Божевельный...

Старухи шепчут: "Божевельный..."
Волос грудь украшает лес.
Рубахи нет на нем нательной.
В лесу том спрятан Божий крест.

Другие называют: "Мразью!"
Но все ж... копейки подают.
Сверкает крест, покрытый грязью.
Нам без креста вообще каюк.

Не мыт, не чесан, видом страшен.
Всем задает один вопрос:
"Что сделали Вы с Русью нашей"
И грязный крест сует им в нос.

А он блестит, не хуже солнца.
"Смотрите здесь распят Христос!"
На страх их смотрит и смеется...
И прячет крест в лесу волос.

Перстами грязными лоб крестит.
"Детей - убийц Господь создал.
В грехе погрязших и  в бесчестье.
Я б за таких не умирал!

Кресты на них, как украшение.
На них висишь распятый ты.
Приходят вымолить прощение...
Кресты...кресты...кресты...кресты...

Когда то переполнят чашу.
Закончится твое терпение...
И будет гнев твой, Боже, страшен.
Крест, слышишь ты сердцебиение...

Не слышишь...Мертвецы повсюду.
Выходят толпами из церкви...
Пятак, подайте мне, Иуды!"
"НЕ БЕЙТЕ! ОН ЖЕ БОЖЕВЕЛЬНЫЙ..."


Кто такой юродивый? И что заставляет юродивого юродствовать?
Что заставило юродивого Симеона (6 в.) после 20 лет уединенной подвижнической жизни вернуться в город и бегать по нему, привязав к себе дохлую собаку? Что двигало им, когда он в воскресный день пришел в церковь и стал бросать орехи в зажженные свечи и в женщин, пытавшихся согнать его с амвона? Как смел праведник и монах есть колбасу в пост, плясать и водить хороводы с блудницами на глазах у изумленной публики?

Отчего красавица Пелагея (19 в.), надевая свой дорогой наряд для выхода в люди, вдруг стала оборачивать голову грязной тряпкой? Почему она отреклась от родных и стала молить Бога о смерти своих детей?
Что двигало юродивым Иваном Дудычкиным (19 в.), когда тот 40 дней и 40 ночей неуклонно стоял в своей хижине в молитве, так, что ноги опухли и потрескались, и куски мяса приходилось срывать руками?
Какая сила заставила Василия (15–16 вв.) разбить камнем чудотворную икону Богородицы, выставленную в Варварских вратах Китай-города, а Николу Псковского (16 в.) скакать, будто бы он ребенок, на палочке перед царем и бросать ему в лицо обвинения в том, что тот «питается кровью человеческой», забывая Бога?
Может быть, юродивый — сумасшедший, «блаженненький» с поврежденной психикой? Юрод, у-род, то есть не от рода, не такой, как все, ущербный? Анархист, бунтарь, отрицающий всякий социальный порядок, или презирающий толпу киник, возлюбивший свой разум и преклоняющийся только перед ним? Может, он просто грязный нищий, попрошайка, не имеющий и гроша за душой? Шут, фигляр, клоун на потеху толпе? Скоморох или гениальный актер, умеющий за отребьями и экспрессивными выходками скрывать свою святость и чистоту? Человек Божий, как любит говорить русский народ? Может, юродивый — великий святой, столь странным образом стяжающий свою святость? Божевольный — обменявший свою волю на Божью? Может, он — правдолюбец, обнажающий привычно прикрытые ложь и лицемерие, или же хулитель церкви, разрушающий жизнь общины и гневающий тем Бога?
Можно ли назвать юродивым современного городского бомжа? Или художника, приковавшего себя голым к ограде Храма Христа Спасителя и лающего на окружающих? Можно ли назвать юродивым экстремиста, сжигающего себя во имя идеи? Или столичного жителя, оставившего свои владения и уехавшего навсегда жить в глухую деревню?
Кто же такой юродивый и в чем причина его появления?

 

Ф.И. Гиренок,
профессор философского факультета МГУ


Рецензии
в Вас верую!
задавайте вопросы!
ищите ответы!
очень красиво пишите!

Гера Борода   01.02.2012 07:38     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.