Наблюдения. О Любви

Я просто перечитывала Бунина... Печатала здесь отрывки , которые поразили или задели меня. Услышала разное в отношении Бунина, вплоть до того, что он не любил России, свой народ, а в конце жизни понял, что именно из-за таких как он революции происходят .. Меня сначала рассмешило сказанное, а потом...

Бунин - гений, человек чувствующий боль и за свой народ и за то, что с ним случилось. Человек образованный, знающий историю, варящийся в ней, думающий, чувствующий, видящий...Академик, Нобелевский лауреат! Бог Литературы! Бунин и есть народ! Тот народ, которого так не хватает в современной России!
 
Вот и слова Бунина. О любви:
"Народ сам сказал про себя: "Из нас, как из древа,- и дубина, и икона",- в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обрабатывает: Сергий Радонежский или Емелька Пугачев.

Е С Л И  Б Ы Я  Э Т У  "И К О Н У",  Э Т У  Р У С Ь  Н Е  Л Ю Б И Л, Н Е  В И Д А Л, И З-З А  Ч Е Г О  Ж Е  Б Ы  Я  Т А К С Х О Д И Л  С  У М А  В С Е  Э Т И  Г О Д Ы,  И З - З А  Ч Е Г О  С Т Р А Д А Л  Т А К  Б Е С П Р Е Р Ы В Н О,  Т А К  Л Ю Т О?

А ВЕДЬ ГОВОРИЛИ, ЧТО Я ТОЛЬКО НЕНАВИЖУ. И КТО ЖЕ? ТЕ, КОТОРЫМ, В СУЩНОСТИ, БЫЛО СОВЕРШЕННО НАПЛЕВАТЬ НА НАРОД,- ЕСЛИ ТОЛЬКО ОН НЕ БЫЛ ПОВОДОМ ДЛЯ ПРОЯВЛЕНИЯ ИХ ПРЕКРАСНЫХ ЧУВСТВ,- И КОТОРОГО ОНИ НЕ ТОЛЬКО НЕ ЗНАЛИ И НЕ ЖЕЛАЛИ ЗНАТЬ, НО ДАЖЕ ПРОСТО НЕ ЗАМЕЧАЛИ, КАК НЕ ЗАМЕЧАЛИ ЛИЦ ИЗВОЗЧИКОВ, НА КОТОРЫХ ЕЗДИЛИ В КАКОЕ-НИБУДЬ ВОЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО.

Мне Скабичевский признался однажды:

- Я никогда в жизни не видал, как растет рожь. То есть, может, и видел, да не обратил внимания.

А мужика, как отдельного человека, он видел? Он знал только "народ", "человечество". Даже знаменитая "помощь голодающим" происходила у нас как-то литературно, только из жажды лишний раз лягнуть правительство, подвести под него лишний подкоп. Страшно сказать, но правда: не будь народных бедствий, тысячи интеллигентов были бы прямо несчастнейшие люди. Как же тогда заседать, протестовать, о чем кричать и писать? А без этого и жизнь не в жизнь была.

То же и во время войны. Было, в сущности, все то же жесточайшее равнодушие к народу. "Солдатики" были объектом забавы. И как сюсюкали над ними в лазаретах, как ублажали их конфетами, булками и даже балетными танцами! И сами солдатики тоже комедничали, прикидывались страшно благодарными, кроткими, страдающими покорно: "Что ж, сестрица, все Божья воля!" - и во всем поддакивали и сестрицам, и барыням с конфетами, и репортерам, врали, что они в восторге от танцев Гельцер (насмотревшись на которую однажды один солдатик на мой вопрос, что это такое по его мнению, ответил: "Да черт... Чертом представляется, козлекает...")

Страшно равнодушны были к народу во время войны, преступно врали об его патриотическом подъеме, даже тогда, когда уже и младенец не мог не видеть, что народу война осточертела. Откуда это равнодушие?

Да, уж чересчур привольно, с деревенской вольготностью, жили мы все (в том числе и мужики), жили как бы в богатейшей усадьбе, где даже и тот, кто был обделен, у кого были лапти разбиты, лежал, задеря эти лапти, с полной беспечностью, благо потребности были дикарски ограничены.

"Мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь". Да и делали мы тоже только кое-что, что придется, иногда очень горячо и очень талантливо, а все-таки по большей части как Бог на душу положит - один Петербург подтягивал. Длительным будничным трудом мы брезговали, белоручки были, в сущности, страшные. А отсюда, между прочим, и идеализм наш, в сущности, очень барский, наша вечная оппозиционность, критика всего и всех: критиковать-то ведь гораздо легче, чем работать. И вот:

- Ах, я задыхаюсь среди этой Николаевщины, не могу быть чиновником, сидеть рядом с Акакием Акакиевичем,- карету мне, карету!

Отсюда Герцены, Чацкие. Но отсюда же и Николка Серый из моей "Деревни",- сидит на лавке в темной, холодной избе и ждет, когда подпадет какая-то "настоящая" работа,- сидит, ждет и томится. Какая это старая русская болезнь, это томление, эта скука, эта разбалованность - вечная надежда, что придет какая-то лягушка с волшебным кольцом и все за тебя сделает: стоит только выйти на крылечко и перекинуть с руки на руку колечко!

Это род нервной болезни, а вовсе не знаменитые "запросы", будто бы происходящие от наших "глубин".

"Я ничего не сделал, ибо всегда хотел сделать больше обыкновенного".  Это признание Герцена. "


                И. А Бунин. Окаянные Дни. 19 апреля 1918 г.


    "И цветы, и шмели, и трава, и колосья,
     И лазурь, и полуденный зной...
     Срок настанет - господь сына блудного спросит:
     "Был ли счастлив ты в жизни земной?"

     И забуду я все - вспомню только вот эти
     Полевые пути меж колосьев и трав -
     И от сладостных слез не успею ответить,
     К милосердным коленям припав."
               
                И. А Бунин


Рецензии
Я так же это чувствую, так же вижу.
Милый Бунин.

Вот, улыбнитесь!
Вы же этот АРТ из нутри воспринимаете, как ни каждый.
http://www.stihi.ru/2012/01/30/1995

Сан-Торас   31.01.2012 03:30     Заявить о нарушении
Спасибо, Торас-Сан...
Вот радость, правда! когда один взгляд..
Я улыбаюсь :)

Елена Нижний Рейн   01.02.2012 09:44   Заявить о нарушении
Киваю, Лёлечка, киваю...

Сан-Торас   01.02.2012 22:39   Заявить о нарушении