В. Вендерс - человечество, вид сверху

Попытаюсь говорить о "несуществующем". (Вообще философия – это, по большей части, рассуждения о том, чего нельзя пощупать руками).
Итак, разговор пойдёт об ангелах, как они воспринимают нас, людей, как они смотрят на человечество с высоты ангельского полёта.
В кино было сделано немало попыток разгадать природу этих таинственных существ – либо в шутливой, либо в философской форме. Но, пожалуй, никому не удавалось так приблизиться к разгадке этой тайны, как это сделал немецкий режиссёр Вим Вендерс.
Вильгельм Эрнст Вендерс появился на свет сразу же после Второй Мировой. Фактически, страны, какая существовала до этого, тогда уже не было. Германия, ещё недавно диктовавшая свои условия всему миру и пребывавшая на заоблачной высоте непомерных амбиций – вдруг рухнула с этих высот в грязь послевоенной реальности.
 Время Лени Рифеншталь, которая показывала и прославляла дьявола, прошло.
 Вендерс же расскажет нам про ангелов.
С детских лет режиссёр проявил себя как наблюдатель. В двенадцатилетнем возрасте он впервые взял камеру и снимал из окна улицу, машины, прохожих. Позже этот взгляд сверху проявился в большинстве его работ, начинающихся с панорамы, пролёта над урбанизированным ландшафтом. В одном из интервью Вендерс рассказал о том, как он ребёнком часто спрашивал себя: действительно ли есть Бог, который всё видит? И как Он умудряется ничего не забыть – ни прочерченного в небе следа от самолёта, ни жеста, ни обронённого слова каждого человека. Невозможно представить, что существует такая память, с другой стороны, печально, если её нет. Но, может быть, объектив кинокамеры и является в какой-то мере этой памятью? Однажды на простой вопрос: «Почему вы снимаете кино?» режиссёр ответил: «Акт съемки - героический (не всегда и даже не часто, но иногда). На один миг разрушение внешних явлений и мира останавливается. Камера - это оружие против нищеты вещей, а именно - против их исчезновения».
«Небо над Берлином» - кинопритча о том, как люди тянутся к ангелам, а ангелы становятся людьми.
 Фильм снят в 1987 году, незадолго до того времени, когда Германия снова станет другой: соединится, разрушив Берлинскую стену. Так, забегу вперёд, ангел в фильме Вендерса соединяется с жительницей земли, цирковой акробаткой. 
«Небо над Берлином» начинается с неба: облака, панорама домиков и людей с высоты птичьего полёта, застывший ангел над городом, самолёт…Самолёт олицетворяет полёт фантазии, что-то высшее, небесно чистое, по-детски первозданное. Не случайно: в салоне самолёта ангел фокусирует внимание на маленькой девочке и человеке с Бульвара Капуцинов, который, в силу своей профессии, должен всегда оставаться чуть-чуть ребёнком.
Люди не видят ангелов. Единственные, кто их замечает, дети – не потому, что наивны и неиспорченны, а потому, что у них ещё нет прошлого и будущего – они живут настоящим.
Одна из составляющих фильма – поэзия Рильке, его «Дуинские элегии».
Для иллюстрации можно привести отрывок из четвёртой элегии:

Придется ангелу в конце концов
Внимательный мой взгляд уравновесить
И тоже выступить, сорвав личины.
Ангел и кукла: вот и представленье.
Тогда, конечно, воссоединится
То, что раздваивали мы. Возникнет
Круговорот вселенский, подчинив
Себе любое время года. Ангел
Играть над нами будет.
Мертвецы,
пожалуй, знают, что дела людские -
Предлог и только. Все не самобытно.
По крайней мере, в детстве что-то сверх
Былого за предметами скрывалось,
И с будущим не сталкивались мы.

Вообще, книги в метафизике Вендерса играют немаловажную роль. Его ангелы подолгу засиживаются в библиотеке. Именно здесь ангелам, почему-то, наиболее комфортно. Обратите внимание, какое блаженство испытывает ангел, замерший в кресле посреди библиотечной тишины. Только музыка перелистываемых страниц, оратория Духа.
Напомню, как понимают ангелов традиционные религии:
Ангелы в верованьях иудеев и христиан являются слугами Божьими, коим поручается защищать праведных, возносить молитвы людей к Богу, отводить души в загробную жизнь, отделять добрых от злых на последнем Страшном Суде. К каждому из людей приставлен ангел-хранитель. Каждый народ также имеет своего ангела, который охраняет его. Ангелы духовны и бестелесны, если они принимают видимый образ – это только случайная форма, а не подлинное их бытие.
В сочинении «О небесной иерархии», приписываемой Св. Дионисию Ареопагиту, на основании ветхозаветных и новозаветных писаний ангелы разделяются на три иерархии. Первая: серафимы, херувимы, престолы, непосредственно близкие к Богу. Вторая: господства, силы, власти, осуществляющие божественное мировладычество. Третья: начала, архангелы, ангелы, близкие посюстороннему миру.
В Ветхом Завете ангелы часто исполняют посредническую роль между Богом и людьми. Так, ангел дважды явился Агари в пустыне и говорил с нею; ангелы предсказали Аврааму рождение Исаака и вывели Лота из Содома; ангел воспрепятствовал Аврааму  осуществить заклание своего сына; Иаков, заснув, видел ангелов, которые во множестве восходили до неба по лестнице и сходили с ней; ангел явился Валааму и указывал ему, что делать; ангел с мечём в руке обещал Иисусу Навину сражаться вместе с ним против неприятеля; ангел передал Гедеону поручение освободить народ; ангел возвестил о рождении Самсона.
В Новом Завете рассказывается о явлениях ангелов – Захарии, Пресвятой Деве, праведнику Иосифу, пастухам Вифлеемским, святым жёнам после Воскресения.
В Библии упоминаются собственные имена ангелов: Гавриэль (Гавриил), - «Бог есть сила» (Лук1:19;26). Михаэль (Михаил), - «кто, как Бог» (Дан10:13;21). Рафаэль (Рафаил), - «исцели Боже» (Тов 3:16). В Книге Ездры ещё упоминается Иеремил – «высота Божья» (4:36) и Уриил – «свет мой – Бог» (5:20).
Ангелы в Библии имеют различные эпитеты. Обычное их название – «вестник». Они называются «сынами Божьими» (Иов 1:6;2:1), «святыми» (Дан 8:13), «живущими на небесах» (Матф 18:10), «воинством небесным» (2Езд 9:6), «духами» (Откр1:4; Матф 8:16; Лук 10:20).
Современные представления об облике ангелов у людей англоязычного мира в основном восходят к сочинениям Джона Мильтона.

В Евангелии от Вендерса ангелы совсем другие. Не понятно, есть ли в этом «Небе над Берлином» вообще Бог? Складывается впечатление, что Его присутствие здесь особенно и не нужно. Ангелы и люди пытаются решить свои проблемы сами.
Вендерсовские ангелы – дальтоники, они не воспринимают цвета. Они видят мир черно-белым. Так же его показывало кино в эпоху своего расцвета. Принято считать, что черно-белое кино сосредотачивается на сути, не размениваясь на детали. Однако в немецкой традиции не все так просто. Ведь еще задолго до изобретения кино подобное небрежение цветом порицалось. 24-летний Фейербах в письме Гегелю писал, что идеи не должны возвышаться над чувственным и замыкаться в царстве всеобщего. Фейербах буквально призывал спуститься с «небес» с их «бесцветной чистотой».
Чрезвычайно любопытно наблюдать, как происходит этот головокружительный спуск по лестнице Иакова…
Быть ангелом прикольно: ты бессмертен, летаешь, где хочешь, как птица небесная, тебе не нужно ни пищи, ни жилища, ничего материального. Но нашему ангелу, имя его Даниэль, после миллиона лет такой бесцветной жизни, всё это вдруг надоедает и у него появляется странное и неудержимое желание очеловечиться. Зачем? Может быть, чтобы иметь возможность влиять на земную жизнь? Ведь ангелы ничего не могут изменить в мире людей, они лишь наблюдатели. В этом смысле показателен эпизод с молодым человеком, задумавшим покончить жизнь самоубийством на крыше высотного здания. Что может сделать ангел? Только положить голову на плечо самоубийцы. Но тот, не замечая этого, всё-таки прыгает в бездну…От бессилия помочь, действительно можно сойти с ума. Это и происходит – ангел становится человеком.
Теперь у него есть возможность наслаждаться простыми человеческими радостями: чашкой кофе, душем – после стольких лет без воды, конечно, следует помыться, но самое тонкое наслаждение впереди – наслаждение женщиной. Сюжет о любви ангела и земной женщины — один из древнейших, он восходит к Библии (Исход, гл. 6) и апокрифической книге Еноха, где он изложен более подробно, он повторен в Коране и приобрел особую популярность в эпоху романтизма. Ламартин развил этот сюжет в «Падении ангела», Томас Мур в «Любви ангелов», а Байрон в мистерии «Небо и земля».
Воздушная гимнастка, в которую  влюбляется, сначала платонически, затем совсем по-земному  ангел Даниэль, - это олицетворение чистой плоти. В соитии ангельского и человеческого рождается Любовь. «Удивление по поводу того, что происходит между мужчиной и женщиной, сделало человека из меня», - говорит Даниэль – и записывает в книгу своих открытий: «Нет ангелов, которые бы знали…»
Ещё, что подталкивает ангела превратиться в человека, это чувственная, роковая и роковАя музыка Ника Кейва, звучащая в мироздании фильма. Тогда, в 1987 г., она потрясла даже ангела. Кстати, и сам Вендерс как-то сказал: «Рок спас мою жизнь», здесь прослеживается явная параллель между героем фильма и режиссёром.
Вендерс в этом своём фильме многозначен и неоднозначен. Девушка-циркачка – это ещё и ангел во плоти.. И она в каком-то смысле преображается, тоже проходит путь от «ангела» к человеку. Вначале это ещё ребёнок (вспомним, как Иисус говорит о малых детях, уподобляя их ангелам – они видят Лик Божий), она парит под куполом цирка, помахивая бутафорскими ангельскими крылышками. Но вот цирк уезжает, детство кончается, и она, также как Даниэль, слушая кэйвовскую экспрессивную музыку в себе, взрослеет, переходит из мира детских фантазий в мир реальный, становится человеком.
Интересен сам момент перехода ангела в человека, показанный режиссёром с налётом юмора: Даниэль засыпает ангелом, а просыпается человеком от удара  - откуда ни возьмись на него сваливаются рыцарские доспехи, которые он, впрочем, тут же продаёт антиквару. Проданы доспехи бога – начинается новая жизнь полная соблазнов и неожиданностей.
Надо сказать пару слов о символике фильма.
Глаз - ангел, есть носитель чистого зрения, зрения как функции, лишенной тела. Это представление об ангелах также восходит к немецкой традиции, например, к гротеску Густава Теодора Фехнера «Сравнительная анатомия ангела», где ангел уподобляется глазу.
Круг - арена цирка, где забавляются дети и летают ангелы, внутрь которого не может проникнуть нечистая сила.
Притяжение - по-немецки Attraktion, означает также и цирковой аттракцион. Силы, притягивающие ангелов к людям, металлы к магниту, женщину к мужчине.
Согласно Канту, «тела и духи соединяются на основе сходного закона, именно закона взаимного притяжения. То, что в телесном мире производится тяготением, в мире духов производится любовью...»
Самолёт – символ воссоединённого счастья.
«Небо над Берлином» - это предчувствие соединения – пройдёт всего три года и падёт Великая Берлинская стена.
В 1993 г. В. Вендерс снимет продолжение о приключениях ангелов на небе и на земле - фильм «Так далеко, так близко», который тоже начнётся с неба – с пролёта самолёта сквозь голову задумавшегося ангела. Там уже  будет философствовать М. С. Горбачёв, появится мафия  (как же без неё?), но это уже - совсем другая история.

В заключении приведу цитату из интервью с Вендерсом.
«Вопрос: может ли кино изменить человека?
- Может, как и литература. Книги, прочитанные мной в детстве, до сих пор в какой-то мере определяют мой путь, по которому я иду. Фильмы остаются в человеке и формируют его мировоззрение, их нельзя выбросить из головы, из души. Я хочу захватить людские умы: вложить в головы зрителей некие идеи, образы, которые, я надеюсь, помогут им точнее увидеть мир и их собственную жизнь. Мои картины не содержат посланий. Только одно: каждый человек волен изменить свою судьбу. Это и есть моё кредо, моя политика».

Биографическая справка:
Вим Вендерс родился 14 августа 1945 г. в Дюссельдорфе. В 1964-1965 годах изучал медицину и философию, а в 1966-1967 жил в Париже. С 1967 по 1970 год учился в Академии кино и телевидения в Мюнхене. С 1968 по 1972 год работал кинокритиком в журнале "Фильмкритик" и газете "Зюддойче Цайтунг". В 1971 году стал одним из основателей фирмы "Filmverlag der Autoren". В 1975 году организовал кинокомпанию "Road Movies". В 1984 стал членом берлинской Академии искусств, а в 1989 получил почетную докторскую степень университета "Сорбонна" в Париже. В 1991 он получил премию Фридриха Вильгельма Мурнау в Билефельде. С 1991 по 1996 год был назначенным председателем Европейской киноакадемии. С 1993 года преподавал в мюнхенской Академии кино и телевидения. В 1995 ему была присвоена почетная докторская степень теологическим факультетом университета во Фрайбурге (Швейцария). В 1996 он был избран президентом Европейской киноакадемии.


Рецензии