Федор Туманский
ПРЕДИСЛОВИЕ К ЦИКЛУ
Цикл радиопрограмм в рубрике «Душа поэта» сначала назывался «Современники классиков», но поскольку все, о ком шла речь, так или иначе, как вокруг Солнца, вращались вокруг "Солнца нашей поэзии" - Александра Сергеевича, то постепенно сложилась такая поэтическая "галактика". И название "Современники Пушкина", и название "Современники классиков" условно, и, разумеется, не вполне отражает истинную картину литературного процесса. Скорее, это игра слов и смыслов, своеобразная аллюзия, отсылающая к популярной литературной серии «Классики и современники».
Целью программ является прежде всего просвещение – напоминание известных (главным образом, специалистам или особо интересующимся литературой) фактов жизни и творчества авторов, чьи имена и некоторые произведения на слуху – но не более того. Несмотря на то, что это явная литературоведческая компиляция, все же основана она на личном взгляде автора и ведущей программ на личность и творчество того или иного поэта. Надеюсь, что хотя бы эскизно, но удается обрисовать атмосферу эпохи, о которой идет речь в программах. Кроме того, надо иметь в виду, что эти тексты – составляющая часть «литературно-музыкальных» композиций, выходящих в эфире радио «Гармония мира» (Одесса).
Формат программ – один, два или три выпуска продолжительностью по 14-15 минут, однако здесь двойные и тройные выпуски для удобства чтения объединены в один цельный текст.
11. ФЕДОР ТУМАНСКИЙ
Федор Антонович Туманский – еще один представитель старинного дворянского украинского рода Туманских, кто на своем жизненном и творческом пути не только пересекся с гением русской литературы, но и оставил свой след и в биографии, и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина. Он – троюродный брат Василия Туманского.
Братья были примерно одного возраста, ровесниками Пушкина: Федор Туманский родился в 1799 году, так же, как и его родственник Василий Туманский, служил по дипломатической части: после окончания Благородного пансиона при Московском университете всю жизнь занимал разные должности при Министерстве иностранных дел России. В 1820-х годах Федор Туманский служил консулом при Яссах, и поэтому часто бывал в Кишиневе, где в то время находился Пушкин.
Долгое время в академических изданиях Александра Сергеевича адресат его стихотворного ответа, который обозначен аббревиатурой «Ф.Т.», был неизвестен, или вовсе считалось, что это другой поэт. Речь идет о стихотворении Пушкина «Нет, не черкешенка она»:
Нет, не черкешенка она, –
Но в долы Грузии от века
Такая дева не сошла
С высот угрюмого Казбека.
Нет, не агат в глазах у ней, –
Но все сокровища Востока
Не стоят сладостных лучей
Ее полуденного ока.
Известно, что в этом стихотворении имеется в виду дальняя родственница Александра Сергеевича Софья Федоровна Пушкина, которой поэт увлекся в 1826 году, и даже сватался к ней. Ей же было посвящено стихотворение Федора Туманского «Она черкешенка собою», ответом на которое и стало вышеуказанное стихотворение Пушкина. Это относительно недавно было достоверно доказано авторитетными исследователями творчества Пушкина Анненским и Соболевским.
Несмотря на то, что писать Федор Туманский начал еще в Благородном пансионе, стихи, по природной своей скромности, показывать стеснялся, и почти не публиковался. Именно поэтому до нас дошло очень мало его стихотворений – около десятка. Тем не менее, сблизившись в Петербурге с Дельвигом, Баратынским, а также с братом Пушкина Львом Сергеевичем, с которым он служил в Департаменте податей и сборов, Федор Туманский посещал литературный салон Антона Дельвига, и даже напечатал в его альманахе «Северные цветы» несколько элегий, обративших на себя внимание современников. Именно благодаря этим публикациям до нас и дошли немногие стихотворения Федора Туманского. Вот одно из них, опубликованное в альманахе в 1823 году:
Родина
Есть на земле безвестный уголок,
Уединенный, неприметный:
Знакомый луг, знакомый лес, поток,
И в них дух добрый и приветный.
Он издавна живет в том уголке,
Летает птичкой по дубравам,
Шумит в бору, купается в реке
И улыбается забавам.
Сберётся ль в луг красавиц хоровод –
Он между ними невидимкой,
И под вечер он в сумраке поет
Любовь с пастушеской волынкой.
Я не видал его в стране родной,
Но с ним почувствовал разлуку,
Когда, в очах с прощальною слезой,
Я посох странника взял в руку.
Он вкруг меня в унынии шептал:
"Куда? не я ль тебя взлелеял?"
Он за рубеж отчизны провожал
И грустью на меня повеял.
Казалось мне, покинут детства друг,
Который вместе рос со мною.
Недаром же с тобой разлуку, добрый дух,
Зовут по Родине тоскою!
Стихотворения Федора Туманского мелодичны, милы и… безыскусны, может быть именно поэтому тех, кто их читает, они возвращают к чистому, незамутненному страстями детскому восприятию мира. К примеру, вот еще одно дошедшее до нас стихотворение Федора Туманского:
Молитва
Благослови, всесильный Боже,
Ее полунощный покой!
Алтарь невинности святой
Есть непорочной девы ложе.
К нему до утра призови
С толпой счастливых сновидений
Мечту небесную любви,
Восторги чистых наслаждений!
Да безмятежно в сладком сне
Играет с ней веселость та же,
И у возглавья в тишине
Поставь к ней Ангела на страже.
Однако самым известным стихотворением Федора Туманского является его «Птичка». Ссылаясь на свидетельство брата Пушкина – Льва Сергеевича, который, между прочим, многие годы был секретарем великого поэта, некоторые исследователи сходятся на том, что это стихотворение Федора Туманского появилось на свет в результате дружеского творческого состязания между ним и его друзьями-поэтами Пушкиным и Дельвигом.
Факт дружеского соревнования подтверждает и общая тема, и одна и та же форма всех трех стихотворений – два четверостишия, написанные четырехстопным ямбом. Вот, к примеру, известный пушкинский вариант – его «Птичка» 1823 года:
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
Я стал доступен утешенью;
За что на Бога мне роптать,
Когда хоть одному творенью
Я мог свободу даровать!
Как известно, цензоры-современники и литературоведы более позднего времени усмотрели в этом пушкинском этюде политический подтекст. А вот – стихотворение того же, 1823 года Антона Дельвига:
К птичке, выпущенной на волю
Во имя Делии прекрасной,
Во имя пламенной любви,
Тебе, летунье сладкогласной,
Дарю свободу я. — Лети!
И я равно счастливой долей
От милой наделен моей:
Как ей обязана ты волей,
Так я – неволею своей.
Стихотворение Федора Туманского «Птичка» датируется по-разному, поскольку было опубликовано в альманахе «Северные цветы» много позже двух предыдущих вариантов – в 1827 году, но признано современниками лучшим вариантом из всех трех. Признаться, мне также оно кажется – лучшим, потому что, в отличие от возможных политических намеков Пушкина или легкомысленной шутливости Дельвига, вариант «Птички» Федора Туманского – чист и одухотворен. Судите сами:
Вчера я растворил темницу
Воздушной пленницы моей:
Я рощам возвратил певицу,
Я возвратил свободу ей.
Она исчезла, утопая
В сияньи голубого дня,
И так запела, улетая,
Как бы молилась за меня.
Стихотворение «Птичка» Федора Туманского было неоднократно положено на музыку, и стало впоследствии известно благодаря популярному романсу. Как видим, для того чтобы оставить по себе добрую память, вовсе не обязательно быть гением – достаточно следовать своему предназначению и прислушиваться к голосу своего сердца. И жизнь пушкинского знакомого Федора Туманского – одно из подтверждений этому. Не стремясь к славе, он по возможности проявлял себя в творчестве, честно служил, и умер на посту – в 1853 году в Белграде, куда за несколько лет до этого был назначен на должность консула.
Виктория ФРОЛОВА
Свидетельство о публикации №112020411630