Права человека главная ценность его жизни!

Борьба человека за свои права по возрасту ровесница появления человеческого социума. Как только в обществе возникло неравенство, угнетение одного человека другим, так и началось перманентное сопротивление со стороны жертв социальной несправедливости, со стороны оскорбленных и униженных. Эта борьба не имеет ограничений ни во времени, ни в пространстве. Ею отмечены все исторически значимые цивилизации. Восстания рабов и бедняков сотрясали государства Древнего Мира. Далеко не случайно, что великие египетские пирамиды практически не выполнили своей исторической функции - быть усыпальницей фараонов, вечными хранительницами их мумий. Великие гробницы пусты, потому что на их мертвых обитателей-владык обрушивался   праведный гнев поздних потомков. В Спарте за свою свободу боролись илоты, на другом краю Евразии Китай сотрясали восстания "желтых повязок" и "красных бровей".Как известно, одной из важнейших причин гибели Римской империи была непримиримая борьба угнетенных за свои права, главнейшим из которых было право на свободу. Никто не помнит сегодня имен десятков императоров, повелевавших целым миром, а имя простого гладиатора Спартака известно всему миру.
Ничем не отличалось положение и в средние века. Нарушения прав человека, даже возведенные в ранг закона не могут рано или поздно не вызвать  социального взрыва. Так заполыхало пламя крестьянских войн во Франции-Жакерия, в   Германии-Томаса  Мюнцера, в Англии-Уота Тайлера. Чем, как не борьбой за права человека, были вызваны революции 17-18 веков в Англии и во Франции, где на плахах летели головы коронованных монархов, война за независимость  американских колоний, в результате которой на карте появилась величайшая держава мира. Во все времена волна революций и социальных потрясений периодически прокатывается по всей планете .В этом процессе практически участвуют все народы, представители всех цивилизаций -только простое перечисление займет многие страницы. Даже сегодня, когда пишутся эти строчки, по миру катится так называемая "арабская весна",сметающая авторитарные режимы, которые еще полгода назад казались абсолютно непоколебимыми. Объяснять эти явления борьбой между суннитами и шиитами слишком просто, если не сказать примитивно. Как говорилось в нашем недавнем прошлом: «Есть у революции начало, нет у революции конца».
Человечество мучительно пыталось найти рецепт справедливого устройства жизни. Так на древней земле Эллады родилась новая форма общественных отношений, новая форма политической жизни- демократия. Стала ли она панацеей, решила ли все проблемы в полном масштабе? Конечно, нет! И в самом демократичном обществе, к сожаленью, проблем с правами человека хватает. Означает ли это ,что демократия как политическая система себя не оправдала? Многие склонны придерживаться именно такой  точки зрения. Лучше всего им ответил своей знаменитой фразой, ставшей уже афоризмом, Уинстон Черчилль, сказавший, что демократия имеет огромное количество недостатков и что единственное ее преимущество заключается в том, что человечество ничего лучшего еще не придумало.               
 Восстания и революции стали казаться людям хирургическим средством исправления ситуации, ее радикального изменения. Так ли это на самом деле, единственное ли это действенное средство, так ли уж оно эффективно? К сожалению, нет. Проливались моря крови, гибли десятки и сотни тысяч людей, а революции часто  просто меняли знаки полюсов- что раньше было плюсом теперь становилось минусом со всеми вытекающими из этого последствиями. Наши предки и мы сами были пробным материалом для величайшего коммунистического эксперимента, проводимого на одной шестой части территории земного шара. Стало ли больше прав у граждан первого в мире социалистического государства? Об этом многое могли бы рассказать узники ГУЛАГа, жертвы репрессий, представители депортированных народов. Тема для нас слишком болезненная, чтобы о ней долго распространяться. 
 
Человечество пыталось решить эту проблему и в религиозном аспекте. Чем по сути являются крупнейшие, ведущие мировые религии- христианство, буддизм, ислам- как не попыткой установления на земле справедливого правопорядка, равенства людей, осуждения угнетения и насилия. Как христианство смогло сокрушить одну из могущественнейших империй тогдашнего мира, как развивался буддизм? Каким образом ислам,  возникший в седьмом веке за короткое  время привлек к себе сотни миллионов людей в чем была его притягательная сила? На мой взгляд, она заключалась в том, что ислам провозгласил полное равенство всех мусульман перед Аллахом! Уже не столь важно, беден ты или богат, знатен или происходишь из простонародья. Бог одинаково любит своих детей. На богатого и знатного он возлагает почетную обязанность заботы о бедняках, на сильного мужчину-заботу о слабой женщине, детях, стариках. Глубокие идеи социальной справедливости и придают исламу  огромную притягательную силу в душах более чем миллиарда жителей нашей планеты. 
       С 1950 года день 10 декабря является Международным днем  защиты прав человека. Эта  дата была введена Генеральной Ассамблеей ООН в честь принятия Всеобщей декларации прав человека. Вторая мировая война стала самой страшной и кровопролитной из всех четырнадцати с половиной тысяч войн, которые за всю свою историю вело человечество. Никогда еще прежде так массово и чудовищно не нарушались самые фундаментальные права человека и в первую очередь право на жизнь. Мировое сообщество осознало, что стоит на гибельном пути, что изменение совместными усилиями обстановки в мире стало жизненной необходимостью.
Наша республика подписала и ратифицировала важнейшие документы ООН. Это и Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международный пакт о гражданских и политических правах и Факультативный протокол к нему, как первый, так и второй, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативный протокол к ней, и многие другие документы. Разумеется, это очень важно, но гораздо важнее, чтобы подписанные документы реально работали. Это забота и государства, и многочисленных неправительственных организаций.  Сегодня ни одна страна в мире не может похвастаться идеальным положением в области прав человека. Даже лидер свободного мира- США- далеко не безупречен по отношению к афганским пленникам в Гуантанамо. Просто есть страны, где ситуация лучше, есть, где хуже, а есть, где совсем плохая. К счастью, наша страна к таким не относится, но это не означает, что у нас нет проблем.    
Остается очень острой и практически нерешаемой ситуация с правами граждан Грузии  на оккупированных территориях. На эти районы не распространяется юрисдикция  нашего государства и международным наблюдателям доступ туда воспрещен.Тем не менее, разрешение этих вопросов требуется безотлагательно. Немало работы и внутри страны. Международные организации, занимающиеся защитой прав человека, отмечая определенное движение вперед, не собираются закрывать глаза на недостатки, которые у нас обнаруживают. Ясно, что отношения властей и оппозиции должны быть подняты на более высокий уровень взаимопонимания- это стране  принесет только пользу. Особое  внимание в стране должно  уделяться национальным меньшинствам.   Азербайджанцы на территории Грузии в данный момент являются самым многочисленным меньшинством. Они компактно  заселяют регион Квемо-Картли и значительным числом проживают в Тбилиси, Кахети  и  других районах Грузии.  Наш народ имеет многовековые традиции борьбы за свободу, за равноправие и человеческое достоинство. В этом истоки нашей древней культуры. Достаточно  вспомнить наш народный эпос, два самых крупных  народных литературных произведения- дастаны «Китиби Деде Коркут» и «Короглу».Никогда наши эпические герои не служили злу, они только защищали попранные права тех, кто сам не в состоянии был это сделать. Именно так юноша Ровшан, сын ослепленного Юсуфа начинает мстить за несправедливо обиженного отца. Англичане справедливо гордятся своим Робин Гудом, а у нас есть свой не менее достойный аналог .Очень  символично, что в Грузии именем Кер -оглы названы древние крепости- одна из них вблизи Коджори .Не менее известным правозащитником  я бы назвала и знаменитого Моллу  Насреддина. Этот балагур и острослов тоже боролся с несправедливостью, защищал угнетенных  не мечом, а  острым словом, причем с не меньшей эффективностью.               
Разумеется, сегодня азербайджанцы Грузии не нуждаются в столь радикальной поддержке, но это не повод, чтобы закрывать глаза на существующие проблемы. Их круг достаточно широк. Это и проблемы кадровой политики, так как азербайджанцев почти нет в высших государственных  органах власти, были значительные трудности в обеспечении людей земельными участками. замена  азербайджанских топонимов на грузинские, определенные и довольно значительные трудности с азербайджанскими школами, куда назначались директора, не владеющие азербайджанским языком, с учебниками, педагогическими кадрами. Одним из серьезнейших факторов, препятствовавшим более активной интеграции азербайджанцев в гражданское общество было слабое владение населением государственным грузинским языком..Низкая лингвистическая компетенция, безусловно, мешала полному раскрытию духовного и интеллектуального потенциала азербайджанцев Грузии. Несмотря на то, что из их среды вышло большое количество видных политиков, деятелей искусства, военных и спортсменов, на бытовом уровне в Грузии сложился определенный стереотип азербайджанки как опоясанной шалью «баджи», торгующей на рынке зеленью. Разумеется, такие взгляды должны остаться в прошлом. Хотя, как я уже отметила выше, правозащитным организациям есть над  чем поработать, нельзя не отметить и положительные сдвиги  В Грузии на азербайджанском языке издается целый ряд газет и журналов направлений. В Марнеули действует Культурный центр азербайджанцев им. Наримана Нариманова, фольклорно-танцевальный ансамбль. В Тбилиси функционирует государственный азербайджанский драматический театр. Вне всякого сомнения, значительным позитивным явлением стало учреждение в марте 2008 года Конгресса азербайджанцев Грузии, в 2010 году появился Союз азербайджанской молодежи.                Отрадно, что с 2010 года президент Грузии М.Саакашвили объявил праздник Новруз общенациональным государственным праздником Грузии.               
                На фоне того, что происходило во время правления Звиада Гамсахурдия, когда все азербайджанцы, работающие в госструктурах, были уволены, а сотни семей или насильственно выселялись, или были вынуждены добровольно эмигрировать из страха перед националистической политикой З.Гамсахурдия. это, конечно, прогресс. А что сегодня происходит в Иране, где азербайджанцы подвергаются      беспощадной дискриминации, гонениям. Людей убивают, бросают в тюрьмы только по национальному признаку. Мы вместе с мировым сообществом должны сделать все, чтобы остановить эту кровавую вакханалию. В заключение хочу выразить полную уверенность в том, что 21 век окончательно снимет все проблемы с обеспечением прав человека во всем мире.               
 
 
   
                Сабина Алиева.


Рецензии