Мария Скобцова. Неизвестны широкой публике стихи

Ахматова, Цветаева -извЕстны имена,
конечно поэтессы на наши времена(!),
талантливы, бесспорно(!),
но мне милее их
гораздо плодотворней, и красивей их,
Скобцовой у Марии небесный прямо стих.

Ей Блок писал когда-то,
и что-то посвящал,
а Анна невзлюбила
её почти с начАл.

Мария не любила
известность и пиар,
она лишь так любила, а стихи - пожар
её стихи прекрасны! её картины - блеск!
но избрала участье ХристОвое невЕст!

Вы слышали Марию?
немногие из нас
её стихи открыли,
хотя и высший класс!


Ахматова, Цветаева,
в подмётках...не слышнЫ,
такие у Скобцовой прекрасные стихи!


когда-нибудь, быть может,
про судьбы напишу,
того, отринул славу кто
однажды расскажу

______________________________________,,,,

хотели, хотели,
хотя их подруга,с которой они и знакомыми бывали,
сумела любовь отыскать и во вьюгах
Мария Скобцова ...да жили и были..

но Маша Скобцова талантливей бЫла,
хотя не писала почти, но любила
она... (по развратам она не ходила),
но лучше любила, любовь находила,

её отыскала, её и нашла
и крестным знаменьем его понесла....

её картины
http://planeta.rambler.ru/users/andrea7/42467385.html   ещё её картины
http://planeta.rambler.ru/users/andrea7/42423130.html#cut0
Мария Скобцова http://planeta.rambler.ru/users/andrea7/42422997.html


    ..."Такая живая, такая красивая,
        Но такая измученная,
        Говорите все о печальном,   
        Думаете о смерти,
        Никого не любите
        И презираете свою красоту."...

    Стихи Блока, полученные гимназисткой, - какое блистательное начало жизни! А ее конец - 31 марта 1945 года, концлагерь Равенсбрюк. Изнуренная дизентирией, голодом, простудой, мать Мария падает на проверке. Вместе с другими немощными женщинами ее отправляют в газовую камеру.
    Между этими блоковскими словами: "Такая живая, такая красивая" - и смертью мученицы пролегли годы деятельного подвижничества.
    Презирающая свою красоту, говорящая "все о печальном", юная поэтесса провидела грядущие испытания. Ее стихи исполнены предчувствием великих страданий, тягот, потерь и страшного конца земной жизни.   
    Мать Мария - таково имя, под которым осталась в людской памяти эта необыкновенная женщина. Последнее и окончательное имя, перекрывшее те, какими она звалась прежде. В девичестве - Лиза Пиленко, замужней дамой - Елизавета Юрьевна Кузьмина-Караваева, потом, во втором браке, носила фамилию Скобцова. С принятием монашества явилась мать Мария.
    За каждым именем - новый жизненный виток. Сколько ярких, прекрасных событий и сколько трагических!
    Николай Бердяев писал: "Мать Мария, с которой меня связывали дружеские отношения, была одна из самых замечательных и разнообразно одаренных русских женщин нашей эпохи. И она очень характерна для эпохи, в которую ей пришлось жить, отражая самые значительные ее течения. Она была новой душой, по-новому взволнованной. Она соединяла в себе поэта, революционера и монахиню нового типа".
    Она рано начала писать стихи. В дореволюционном Петербурге легко вошла в круг литературно-художественной элиты, стала автором двух стихотворных сборников. Это ее юность увековечил Александр Блок:
        ..."Такая живая, такая красивая,
               И презираете свою красоту."...
    Стихи Блока, полученные гимназисткой, - какое блистательное начало жизни! А ее конец - 31 марта 1945 года, концлагерь Равенсбрюк. Изнуренная дизентирией, голодом, простудой, мать Мария падает на проверке. Вместе с другими немощными женщинами ее отправляют в газовую камеру.
    Между этими блоковскими словами: "Такая живая, такая красивая" - и смертью мученицы пролегли годы деятельного подвижничества.
    Презирающая свою красоту, говорящая "все о печальном", юная поэтесса провидела грядущие испытания. Ее стихи исполнены предчувствием великих страданий, тягот, потерь и страшного конца земной жизни.
    Есть на этот счет и материнское свидетельство. София Пиленко писала о дочери: "Она с молодости была уверена, что ее ожидают мучения, мытарства, мучительная смерть и сожжение". С черным дымом лагерного крематория отлетела к небесам эта душа.
    Матери Марии выпало пережить первую мировую войну, революцию, отъезд в эмиграцию, скитальчество, смерть младшей дочери, потом старшей. Она выстояла. Ее спасением стал неутомимый труд на ниве милосердия - деятельная и разнообразная помощь бедным, бездомным, гонимым, скатившимся на дно. Когда она приняла монашеский постриг - так появилась мать Мария - то не удалилась за стены монастыря, а продолжала служение обездоленным в миру. Во время войны и фашистской оккупации она активно участвовала во французском движении Сопротивления. Затем - арест сына, которому будет суждено погибнуть в Освенциме, и собственный арест, приведший в Равенсбрюк.
    И на всем этом крестном пути, где не было ни отдыха, ни передышки, мать Мария продолжала оставаться поэтом, религиозным мыслителем, автором стихов, поэм, мистерий, статей. Как оказалось, она была еще и талантливым художником. Известны ее мастерски выполненные вышивки на религиозные темы. Сохранилась работа, сделанная летом 1944 года в Равенсбрюке. На ней в стиле старинных нормандских вышивок изображена высадка союзников в Нормандии. Но вышивками не исчерпывается ее художественный дар. Есть оснавания предполагать, что именно в те дни, когда мать Мария еще звалась Елизаветой Юрьевной и готовилась к пострижению в монахини, она писала гуашью картины религиозного содержания /некоторые воспроизведены здесь на обложках/.
    Своего часа ждало еще одно открытие. Несколько лет назад архитектор Жорж Лещенко, живущий в пригороде Парижа, обнаружил удивительную книгу. Он разбирал архив своего крестного отца - писателя и журналиста Даниила Скобцова, бывшего вторым мужем матери Марии. В бумагах, оставшихся после него, господин Лещенко нашел уникальный экземпляр книги "Монахиня Мария". Она издана в Берлине в 1937 году издательством "Петрополис". Издана скромно, на плохой, видимо дешевой, бумаге. Но книга бесценна: почти на каждой ее странице - легкие, беглые рисунки, выполненные пером и тушью. Они сделаны на полях, порой забегают на текст. Мать Мария своей рукой проиллюстрировала этот экземпляр.
    Пронизанные настроением стихов, рисунки дополняют их, усиливают их звучание. В них - все тот же мир страданий и одиночества, мир сирых, убогих, обездоленных, в который сошла мать Мария и которому она подвижнически служила.
    Репринтное издание этого единственного в своем роде экземпляра с собственными рисунками матери Марии мы предлагаем вниманию читателей. Книга воспроизведена по фотокопиям, любезно предоставленным издательству господином Жоржем Лещенко.


это лишь кратко. А вообще-то она святая православной Церкви. И даже католической тоже.


___________________


написано Николаем Бердяевым               

    М.Мария была одной из самых замечательных и одаренных русских женщин. Она характерна для своей эпохи и отражала самые характерные ее течения. Она была новой душой. Она была поэт, революционер и религиозный деятель.

    Она принадлежала революционной эпохе, была социалистом-революционером, но не принадлежала к старому типу революционной интеллигенции. Но она не приняла революции в большевистской форме. Она прошла через русский культурный ренессанс начала века, через русскую поэзию эпохи символистов, была близка с А.Блоком, ей свойственно было беспокойство той эпохи.

    Но в душе матери Марии отразились также религиозные искания и течения эпохи. Она была вольнослушательницей петербургской духовной академии. В эмиграции она была одной из немногих сочувствовавших русской религиозной философии. Она активно участвовала в Русском Христианском Студенческом Движении и отошла от него, когда в нем обнаружились очень правые течения.

    М.Мария была натурой очень активной, всегда увлеченной каким-либо делом, но никогда не удовлетворенной вполне. Потребность в религиозной деятельности привела ее к монашеству. Социальные мотивы всегда были сильны в ее религиозности. Она стремилась к созданию нового типа монашества. Эмигрантская среда была для этого очень неблагоприятной. Она стремилась все к новым формам деятельности.

    Она производила впечатление оптимистки. В ней был избыток жизни. Но когда вышел сборник ее стихов, то в них обнаружилось скорее пессимистическое и горькое чувство жизни. Стихи ее очень замечательны для характеристики ее души, также и драматические поэмы. Ее религиозность не была спокойной, в ней было что-то трагическое, была борьба с Богом, порожденная чеовеческими страданиями, сострадание и жалость. Ей не казалось легким разрешение проблемы теодицеи.

    Была еще одна черта у м.Марии, которая играла огромную роль, и с которой связана ее гибель. У нее была страстная любовь к России и русскому народу. Последний период ее жизни, период войны, был весь окрашен в цвет страстного патриотизма, который принимал крайние формы. Исключительная любовь к России к русской земле и русскому народу делали ее часто несправедливой к Западу и западным течениям. Ее мироощущение можно назвать революционным славянофильством.

    М.Мария во время оккупации была настоящей резистанткой. Помощь евреям. У меня было впечатление, что она стремилась к жертве и страданию, она хотела умереть за русский народ. Конец ее был героический. В германском концентрационном лагере она нашла для себя религиозную деятельность, которая вероятно ее больше удовлетворяла, чем деятельность в мире свободном.

http://www.stihi.ru/2010/05/24/3426


Рецензии