А можешь ты как Ксения блаженной

А можешь ты как Ксения блаженной
отринуть суету и быт,
а можешь как она со верой,
что нас Господь во всём хранит
уйти, отдав одежду, из хоромов,
из дома, что хранит тебя,
уйти ни с чем, настолько смелой,
от очага и из тепла?

А можешь ты как Ксения оставить
всё, что хранило её плоть,
а можешь ночевать на камне
в трущобах улиц без забот,
а можешь детские уколы, 
камней и палок детворы
сносить насмешки и укоры
"пошла, юродивая, ты"?

А можешь быть в таком бореньи
снискав блаженства благодать,
иметь в душе святое пенье
и никогда не уставать
людей любить и уважать?

А можешь ты благословлять,
когда ни корочки нет хлеба,
когда тебя не ждёт кровать
и нету сытного обеда?
А можешь ли всю жизнь отдать
на подвиг тех преодолений,
а можешь не стенать, молчать,
и тени не иметь сомнений?

А можешь от грехов уйти,
как праведная в жизни Ксеня?
И крест великий вознести
себе на плечи и идти
без дьявольского сожаленья?

А можешь в мокрой ты одежде,
непросыхавшей под дождём
по много суток? Только Богом
она хранилась жизнью в Нём!

Святая праведная Ксеня,
блаженная, моли за нас,
взыскай пред Богом в Судный час,
к тебе мы молимся сейчас.


______________________________

О том, как любовь к мужу стала любовью к вам, ко мне, к каждому человеку на белом свете.

Такое бывает? Такое было. Такое есть.

Ксения отказалась от своего дома, одежды, денег, раздала все и осталась нищей. Но это еще не все. Она пошла дальше. Она отказалась от самого дорогого, что есть у человека, – от рассудка.

– Дом мой и имущество мое – не мои, а Твои. Возьми, Господи. И рассудок мой – не мой. И его забери, Господи. Тот рассудок, который шепчет мне жить, как иные, поступать умеренно и осторожно, беречь себя и любить Тебя с оглядкой, в меру, посильно. Возьми его, Господи. Оставь мне только любовь к Тебе, веру в Тебя и Твое безмерное милосердие. И еще надежду на спасение души моего Андрея. И еще любовь. Вера, надежда и любовь пусть станут моей мудростью взамен земного пустого рассудка, пекущегося о мирском.
Это называется – подвиг юродства.

Мы знать не знаем, что такое юродство на самом деле. Усмехаемся. Юродивый – это такой дурачок?
Нет.

Вот что пишут о сути юродства протоиерей В. Зеньковский и протоиерей Г. Нефедов: «Юродивые презирают все земные удобства, поступают часто вопреки здравому рассудку – во имя высшей правды. Юродивые принимают на себя подвиг нарочитого безумия, чтобы достичь свободы от соблазнов мира, – но в юродстве нет и тени презрения к миру или отвержению его. Юродство, прежде всего, низко ценит внешнюю, суетливую сторону жизни, презирает мелочное угождение себе, боится житейских удобств, богатства, но не презирает человека, не отрывает его от жизни. В юродстве есть устремленность к высшей правде, обычно затертой житейской мелочностью, – и все же это не спиритуализм, а лишь все тот же мистический реализм, приносящий в жертву земное во имя небесного.

Юродство тоскует о правде и любви, оно поэтому неизбежно переходит в обличение всяческой неправды у людей – особенно часто и сурово нападало оно всегда на государственную власть, которая смиренно склонялась перед духовным величием юродства.

Юродство, по своему существу, совсем не истерично, наоборот, в нем есть несомненная высшая трезвость, но ему тесно в пределах одного земного начала, в нем сильна жажда утвердить и в отдельном человеке, и в мире примат духовной правды. Оно радикально и смело, и от него веет подлинным, религиозным вдохновением, перед которым склоняются все.

Юродство есть выражение того, что в сочетании божественного и человеческого, небесного и земного не должно никогда склонять небесное перед земным. Пусть божественное остается невыразимым, но только не должно быть ни ханжества, ни упоения поэзией мира с забвением невместимой в нашу жизнь небесной красоты. Это не платонизм, а утверждение иерархического принципа, т. е. подчинения земного небесному».
___________________________________________________________

Эта история началась в середине XVIII века. На окраине Петербурга в собственном доме в любви и согласии жила молодая семья: Аксинья Григорьевна и Андрей Федорович Петровы.

После свадьбы Петровы поселились на улице, носившей название Одиннадцатой. Вероятно, еще до смерти Ксении или сразу после она стала называться Андрея Петрова улицей или просто Петровской, так и на планах Петербурга обозначена. А затем переименована в Лахтинскую. Под этим названием дошла до наших дней. Усадьба Петровых располагалась примерно там, где сейчас стоят дома 15 и 17. Что же касается церкви евангелиста Матфея, прихожанами которой были супруги, то история ее просто уникальна. Уму непостижимо, но церковь здесь стояла – самая первая в Петербурге! Когда Петр основал крепость Санкт-Питербурх, в ней за три дня построили деревянный храм. Вот его-то позже и перенесли на окраину, где он оказался навсегда связанным с именем святой Ксении.

Муж был певчим придворной Капеллы, имел чин полковника. Жена его, юная, красивая, состоятельная, души в муже не чаяла. Видно, он был очень добрым и достойным человеком, раз заслужил такую горячую любовь. Счастье рухнуло разом: Андрей Федорович скоропостижно скончался.

Мы не знаем обстоятельств его смерти, да не в них и дело. Главное, что умер он без покаяния и причастия. Дом Петровых на нынешней Лахтинской улице стоял совсем неподалеку от церкви евангелиста Матфея.

И раз уж не успели причастить Андрея Федоровича, значит, действительно, смерть его была внезапной.

Немногие сегодня понимают, что это такое – умереть без покаяния. Для нашего насквозь светского сознания смерть – это такой ужас, такой конец всего, что одного желаем: не мучиться долго и ближних своих не обременять. Мгновенная смерть – что может быть лучше, не так ли?

Не то для верующего человека. На каждой церковной службе православные не по разу, не по два просят Бога даровать им кончину непостыдную, мирную, безгрешную. Ту, что станет началом сияющей вечной жизни. Безгрешную – значит, с отпущенными грехами, то есть после исповеди. Мирную – значит, в мире с людьми и Богом, после причастия Святых Христовых Тайн. К постели умирающего невозможно, немыслимо не пригласить священника для достойных проводов в последний путь, в путь длиной в вечность.

А вот мужу Аксиньи Григорьевны Господь такой кончины не дал. Горе ее было безмерным.

– Голубчик мой, почему же Господь не допустил тебе покаяться перед смертью, принять святое Причастие? Неужели ты так сильно прогневил Его? Значит, твоей душе вечно гореть в адском пламени?..

Казалось бы, ну что тут поделаешь? Как умер, так умер.

Воля Божия такая о нем, смирись, Ксения. Не смирилась.

– Я отмолю тебя. Когда нас обвенчали, мы стали одним существом. Значит, пока я на земле осталась, и ты жив. Плоть моей плоти, душа моей души. Отныне раб Божий Андрей станет жить так, что все его грехи простит Господь, даст ему вечную жизнь в своем царстве.

И Ксения стала Андреем. Откликалась только на имя «Андрей Федорович», а не на Ксению Григорьевну. Надела его мундир. Вам кажется, что это безумие? Вот и ее родным и близким так казалось. Но это не было сумасшествием, безумием, вздором. Ксения показала, что такое любовь настоящая, до конца. Что такое последовательность.

«Да будут двое одна плоть». И она стала плотью мужа, живого ли, мертвого – это дела не меняло.

«Любовь... все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает...» (Первое послание к коринфянам святого апостола Павла, 13:4)

Вот такая любовь.

Не наше дело строить предположения и догадки, почему Господь поступил так или эдак, зачем и для чего послал такое или иное испытание. Наше дело – честно жить в предлагаемых обстоятельствах. Потому что Его намерения относительно каждого человека – вечная жизнь души в Царстве небесном. Мы знаем, что Бог хочет добра для всех, Он есть Любовь.

А раз так, то смерть без покаяния и причастия придворного певчего Андрея Петрова – тоже благо. Действительно, за многих ли усопших мужей так молятся вдовы, как молилась за своего Андрея Федоровича Ксения? И молясь так, она спасала не только его, но и многих-многих вокруг, и нас, их потомков, явила миру невиданную любовь и редкую святость.

Дорогие мои современницы, сестры мои, кто из нас готов, как Ксения, пойти за своего мужа до конца? Отдать квартиру, раздать все имущество, уйти с работы, остаться в одной юбке с кофтой и башмаках на босу ногу – и скитаться по улицам, вместо сна в теплой постели молиться ночи напролет на пронизывающем ветру? Женщины, кто из нас пойдет голодать и холодать ради мужа – ради спасения его жизни? Потому что Ксения спасала именно жизнь мужа, вечную жизнь. И не день-два, а 45 лет. Почти полвека. Кто из нас, овдовев в 26 лет, до 71 года будет отмаливать грехи мужа, да и просто продолжать его любить? Мы не умеем так. А она умела.

На похороны вдова явилась в мужнином мундире, в нем и ходила, пока не истлел. А потом до конца жизни носила один и тот же наряд, меняя его по мере того, как прежний превращался в лохмотья: туфли на босу ногу, зеленая либо красная юбка, зеленая либо красная кофта – наверное, в память о зеленом с красным мундире Андрея Федоровича.

Раздала все имущество. Дом с усадьбой отписала знакомой, Прасковье Антоновой. Настояла только, чтобы на территории усадьбы был построен приют для бедных. Построили. Он просуществовал полтора века. Еще в 1918 году на этом самом месте, в этом самом здании помещался Покровский приют на 40 мальчиков.

Сама Ксения ночевала где придется.

Ей был больше не нужен дом.

http://www.stihi.ru/2011/09/19/5206


Рецензии