огурец!
-Чего болтаешь, - огрызался Верёвкин. - Врёт она. Я листочки расправляю...
-Нет, ты сам врёшь! - ответила ему строго и осуждающе девочка.
Неожиданно для всех в разговор вмешался пискливый Витюшкин дискант:
-По попе его, по попе!
...После короткой, но глубокой тишины теплица наполнилась таким громким смехом, что зазвякали стеклянные двери, ведущие в пристроенный к ней учебный класс.
Гостья покрылась густым и рдяным румянцем, - как вечерний закат перед морозным завтрашним днём.
- Сынок, ты ж меня позоришь! Это же нелитературные слова! Сколько я тебя буду учить?
Хозяйка теплицы, чтобы успокоить мать, подошла к мальчику и осторожно, маленькими ножничками срезала огурец.
-Возьми-ка, Витя!
Через некоторое время открылась дверь класса, и, высунувший в теплицу одутловатое лицо, директор школы Иван Яковлевич крикнул:
-Юлия Петровна! Подойдите-ка, пожалуйста, сюда!
Учительница обратилась к гостье:
-Пойдёмте в класс. Я покажу вам муляжи рыб, какие сделали мои кружковцы.
...В классе они увидели странную картину. Директор держал в руках сухую рыбёшку, настойчиво отчитывая рядом стоящего ученика. Но спокойное лицо последнего говорило: из-за чего, мол, сыр-бор тут разгорелся?
-Смотрите, что натворил Турчанский, - обратился директор к учительнице.
Оказалось, что мальчик съел муляж рыбы. А съел, как он объяснил, потому что проголодался. Учительница всплеснула было руками, но мальчик не дал ей и рот открыть:
-Да не плачьте Вы, Юля Петровна. Я изгрыз-то всего одного подлещика. Да я Вам принесу на той неделе мешок лещей! У меня папа рыбак!
Обстановку "в суде" разрядил Витюшка тем же радостным выкриком:
-По попе его, по попе!
...Присутствующие, а также любопытные дети, подтянувшиеся из теплицы за взрослыми, молчали, ожидая продолжения действа. Смущённый таким непедагогическим поворотом дел, директор взял потрошителя коллекции рыб местной фауны за плечо и повёл к выходу из класса:
-Ладно, Юлия Петровна, я сам с ним разберусь!
...После ухода директора деловой разговор об организации кружка, об опытнической работе продолжился.
- Юлия Петровна! Вот у Вас настоящая теплица и, значит, нужные наглядные пособия всегда под рукой. И ребятам интересно, и самой легче работать! А у меня не теплица, а... курятник!
-Понятное дело, - согласилась учительница. - В маленьком помещении не разбежишься...
Однако ей в разговоре не давала сосредоточиться одна мысль: ведь в шкафу она не заметила второго, более крупного, подлещика. А ведь Турчанский признался, что съел...
-Ах, потом разберусь...
А вечером того же дня Иван Яковлевич направился в подсобку учителя физкультуры. Там его ждала привычная компания друзей-учителей. Все шумели и гуторили, как непослушные дети. Иван Яковлевич поднятием руки установил тишину и торжественно произнёс:
-Дорогие друзья, а я принёс всем подарок!
И он, улыбаясь, вытащил из внутреннего кармана пиджака... довольно весомого подлещика. Рыбка, засияв золотом своего жирка, кажется, осветила притемнённое помещение ватт на триста! И каждый мужчина потянулся прикоснуться к золотой рыбке, понюхать... и умереть, ощутив её вяленый запах.
Хозяин компании медленно разрезал подлещика на части по количеству едоков-питаков. При разделке из рыбьего брюшка выпала деревянная палочка, длиной побольше спички.
Иван Яковлевич недолго недоумевал, откуда она взялась. "Так это ж кусочек штатива, на нём и держался лещ! - догадался он, вспомнив о посещении теплицы. - Пришло же мне в голову стащить этого леща! - молча ругал он себя. - Хорошо, если никто не подсмотрел!"
И вдруг в ушах директора школы Ивана Яковлевича раздался звонкий, счастливый Витюшкин голосок:
-По попе его, по попе...
30.01.2012 6:31
Свидетельство о публикации №112020706386