13. Астрофические стихи. Эпистола
Наш сборник «Все о строфе» приближается к завершению. Каких только строф, разных по количеству строк и способу рифмовки, мы с вами уже не разобрали! Стихи, написанные строфами, построенными по единому рисунку – это классика. Они всегда создают хорошее впечатление об авторе – о его профессионализме. Но не о гениальности. Одни только грамотно построенные строфы еще не служат доказательством того, что перед вами поэт. Для меня поэт – это, прежде всего, его язык, поэтическая речь, не только грамотная с точки зрения правильного построения фраз и использования слов, но и орфографии и пунктуации, а еще - и первую очередь! - в умении использовать поэтический язык – образный, точный, индивидуальный и яркий.
Впрочем, я опять отвлеклась от нашей основной темы – изучения структуры поэтического произведения.
Строфа – это единица такой структуры: фрагмент рифмованного произведения, выстроенный по особым правилам и повторяющийся. Если мы говорим о строфической структуре стихотворения, то должны иметь в виду наличие в нем не меньше, чем двух строф.
И все же, строфа - элемент не обязательный. Есть стихи, не делящиеся на отдельные строфы - АСТРОФИЧЕСКИЕ (или «нестрофические») рифмованные тексты. Именно о них и пойдет сегодня речь.
В астрофических стихах текст не расчленяется (ни по какому признаку) на группы стихов, объединенных структурой, повторяющейся периодически.
Астрофические стихи тоже бывают разными. Начнем со строфоидов.
Не в день осенний журавли
С призывным криком мчатся к югу:
С окраин Киевской земли,
Вражду забывшие друг к другу,
Князья стекаются на съезд
В старинный Любеч. Ярче звезд
Их шлемы блещут. Под харлужным
Булатом весело кипит
Их кровь удалая, и щит,
Как жар, горит на солнце южном.
Вражду из-за своих земель
Они забыть желают ныне.
Покинув злачную постель
Своей красавицы Волыни,
Приехал хитрый князь Давид,
Смиренный, вкрадчивый на вид,
Но сердцем злобный и лукавый,
И простодушный Василько,
Уже покрытый бранной славой,
О нем гремящей далеко…..
(С. Соловьев, 1914—1915)
Здесь друг за другом следуют четверостишия и двустишия с женскими (прописные буквы) и мужскими (строчные) рифмами:
аБаБ, вв, ГддГ, еЖеЖ, зз, ИкИк, ЛммЛ...
Никакой упорядоченности заметить невозможно: четверо- и двустишия, перекрестная и охватная рифмовка, чередование окончаний мЖмЖ и ЖмЖм располагаются в тексте вполне произвольно. Такие рифмически замкнутые, но не повторяющиеся куски астрофического текста иногда называются СТРОФОИДАМИ. С.Соловьев еще сравнительно сдержан: поэты пушкинской поры, которых он брал за образец, свободно пользовались в качестве строфоидов не только четверо- и двустишиями, но и более длинными стихосочетаниями (АббАб, АбАбАб, АбАбВбВ и т.п.)
И то сказать: в Полтаве нет
Красавицы, Марии равной.
Она свежа, как вешний цвет,
Взлелеянный в тени дубравной.
Как тополь киевских высот,
Она стройна. Ее движенья
То лебедя пустынных вод
Напоминают плавный ход,
То лани быстрые стремленья.
Как пена, грудь ее бела.
Вокруг высокого чела,
Как тучи, локоны чернеют.
Звездой блестят ее глаза;
Ее уста, как роза, рдеют.
Но не единая краса
(Мгновенный цвет!) молвою шумной
В младой Марии почтена:
Везде прославилась она
Девицей скромной и разумной.
За то завидных женихов
Ей шлет Украйна и Россия;
Но от венца, как от оков,
Бежит пугливая Мария.
Всем женихам отказ - и вот
За ней сам гетман сватов шлет
(А.С. Пушкин. Отрывок из поэмы «Полтава»)
Строфоиды в поэмх С. Соловьева и А.С. Пушкина следуют друг за другом «вполне произвольно». Так ли это? «Произвол» ограничивается определенным правилом: если один строфоид кончался строкой с мужским окончанием, то следующий начинался строкой с женским, и наоборот. Это правило называлось правилом АЛЬТЕРНАНСА (по-фр.: «чередования») и могло быть сформулировано так: «Нерифмующие стихи с одинаковым окончанием не могут стоять рядом».
О правиле альтернанса мы с вами уже подробно говорили в главе 8 данного сборника http://www.stihi.ru/2011/10/18/6806
Как писать ваши стихи – строфами или без них - решать, конечно, автору. На мой взгляд, это решение тоже не совсем произвольное. В поэзии форма ее подачи очень сильно зависит от жанра произведения и еще больше – от его содержания. Про особенности всех жанров я говорить не буду (не всеми сама владею, многие - большая редкость не только на СТИХИРЕ, но и вообще в поэзии), поэтому буду приводить здесь те примеры, в которых чаще всего пишут свои стихи наши друзья по сайту.
Чаще всего это лирика. Проще говоря, вы описываете поэтическим языком нечто, о чем хотите красиво поразмышлять - природу, городской вид, человека, ваши чувства, историю ваших или чьих-то отношений. Для таких описаний лучше всего подойдет структурированный текст. Сам элемент повтора однотипных фрагментов (строф) будет вносить в мелодию вашего стихотворения элемент ожидания определенного звучания – подобно куплетам песни. Читатель будет подсознательно настраиваться на ту мелодию, которую вы ему задали, наслаждаться не только содержанием, но и звучанием стихотворения. Если в построении ваших строф – хаос, то читатель, даже если и не заметит его зрительно, то его внутренний слух обязательно среагирует на этот сбой звучания: стихи покажутся ему шероховатыми.
Совсем другое дело, если вы пишете эпистолу. ЭПИСТОЛА – это живая речь автора, обращенная либо ко всем читателям, либо к какому-то конкретному лицу. Это или часть диалога (если вы пишете ПОЭТИЧЕСКУЮ ПЕРЕКЛИЧКУ с другим поэтом), или монолог («тихо, сам с собою, я веду беседу»). А еще это может быть - ПИСЬМО В СТИХАХ.
Эпистол на нашем сайте публикуется множество (не важно, знают ли авторы, что это так называется, или нет). Мы здесь на сайте СТИХИ.РУ все, как в одной большой коммунальной квартире: хорошо знаем друг друга, обсуждаем не только наши стихи, но и последние новости. Мы дружим, влюбляемся, ревнуем, ссоримся и конфликтуем – мы вступаем в виртуальные отношения и разговариваем стихами. На почве наших личных отношений создается огромное множество самых разных стихов: чаще – скороспелых и непричесанных, но иногда – гениальных. Эпистола – это тот стиль, в котором лучше всего писать подобные диалоги, монологи и письма друг другу.
В чем ее главное отличие? В звучании. Вы вслушивались, как мы обычно говорим? Интонация голоса все время меняется в зависимости от содержания, – она никогда не бывает монотонной! А стихи – это четкий ритм, предполагающий монотонность. Особенно стихи, разделенные на строфы. Чтобы передать объемное звучание живой человеческой речи, нам надо сохранить ритм, но избавиться от монотонности – писать строфоидами.
Характерный признак эпистолы – это разные по количеству строк ритмически замкнутые куски – катрены, двустишия и др.
(в качестве простейшего примера дам ссылку на собственную эпистолу «Чтоб потянулся люд обыкновенный» http://www.stihi.ru/2010/06/02/5040),
А еще – это смена способов рифмовки отдельных кусков (перекрестная, охватная, попарная). В астрофических стихах при записи их отдельные замкнутые куски обычно не разделяют пропуском строки, как строфы, а дают текст «сплошняком». Очень часто эпистолы записывают формате мнимой прозы (формате А4): в этом варианте эпистолярное стихотворение даже зрительно, а не только по звучанию, будет напоминать нам личное письмо:
В качестве примера, опять из собственного:
«Ты прав, конечно, я - злодейка, и оправдать себя не в силах: меня обидел на копейку, а я пожар не погасила, хоть выплеснула от души… А что в итоге? Не спеши всерьез на женщин обижаться: легко ошибку совершить, от коих трудно удержаться, - не затушить в душе пожар….
Живу в прекрасных миражах. Злодейка я? Оно, конечно, с тобой, любимый, - на ножах, тебя придумала беспечно и, как всегда - не «по погоде»… Так редко в жизни мы находим мужской и женской душ созвучье, и вот уже сторонкой ходим и гордостью друг друга мучим в напрасных поисках лазейки…
Ты прав, конечно, я - злодейка…»
(«Злодейка» http://www.stihi.ru/2011/02/20/3909)
Есть и еще характерные особенности астрофического стихосложения, о которых мы поговорим уже в следующей статье.
Продолжение см. http://www.stihi.ru/2012/04/10/3560
Свидетельство о публикации №112020306403
Лидия Сидорова 2 25.01.2021 22:49 Заявить о нарушении