Дырбурщил. eof
Итак, йот, мягкий согласный и единственный 'э'. Все сомнения можно
трактовать так, что во второй строке логично смотрится звук 'и'. Не страшно,
что мягкий, в первой строке несмотря на литеру вполне читается именно 'и'
(переходящий 'ы'/'и'). Непоследовательность? Мягкий. 'Э' в последней строке
присутствует и он вполне логичен. Точка, конец повествования.
Отложим ненадолго сомнения по гласным, вглядимся в согласные.
Первая строка, первые согласные слогов 'д' - 'б' - 'щ', переднеязычный
зубной, губной, переднеязычный спирант, строка к концу смягчается (твёрдый
звонкий - твёрдый звонкий - мягкий глухой. И подтверждение, замыкающий гласный
'р'-'р'-'л', все альвеолярные, дрожащий, дрожащий, плавный. И тогда, по
гласным логично в последнем слоге не 'ы', а 'и' (смягчение). Так что, одну из
"непоследовательностей" можно исключить.
Вторая строка, 'б'-'щ'-'р' - впадина, мягкие звук посередине. И с гласными
согласовывается. "Ищ" смотрится очень даже гармонично.
Третья строка. В ней появляется (в средней части текста!) заднеязычный
"к" и мягкий губной "м". Да, сочетание "ск" достаточно часто встречается в
том числе и русском языке, но в данном месте смотрится неожиданно. К тому же
"м", стоящий особняком в ряду губных звуков смотрится в этом стихотворении
тоже экзотично. Третья строка явно выпадает из общего текста.
Четвёртая строка: 'в'-'с'-'б' - нарастающая жёсткость текста. Совершенно
логична следом за второй. И по гласным согласована.
И завершающая точка с новым гласным "рлэз". Стихотворение завершено.
Итак, если убрать третью строку, то посмотрим, что получится геометрически.
Да, поначалу можно оставить и пробелы, заменив буквы звёздочками.
*** *** ***
** ** **
** ** **
****
Видим цветок лилию.
Слоги:
***
***
***
*
Трезубец, клин, восклицательный знак.
Итак, знаменитое стихотворение Кручёных есть никак не "заумь", но заявка
на существование гармонической звуковой таблицы. Алексей Елисеевич
старательно избегал звукосочетаний, которые можно было бы соотнести с
логическими знаками речи. И ему это удалось. Выстроена стройная (с маленьким
отклонением) единица стихотворения. Математически, т.е. упрощённо.
Какие же параллели в известных искусствах можно разглядеть? С первого же
огляда очевидно: музыка. Музыкальный гармонический ряд с 12-ю полутонами,
регистрами (двухкратное увеличение частоты) и интервалами (аккорды, гармония).
Ряд это линейный, однокоординатный.
И в живописи (раздел колористика) есть своя гармоническая таблица и законы
её использования: цветовая диаграмма. Двумерная. В этом случае задачи много
сложнее, методики находятся в развитии.
Какой должна быть таблица слоговой гармонии? Очевидно, что не линейной.
Язык - сложная разветвлённая структура. Двухкоординатной, трёх? Пока не ясно.
Но очевидно, что сложней тех, о которых сказано в предыдущих абзацах.
С какой стороны к этой таблице подбираться? Во-первых, не стоит избегать
по примеру Кручёных совпадений с логическими единицами языка (корнями,
приставками, суффиксами). Но разрушать логику, заложенную в авторский текст
стоит. Есть разные способы, практикующиеся на филфаках (и в Лике) -
зеркалирование (переворот строки), опрокидывание (разворот строк, отмена
изначального повествования), ембарирование (по терминологии Лика). Последнее
можно свести к перестановке слов, а то и отдельных слогов:
http://www.stihi.ru/2010/12/05/5989 .
К тому же, есть ещё много звуков, не использованных в классическом
стихотворении Кручёных.
Поиграем?
Свидетельство о публикации №112020406034
а по каким правилам игра?..
:)
Рон Вихоревский 08.02.2012 19:26 Заявить о нарушении
Правила не игры, но попытка продвинуться к слоговой гармонии. Считаю, что логические (семантические) начала Кручёных не затрагивал. Записал донесшиеся отзвуки языка. Стоит ещё не забыть, что в следующем году (кажется, так) В.В. написал Облако со знаменитой строкой о безъязыкой улице.
А ссылку приложу.
Спасибо!
Владимир Емельяненко 08.02.2012 22:37 Заявить о нарушении
:)
Рон Вихоревский 09.02.2012 07:04 Заявить о нарушении
По сути. Я, безусловно, согласен, что стихотворение не сводимо к простой арифметике. Имеют значение и логика, и чувство, а также размер и иные технические ремёсла. Всё так. Моё эссе - не безусловное доказательство, скорее, вопрос, заданный стихирянам. И предположение. А о том, что думал Алексей Елисеевич, следовало бы лично у него спросить, но сие уже невозможно.
Но то, что слоговая гармония - явление реальное, вряд ли стоит спорить. И в данном эссе усечённо, как у математиков, ставится этот вопрос. Хочу апеллировать ещё раз к музыке. Есть буквально математическое обоснование гармонических рядов (хроматика, ахроматика) и т.п. Но, положив в основание (музыкальное образование) данную математику, композитор пишет музыку уже интуитивно. То же самое можно говорить и о стихотворном размере: http://www.stihi.ru/2011/05/25/2099.
О рифме (пишется), об использовании ветвей смыслового дерева (почти написано и http://www.stihi.ru/2012/01/15/7023). Много составляющих формирует то состояние стихотворения, при котором появляются те же ощущения, что и по прочтении длиннющего сильного романа. Входишь в этот мир, а после выходишь. Впрочем, что мне Вас агитировать. В том стихотворении, к которому Вы меня отослали, всё это присутствует: и звукопись, и ветви прочтения, и чувство гармонии.
Впрочем, о деталях готов беседовать и дальше.
С уважением!
Владимир Емельяненко 10.02.2012 09:16 Заявить о нарушении
:)
Рон Вихоревский 10.02.2012 09:23 Заявить о нарушении