Пожар
Пожар в правом от красного корпуса Киевского
Университета здании (в то время «академическая» библиотека)
произошел в семидесятых годах прошлого века (1962-1967гг)
Библиотека была подожжена с субботы на воскресенье
в «нерабочее» время. Каких либо ссылок в Интернете на это событие
я не обнаружил. Есть сведения о более ранних и более поздних
пожарах в Университете.
Вы знаете Киев?
Тех братьев Хорива, Щека и Кия?..
На улицу Владимирскую поворот,
южнее чуть-чуть Золотых Ворот,
где парк и литые скамейки,
каштаны в цвету,на каштанах белки –
весь в красном университет.
И в желтом, вОротом,
прекрасно встроены
по обе стороны,
здания библиотек –
хранилища книжные…
С субботы на воскресенье... рассвет…
Душу какую же
надо иметь
ниже нижнего?..
За какие наличные
поджечь с нижнего
этажа до верхнего?..
Сыпался пепел перхотью...
Вниз опрокинутой спичкой
горела «академичка».
Пламени - что мусор, что груда трудов -
бесится.
Знать, кто поджег,
повесил бы.
Спаси, спаси, спаси...
Говорят: "Не горят…"
Я видел, горели рукописи.
Спасали все, что можно спасти.
Спасали все, кто мог спасти:
и двоечники и отличники.
Горела «академичка».
Вынести, вынести, вынести
из огня… не хватает дня.
Огнеборцы – водой...
-«Вода книгам тоже не друг!»
помолчите законники!
Стволы к рукавам... ахнули вдруг
водой до подоконников.
Вода – рекой. В воде листы,
словно от весел лопасти…
собрав и высушив, мы несли
отдать в деканат для описи…
Я помню поднял: "Уартэ ХуАн"
залитый водой, обожженный
трактат «О головах»,
его размышленья и думы:
("не полностью все же горят,
осталось",- подумал)
«…оно не в деньгах…»
и дальше… «должны быть умными….»
7. 02. 2012.
Свидетельство о публикации №112020710719
Да оттого, что ты открестился сразу от всяческой лирики.
Мол, хвалить нечего, сам знаешь достоинства.
Чисто прагматический подход – только «узкие места».
А мне, если стихотворение нравится, очень трудно отказаться от слов хвалебных. Потому что «дым» восхищения застит огонь прагматизма.
И от восхищения, думаю, простительно живописать, как прочла я у Паустовского о прощании с Маяковским. Его впечатление, когда писатель увидел грубые тяжелые ботинки «горлана, главаря», подбитые тяжелыми же медными гвоздями. И, ужаснувшись еще раз свершившемуся, так и мог поверить, что действительно нет Маяковского в живых, настолько эти гвозди были основательны, будили чувство – вечно жив, не мог уйти, сейчас встанет…
Так вот, уже написала, хотите ругайте, хотите – милуйте. Потому что для меня здесь главенствует впечатление. Твоя строка напомнила мне своей «полетностью», изломанной основательностью именно Маяковского. И в том нет ничего зазорного, вторичного, графоманского.
Многие вещи изобретены до нас. А наша задача – не уронить, понести, соответствовать.
Не уронил, Володя!
С первой строки, медными гвоздями в рассудок, заставляя сердце биться и душу трепетать - «вы знаете Киев?
Тех братьев Хорива, Щека и Кия?..»
И потом пошло, в сполохах огня, морозом по коже, на антитезе – «душу какую же надо иметь ниже нижнего?..», «говорят : «Не горят», я видел, горели рукописи…»
Как же можно только выискивать «неполадки» в заставляющем быть человеком стихотворении?!!!
Вот она, математика, вместе с высоким смыслом стихотворения, заработала!
И вот тебе еще, медные гвозди рифм, припечатывают – «наличные – спичкой», «отличники – академичка», «верхнего - перхотью (тут даже мне жиды пархатые, которые всегда во всем на Руси виноваты, привидились, Киев, однако!), «спаси – рукописи», «не друг – ахнули вдруг», «листы – от весел лопасти» (пиршество духа, а не сложносочиненные!).
Ты можешь мене еще сто сорок пять раз лесом сказать – не нужно ахов и восторгов. А я не послушаюсь, исторгну!
Потому что – мое, пробирающее до «повесил бы». Аналогично.
И эту сопричастность ведь создал ты.
Если тебе нужны огрехи – да, они есть.
Думаю, ты и сам давно в курсе. Про белок на каштанах – в контексте громоздко, мало информативно. «И в желтом, вОротом…» - что ударять первое О, поняла, а зачем это слово, так и не дошло. Потом – тандем «поворот – ворот» - мне сдается, что однокоренные рифмы, а ежели так – сие не катит, а особенно в ломаной, ударяющей сознание строке. Тут уж кровь из носу – а соответствуй, высокой заданности сюжета и его воплощения.
Но все это сущие мелочи, Володя. Перед высотой написанного и тобой исполненного с блеском.
Сотникова 19.11.2012 13:59 Заявить о нарушении
Теперь оправдываюсь. Белки мне нравятся потому, что действительно они там бегали (в центре города) по стволам деревьев не смущаясь от обилия людей.
Это потом, побывав в "причесанных Европах" перестал удивляться такому соседству. А тогда был этим удивлен. И поэтому, то убирал белок из строчек, то опять возвращал, а потом понял, что если я их не оставлю в покое, то загублю весь стих. Насчет "вОрота". Это архитектурная особенность комплекса зданий университета. Если откроешь в "Гугле" страничку "Киевский университет", там об этом более-менее подробно.
От "Золотых Ворот" - поворот, поверишь, не придумывал даже. Просто взаимное расположение этих памятных мест такое. Хотя и понимаю, что это "не катит". Но спешил, спешил, пока память подняла из своих запасников это впечатление о пожаре.
Волков Северный 19.11.2012 17:30 Заявить о нарушении