Пожар

Этому стихотворению необходимо пояснение.
Пожар в правом от красного корпуса Киевского
Университета здании (в то время «академическая» библиотека)
произошел в семидесятых годах прошлого века (1962-1967гг)
Библиотека была подожжена с субботы на воскресенье
в «нерабочее» время. Каких либо ссылок в Интернете на это событие
 я не обнаружил. Есть сведения о более ранних и более поздних
пожарах в Университете.


Вы знаете Киев?
Тех братьев Хорива, Щека и Кия?..

На улицу Владимирскую поворот,
южнее чуть-чуть Золотых Ворот,
где парк и литые скамейки,
каштаны в цвету,на каштанах белки –
весь в красном университет.
И в желтом, вОротом,
прекрасно встроены
по обе стороны,
здания библиотек –
хранилища книжные…

С субботы на воскресенье... рассвет…
Душу какую же
 надо иметь 
 ниже нижнего?..

За какие наличные 
поджечь с нижнего
этажа до верхнего?..

Сыпался пепел перхотью...

Вниз опрокинутой спичкой
горела «академичка».

Пламени - что мусор, что груда трудов -
бесится.

Знать, кто поджег,
повесил бы.

Спаси, спаси, спаси...
Говорят: "Не горят…"
Я видел, горели рукописи.

Спасали все, что можно спасти.
Спасали все, кто мог спасти:
и двоечники и отличники.
Горела «академичка».

Вынести, вынести, вынести
из огня… не хватает дня.

Огнеборцы – водой...
-«Вода книгам тоже не друг!»
помолчите законники!
Стволы к рукавам... ахнули вдруг
водой до подоконников.

Вода – рекой. В воде листы,
словно от весел лопасти…
собрав и высушив, мы несли
отдать в деканат для описи…

Я помню поднял: "Уартэ ХуАн"
залитый водой, обожженный
трактат  «О головах»,
его размышленья и думы:
("не полностью все же горят,
осталось",- подумал)

«…оно не в деньгах…»
и дальше… «должны быть умными….»

7. 02. 2012.


Рецензии
Володя, отчего тянула с отзывом?
Да оттого, что ты открестился сразу от всяческой лирики.
Мол, хвалить нечего, сам знаешь достоинства.
Чисто прагматический подход – только «узкие места».
А мне, если стихотворение нравится, очень трудно отказаться от слов хвалебных. Потому что «дым» восхищения застит огонь прагматизма.
И от восхищения, думаю, простительно живописать, как прочла я у Паустовского о прощании с Маяковским. Его впечатление, когда писатель увидел грубые тяжелые ботинки «горлана, главаря», подбитые тяжелыми же медными гвоздями. И, ужаснувшись еще раз свершившемуся, так и мог поверить, что действительно нет Маяковского в живых, настолько эти гвозди были основательны, будили чувство – вечно жив, не мог уйти, сейчас встанет…
Так вот, уже написала, хотите ругайте, хотите – милуйте. Потому что для меня здесь главенствует впечатление. Твоя строка напомнила мне своей «полетностью», изломанной основательностью именно Маяковского. И в том нет ничего зазорного, вторичного, графоманского.
Многие вещи изобретены до нас. А наша задача – не уронить, понести, соответствовать.
Не уронил, Володя!
С первой строки, медными гвоздями в рассудок, заставляя сердце биться и душу трепетать - «вы знаете Киев?
Тех братьев Хорива, Щека и Кия?..»
И потом пошло, в сполохах огня, морозом по коже, на антитезе – «душу какую же надо иметь ниже нижнего?..», «говорят : «Не горят», я видел, горели рукописи…»
Как же можно только выискивать «неполадки» в заставляющем быть человеком стихотворении?!!!
Вот она, математика, вместе с высоким смыслом стихотворения, заработала!
И вот тебе еще, медные гвозди рифм, припечатывают – «наличные – спичкой», «отличники – академичка», «верхнего - перхотью (тут даже мне жиды пархатые, которые всегда во всем на Руси виноваты, привидились, Киев, однако!), «спаси – рукописи», «не друг – ахнули вдруг», «листы – от весел лопасти» (пиршество духа, а не сложносочиненные!).
Ты можешь мене еще сто сорок пять раз лесом сказать – не нужно ахов и восторгов. А я не послушаюсь, исторгну!
Потому что – мое, пробирающее до «повесил бы». Аналогично.
И эту сопричастность ведь создал ты.
Если тебе нужны огрехи – да, они есть.
Думаю, ты и сам давно в курсе. Про белок на каштанах – в контексте громоздко, мало информативно. «И в желтом, вОротом…» - что ударять первое О, поняла, а зачем это слово, так и не дошло. Потом – тандем «поворот – ворот» - мне сдается, что однокоренные рифмы, а ежели так – сие не катит, а особенно в ломаной, ударяющей сознание строке. Тут уж кровь из носу – а соответствуй, высокой заданности сюжета и его воплощения.
Но все это сущие мелочи, Володя. Перед высотой написанного и тобой исполненного с блеском.

Сотникова   19.11.2012 13:59     Заявить о нарушении
Ирина, спасибо за рецензию. Такая похвала мне по душе. Ты ранее мое высказывание не правильно восприняла. Конкретика положительного, что есть в стихотворении, то же несет полезную информацию. Но это должны быть конкретные указания.
Теперь оправдываюсь. Белки мне нравятся потому, что действительно они там бегали (в центре города) по стволам деревьев не смущаясь от обилия людей.
Это потом, побывав в "причесанных Европах" перестал удивляться такому соседству. А тогда был этим удивлен. И поэтому, то убирал белок из строчек, то опять возвращал, а потом понял, что если я их не оставлю в покое, то загублю весь стих. Насчет "вОрота". Это архитектурная особенность комплекса зданий университета. Если откроешь в "Гугле" страничку "Киевский университет", там об этом более-менее подробно.
От "Золотых Ворот" - поворот, поверишь, не придумывал даже. Просто взаимное расположение этих памятных мест такое. Хотя и понимаю, что это "не катит". Но спешил, спешил, пока память подняла из своих запасников это впечатление о пожаре.

Волков Северный   19.11.2012 17:30   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.