Феофан и Анастасия. Действие 2

Действие 2.
Сцена 1.
Школа. Та же табличка, несколько парт, за которыми сидят Феофан и его друзья. Идет урок алгебры.
Учитель (громко, быстро):
Сто сорок три на восемьдесят шесть!
Пятнадцать минус семь под знаком корня!
Четыре! Восемь! Триста сорок семь!
Квадрат пятнадцати! Куб суммы! Триста!
Три миллиарда миллион пятьсот
Пятнадцать тысяч сто четыре – на шесть!
Кто первый – плюсик! Кто последний – два!
Бежим! Вы отстаете от программы!
Контрольная в четверг, сейчас – диктант!
Умножьте на семь двести сорок восемь!
Пять тысяч триста возвести в квадрат!
Ошибок нет? к задачам переходим!
По водной глади мчится теплоход
Со скоростью реки против теченья!
За ним по следу рьяно плот ползет!
Груз на плоту – ванильное печенье!
В конце учебника у вас таблица масс –
Смотрите и считайте, сколько будет,
Когда рабочий выполнит свой план
На три процента больше, чем обязан!
Решайте уравнение скорей!
Квадратное, линейное – какое?!
Постройте график, начертите… что
Вышло?
Петя:
Перпендикуляр!
Николай:
Окружность!
Урюк:
Парабола!
Яша:
Гипербола!
Учитель:
Молчать!
Кто получил трапецию, лентяи?!
(все, кроме Феофана, поднимают руки, но его не видно за лесом рук)
Учитель (разнежась):
А кто решил все без ошибок?
(то же действие)
Пять!
(все опускают руки, и становится видно Феофана, глядящего в окно)
Учитель (удивленно):
Скажите, господа, что происходит?
Кто позволял сидеть ученику
Спиной к доске, учителя не слушать?!
Что Вас так занимает, Феофан,
Что стала алгебра неинтересна?
(молчание)
Учитель (заинтригован) :
Что может Вашу голову забить,
Что не осталось места для программы?
Яша:
Футбол!
Петя:
Фигня!
Урюк (глубокомысленно) :
Вдруг философия?. .
Николай:
Все это чушь! Какая- нибудь девка!
Урюк (сердито):
Раз Феофан – так значит, все на «Ф»!
Николай:
Ну значит, будет Фекла (смеется) .
Урюк:
Нет, Фиона!
(смех)
Петя:
Фетидой бы еще назвали, блин! (смех)
Не отвлекайтесь от урока, парни!
Учитель:
Спасибо, Петр. Что ж, продолжим…
Феофан (задумчиво):
Кровь.
Все (хором):
ЧТО?!
Феофан:
Кровь. Любовь.
(пауза)
Морковь.
(пауза)
Нет, не подходит!
Что я ни попытаюсь – все не то!
Поэтом быть я просто недостоин!
И, что ни сочиню во славу ей,
Все бледно и не отражает сути!
Словами мне ее не описать –
Слишком чиста она, слишком прекрасна!
Николай:
Я ж говорил.
Урюк:
Все верно.
Яша:
Баба.
Петя:
Ох!
Учитель (в шоке):
Мой юный друг! Эльбрусов! Вы в порядке?
Эй, вы!
Феофан (задумчиво):
Не лучше ли забыть слова?
(до этого все тихо переговаривались, наступает тишина)
Остаться в мире чисел, формул строгих?
И я бы рад остаться… (вскакивая) Как я слаб!
Отказываюсь от живого чувства,
От человека ради мертвеца,
От пламени, чтоб получить замерзший
Кусок железа! Боже, что со мной!
Откуда я пришел? Куда стремлюсь я?
Затерянный средь графиков, ослеп!
Заучивая формулы, оглохну!
Беги же прочь, пока хватает сил,
Наукой обессиленное тело!
Застрявшее за цифрами, прорвись!
Ты столького увидеть не сумело!
(зло толкает парту, сидящие вокруг с криками вскакивают.Феофан выбегает из класса)
Учитель:
Я вынужден остановить урок,
Друзья мои! Но только знайте точно!
Без наказанья мальчик не уйдет!
(убегая) Невиданно! На алгебре – влюбиться!
(Звонок. Ребята расходятся. Затемнение)
Сцена 2.
Коридор. Табличка. Феофан и его друзья стоят у стены и разговаривают.
Яша:
Чувак! Мы понимаем все без слов!
Урюк:
Друзья же.
Петя:
Именно.
Феофан (грустно):
Ребят, я знаю.
Яша:
Тогда зачем ты что- то говоришь?!
Тем более на алгебре, приятель!
Николай:
Ты мог бы рассказать нам все, как есть!
Мы поддержали бы!. .
Петя (перебивая) :
На перемене!
А что теперь Пал Палыч порешит?
Быть может, даже поведет к Бормиду!
Феофан (решительно):
Плевал я на него!
Все (хором, в ужасе) :
Ты что, сдурел?!
Феофан:
Возможно. Я влюблен.
Николай:
Ну точно девка!
Петя:
Да неужели?!
Урюк (задумчиво):
Феофан… того?
Яша:
Воистину.
Николай:
Дискуссия закрыта.
Давай-ка поподробней, Феофан!
Кто алгебру переборол и ловко
Твоим несчастным сердцем овладел?
Что за преинтересная девчонка?
Феофан (откашлявшись) :
Друзья, не так давно случилось то,
О чем я вам сейчас хочу поведать.
Однажды шел по коридору я
Второго этажа… И вдруг увидел…
Яша:
Ну, не тяни!
Николай:
Заткнись, придурок!
Феофан (не замечая):
Вот.
Увидел. Я. Ее. Она стояла
У двери класса. Солнце в волосах
Каштановых играло, отражаясь,
Сверкали шоколадные глаза,
И изгибалися в улыбке губы.
Одета в блузку синюю, она
Была легка, изящна, словно фея.
И я влюблен. Уже который день
Я лишь о ней одной имею мысли.
Николай:
Вот в чем тут дело…
Петя:
Что за кабинет?
Феофан (вдруг смутившись):
Истории…
Яша:
Какой?
Феофан:
Зачем вам это?
Петя:
Узнать, который класс!
Феофан:
Я не скажу!
Яша:
Ты что?!
Петя:
Она же не гуманитарий.
Тогда бояться нечего. Скажи.
(Феофан опускает глаза)
(пауза)
(до друзей доходит, они в ужасе обступают его)
Все (хором):
ГУМАНИТАРИЙ?!
Феофан (зло) :
Да. И ЧТО, ПРИДУРКИ?!
В гуманитария влюбиться – грех?!
Неужто это так феноменально?!
Але?! Я чувства для себя открыл!
Я математик – что это, позорно?!
Раз так, то вы мне больше не друзья!
Точней, враги! Ни слова не скажу вам!
Зато по шее съезжу кулаком.
Держитесь, олухи!
Яша:
Ай!
Урюк:
Убивают!
Николай:
Больно!
(в процессе воплей друзей Петя вылезает из кучи)
Петя (отряхиваясь ):
Пожалуй, так он всех на перебьет!
Пойду, скажу учителю про дурня.
Влюбился – так люби! Лупить зачем?
Вот выпендрежник – плюнул на Бормида!
(уходит)
(вопли продолжаются, слышны звуки ударов. Внезапно Урюк падает. За ним падает Яша, потом Николай. Феофан остается в
боевой стойке, тяжело дыша. Звучит торжественная музыка. Затемнение)
Сцена 3.
Кабинет Бориса Михайловича. У стола стоят Учитель и опустивший голову Феофан. За столом сидит Борис Михайлович,
невдалеке полукругом расположились друзья Феофана (все, кроме Пети, изукрашены синяками и царапинами).
Борис Михайлович:
ВЫ, ДОРОГОЙ МОЙ, ДОЛЖНЫ ПОНИМАТЬ, ЧТО НАХОДИТЕСЬ В ОБЩЕСТВЕННОМ МЕСТЕ!!! ЗДЕСЬ ВАМ НЕ ПЛЯЖ, А КОНТОРА!!!
И ПОВЕДЕНИЕ ВАШЕ ДОЛЖНО БЫТЬ СО-ОТ- ВЕТС-ТВЕН- НЫМ!!! ФАМИЛИЯ, ИМЯ, КЛАСС!!!
Учитель:
Эльбрусов Феофан…
Борис Михайлович:
А САМ ЭЛЬБРУСОВ ФЕОФАН У НАС ЧТО, ГОВОРИТЬ РАЗУЧИЛСЯ?! ФАМИЛИЯ, ИМЯ, КЛАСС!!!
Феофан:
Четвертый год Эльбрусов Феофан
С усердьем страстным учится в матклассе!
Борис Михайлович:
ТАК В ЧЕМ ДЕЛО?!
Учитель (робко) :
Эльбрусов дисциплину нарушал
На алгебре. Беседовал с пространством,
Стихами говорил. Потом вскочил
И выбежал бегом из кабинета!
Феофан (перебивая, подняв голову):
И что?!
Борис Михайлович:
«И что?!»! ВОТ КАКОЕ ТЕПЕРЬ ОТНОШЕНИЕ У УЧЕНИКОВ К УЧИТЕЛЯМ! РОДИТЕЛЕЙ В ШКОЛУ И ДЕЖУРСТВО ДО КОНЦА
НЕДЕЛИ!!!
Феофан:
Но это…
Петя:
Замолчи!
Феофан:
Но я влю…
Петя, Яша, Урюк и Николай (хором) :
ЦЫЦ!
(утаскивают Феофана из кабинета)
Сцена 4.
Школа. Табличка. Несколько парт, за которыми сидят Настя и ее подруги. Идет урок алгебры. Учитель мечется по классу,
активно жестикулируя и беззвучно двигая губами.
Маша:
Ну что, прочли ли Мандельштама вы?
Фекла:
Ах, девы! Как прекрасен слог поэта!
Софья:
Вы правы. Как изящно и легко
Он пишет о бисквите в тонких пальцах!
Серафима:
Какой «Кинематограф» у него!
Фекла:
«Бессонница. Гомер» читала вслух я!
«…Тугие паруса. Я список…»
Маша:
Как
«Она вошла с мороза, раскрасневшись»!
Фекла (оборачиваясь к Анастасии):
Настенушка, а ты чего молчишь?
Серафима:
Ужель не прочитала?
Маша:
Сим, да брось ты!
Такое было ли когда- то, чтоб
Настюшанаша книги не читала?
Учитель:
Девицы, вы примолкли б!
Софья:
Настя!
Фекла:
Насть!
Скажи нам, что стряслось с тобой, Настасья!
Анастасия:
О, сладкий Горький! О, худой Толстой!
Моя любовь и есть мое проклятье!
Мне жизнь не в радость боле!
Все (хором):
ЧТО С ТОБОЙ?!
Анастасия:
Я влюблена, подруги. Что мне делать?
Моя любовь живительней воды,
Что в русских сказках воскрешает мертвых!
И все же та же самая любовь
Терзает мое сердце, разрывает
Мне душу. Пагубнее эта страсть,
Чем та, что в древности владела Федрой!
И возжелай я сына своего,
Подобно Федре, это было б лучше.
И ляг я с собственным своим отцом,
Как с матерью – Эдип, не так страдала
Бы я, как мучаюсь сейчас.
Маша:
Настюш!
Родная, милая моя подруга!
Ведь мы – с тобой, и облегчить всегда
Страдания твои готовы.
Анастасия:
Чем же?
Сама себя спасти я не могу,
Вы и подавно – осмеете только.
Серафима:
О чем ты говоришь? Ведь никогда
Мы над тобою в жизни не смеялись!
Софья:
Твои слова обидны нам.
Фекла:
Скажи,
Кто тот, кто завладел твоей душою??
Анастасия:
Душою… Верно, он – коварный бес,
Раз так смутил мой разум…
Маша:
Кто же это?
Анастасия (тихо):
Я вам откроюсь, милые…
Серафима:
Скорей!
Без промедленья назови нам имя!
Анастасия (зажмурившись):
Мой милый наречен был… Феофан.
(наступает тишина, девушки замирают, учитель продолжает бегать и беззвучно говорить)
Фекла:
Неужто это…
Маша, Софья, Фекла и Серафима (хором):
ФЕОФАН ЭЛЬБРУСОВ?!
Анастасия:
Вы лгуньи! Тайну сохранить клялись!
И вам к тому ж «мои слова обидны»?!
Мы предали меня! Теперь я вас
Сильней всего на свете ненавижу!
(вскакивает, выбегает из класса)
(подруги продолжают сидеть, учитель – бегать и говорить)
Маша, Софья, Фекла и Серафима (хором):
Гнев, о богиня, Настенькин воспой…


Рецензии