Гильермо Мартинес, Марек Хласко, анонсы

 
 Гильермо Мартинес "Незаметные убийства", детективный роман

Гильермо Мартинес - математик по основной профессии. Поэтому расследованием серийных убийств у него занимаются два математика, убийца, судя по почерку, тоже увлечен математикой, и жертвы также имеют некоторое отношение к математике.

Действие происходит в Оксфордском университете. Главный герой не только математик, он еще и аргентинец (как и автор), поэтому уже странице на 20-ой он как бы между прочим заваливает хорошенькую медсестру-шотландку, после партии игры с ней в теннисс, прямо на корте...

В романе много рассуждений на математические темы - интересно, но мне, как человеку, далекому от этой области, понять ход мыслей ученых персонажей было трудновато.

К середине книги я подозревал человек пять. Да, убийца оказался среди них.

Увы, сюжет мне показался высосанным из пальца, а финал притянутым за уши. Вина ли в этом автора? Ведь детектив, это один из самых условных, не-реалистичных жанров. Но вот почему-то у Конан-Дойля читаешь про эту его дурацкую, намазанную фосфором, собаку или про мефистофелеобразного Мориарти - и веришь абсолютно каждому слову! И более того, охотно перечитываешь, хотя знаешь сюжет, и все равно - находишь какие-то незамеченные ранее "изюмины", и получаешь удовольствие.

Может и правду говорят, что детективный жанр, достигнув в свое время расцвета и породив "дочерние" жанры - триллер, нуар, криминальную драму и криминальную комедию - в наше время полностью исчерпан и продолжает существовать лишь по инерции? Не знаю, для окончательного вывода мне надо ознакомиться с большим количеством современных детективов, что я и собираюсь сделать в ближайшее время.

**

Марек Хласко "Красивые, двадцатилетние", сборник - автобиографический роман и автобиографические рассказы

Рассказы очень хороши: ироничные, ясные, жесткие. Лирический герой пьет, бродяжит, дерется, совершает преступления, сидит в тюрьмах, любит женщин. Не знаю, насколько герой близок автору, но польский писатель Марек Хласко прожил всего лишь 35 лет, так что, возможно, очень близок.

Не знаю даже, с какими писателями его сравнить, но он, кажется, ближе к американской литературе, чем к славянской: к Чарлзу Буковски и Ричарду Бротигану, например.

А еще чувствуется влияние американского кино, и в частности таких жанров, как вестерн и нуар (правда, Хласко, кажется, иронизирует над стереотипами этих жанров).

Вот, примеры диалогов, которые ведут перснажи Хласко (они бы отлично подошли плохим американским кинопарням):

"- Куда я еду?
- Куда надо.
- С тобой?
- Один. С малым, который будет ехать за тобой следом.
- Но он не доедет, правда?
- Доедет. В ад, если в него верит".


Или:

"- Я мало кого знаю в этом городе. Зато я знаю самых отпетых.
- А мы знаем тех, на которых когда-то пробы негде было ставить, а теперь они в полном порядке".


Хорошо, да?!


А вот роман "Красивые, двадцатилетние" я читал, что называется, по диагонали. Он написан Хласко о временах своей молодости (то есть, после второй мировой войны), и название обещает нечто сугубо романтическое. Романтика присутствует, но больше публицистики: разборки с властью коммунистов (Хласко эмигрировал на Запад), и со своими бывшими коллегами-литераторами. Это могло бы быть очень интересным, если бы существовало в форме сборника статей.

И вообще роман больше похож не на роман, а то ли на "рассказ, растянутый на триста страниц", то ли на "множество рассказов, бессистемно сваленных в одну кучу". Это я так называю крупные произведения, которые лишены романной структуры и романного сюжета, а просто ужас-ужас-ужас, до чего длинные.


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →