Постигнутая правда
Постигнутая правда.
«..Я люблю читать сказки различных народов: захватывающее занятие – расшифровка мировоззрения метафорами древних авторов..» - парадоксальность смысловой реакции слов
(посвящается О.Сулейменову по мотиву «АЗиЯ»)
Явлений знак узнай,
И будешь властен
(Великое Язу)
У каждого молодого поэта есть стихи и поэмы.
Время «вседозволенности» сыграло свою роль – роль индикатора в выявлении бездарной фальши и истинного таланта и мастерства. В «игре» времени стало главенствовать не желание высказаться, а стремление выигрывать, блистать во всей красе «невежества».
Глобальные образы, современная форма – вещи, поданные хладнокровным передвижением слов, украшенные лишь метафорой, остаются только образами и формой, оголенные грубо сработанными «топорными» ассоциациями, но не поэмой, заставляющей позабыть бытовуху и забыться в бытие.
Ничего кроме силы и техники удара, проявляющие собой грубо сколоченного автора, не обремененного «страдать и побеждать», «постигать и осознавать», «понять и принять», лишь призрачный путь пройденный «галопом» экскурсовода несущего свои красивые ведра через пустыню формализма, не рискуя погрузиться в глубины человеческого страдания.
Выстроенная «дамба» супротив бурной реки «мировых» слез – пространные глухонемые поэмы и обнажившиеся стишки, решившие определять новые жизненные границы форм, не дотянувшись до призрачной границы искусства. «Формы и образы лишь рычаги в проявлении истинности, ибо их изменяет только само содержание.» (О.Сулейменов «Ты - мой герой»).
Каждый художник должен найти свою личную индивидуально для него форму для полного самовыражения: материал, который им преподносится, и есть та мощь, которая взрывает литературную оболочку, порабощая ее, ибо через творение проясняется личность поэта, проступает его глубинная эрудиция.
Но разговоры о формализме не должны затормаживать процесса новаций: форма – не суть, иначе в полемике можно позабыть истинность предназначения высшего искусства в развитии человечности человечества – задача литературы, наступая на «пятки» нравственности, напомнить о духовно-душевной организации человека: разыскать в нем потерянную человеческую ценность – достоинство, которое сделает форму и содержание – мировым. «С высоты достоинства я могу увидеть все человечество..». (О.Сулейменов «Ты - мой герой»)
Да, правда – нага, но чтоб она была внята массой, приемлема к употреблению умов и «ко двору» - ее необходимо «одеть» в те «рясы» в направлении которых миссия избранна. Подать «аппетитно», чтоб в процессе «переваривания» происходило понимание, а со временем и осмысление сказанного. Эпоха «настоящего» времени диктует свои правила подачи, показывая все новые и новые грани в достижении избранной цели, озадачивая ребусами парадигм, но избранные знают: это всего лишь формы, а суть всегда одна – истинна. «Свобода поэзии – быть мудрее законов.» (О.Сулейменов «Портить отношения».).
Утихли и былые распри по поводу отставаний нашей критической мысли. Сегодняшнее положение ничуть не лучше пятидесятилетней давности: как и раньше, редакторы относятся к поэзии как придатку журналистики, хотя в молчании все осознают истинность положения дел. Поэзия удел избранных: поэтами не становятся, поэтами рождаются. Мелочность буквоедства и формализма удел редакторов, увязнувших в будней серости слов… что ж, они давно не слышат себя, но делать глухих другими – ответственность перед человеком, народом, человечеством.
«…проклинайте глухих, не имеющих зраков!
Мы уходим на поиски грубых знаков,
опозоренных вещью,
возвышенных злобой,
осененных выдохом вечности-
Словом…»
(О.Сулейменов «История и старина»)
Люди должны слышать не пустоту слов, порождающих энергию, подпитывающую психологию невежества масс. А как истинным поэтам – поставлять в народ энергию для реакции в формировании в характере человека таких черт как достоинства, чести, долга, то есть тех критериев нравственности и духовности, которые наиболее важны в закладке формирования в сознании мировоззрения.
Критик в лице редактора – это не преподаватель правописания, а учитель правдописания. Яростный учитель, мастер масштабного мировоззрения, ревнивый отец литературы, для которого работа – это не служба, а служение. Редактор с большой буквы – это человек, способный в достаточной мере управлять литературным и общекультурным процессами. Обжигать пламенем высоких характеров, героическим настоящим и прошлым народа, способствовать не только кристаллизации личностного характера и гуманистических убеждений писательского слова, но и как говорил Ш.Елеукенов «росту национального самосознания». Обладать высоким нравственным критерием, который играет особую роль, потому что культура – это, прежде всего, искусство быть Человеком среди людей.
Вечность в историческом контексте есть один миг эпохи, в которой писатель должен уметь абстрагироваться и понимать все глубокие процессы истории с ее «прогрессивными» последствиями политических компаний, не вырывая из веха истории отдельных фигур, возвеличивая их, позабыв о кровавых событиях. Потому что история есть своеобразный психологический тест, по которому определяется и мировоззрение художника, и уровень развития его личности в нравственном и политическом отношении. Не нужно превращать историю в самобытность, перекрещивая неоправданное категоричное мнение и утхлое племенное знание «случайной вести». Это удел «островного» мировоззрения, затерянного где-то посредине океана сознания, куда никакой корабль не причаливал в течение «тысячелетий». «И каждый пытается в жизни доказать, что он нормальный…боимся показаться смешными…» (О.Сулейменов «День курицы» 1967 г.).
Полагаясь лишь на личное эмоциональное отношение и безоговорочно на свидетельства летописцев, позволяя себе проникнуться их чувствами и суждениями, «пишущие» рискуют воскресить мировоззрение забальзамированного мира, принять преднаучное мышление. «Порой слишком правильная, освященная авторитетами предпосылка тормозит науку, а явно недисциплинированная, противоречащая всему комплекс вопросов одним махом, подготовить дорогу для новых честных исследователей..». (О.Сулейменов «Кочевники и культура: казахский эксперимент»).
Поэт должен быть ученым, умея вовремя освободить свой ум от бремени прежних, преднаучных суждений, расширяя свой кругозор любознательностью, внутренне чувствовать и хорошо знать, что он собирается преподносить: проницательная мысль, проявившая любопытство, отражаясь, трансформируется энергией в слово, в предмет, в музыку или жест: он создает культуру! «Как трудно даются народу гении и как легко он их теряет! Но суров закон жизни на земле: если народ не дал человечеству нескольких великих людей, он не оправдал своего существования в истории…» (О.Сулейменов «Мой Чокан»).
Настоящее по-настоящему выразимо, только когда оно становится пережитым. Ведь история – это и века, и года, и минуты назад. Сегодня проживается, вчера переживается. Трудно провести четкую грань между понятиями «история» и «современность». Потому что эта грань и есть настоящее, та движущая точка, где спонтанно кончается прошлое и постоянно начинается будущее. Пограничная полоса не только разделительная линия, но и линия соединения. Вот это диалектическое состояние борьбы и единства противоположностей (прошлого и будущего) в полной мере воплощается в настоящем, определяя прогрессивный и драматический характер личности человека, поэта, художника в его деятельности и существовании. История участвует в формировании современного мировоззрения. «Может статься, что пустотой мы называем глубину.» (О.Сулейменов «Право на ошибку»).
И только начало переустройство личного сознания ведет к переустройству мира. Воспитывая в себе широту мышления, освободив мозг от пут стандартных рассуждений, можно увидеть захватывающий дух динамику развития взгляда на вещи. И поэтому, просвещая себя, мы боремся и с невежеством вчерашнего «дня». «…изображение с одной стороны многорукого сидящего бога, представленного с тыла. Вы видите его затылок и спину, хотите узнать, какой вид имеет бог спереди, оборачивайте диск…И видите свою физиономию.» (О.Сулейменов «Чаша»).
Начало размышлений о своей судьбе неотрывно связана от судьбы всего мира. Формула любого развития при взаимозависимости это взаимоуважение и взаимодействие. Формула успеха – действие при размышлении. Потому что литература – это одна из высших мировоззренческих наук, художественно исследующая жизнь человека и общества в целом. И самое важное в этом определить свое место среди своего народа и место народа в человечестве. Личное самосознание определяется вкладом во всемирную культуру. Понимание своей природы необходимо для осознания долга и призвания – проводников процесса взаимодействия культур: сокрушая в себе комплексы превосходства, побеждать свои комплексы неполноценности. «Писатели должны восстановить многообразие летописи Мира и Любви, чтобы от многообразия лживых вер в человечество когда-нибудь придти к единству сознания». (О.Сулейменов «Война и мир»).
Творческую потенцию можно судить по качеству книжной продукции и прежде всего художественной литературы. И возможно, что большинство писателей вынуждены по условиям рынка сознательно опуститься до уровня малограмотного читателя, не принося пользы национальной культуре. Унылой картиной становится литература, когда она превращается лишь в средство для добывания средств к существованию. Великий Читатель стал причиной кризиса упрощенной литера
туры. Какой бы мы представляли поэзию средневекового Ирана, если бы Хайям и Хафиз писали исключительно для малограмотных.
Эпоха от слушателя к читателю сменилась к зрителю, что, несомненно, отразилось во всех областях духовной жизни, и сказалось на судьбе стиха, поэзии, литературы в целом. Он потерял массового слушателя, не успев приобрести массового читателя. Превращение Слушателя в Зрителя за счет читателя угрожающе растет, атрофируя мышление, когда как книга развивает зрение разума. Открытый разум порождает мудрость.
Литература – это самая выразительная модель национальной культуры. И создавать ее, пусть из самых благородных побуждений, ориентируясь на нетребовательного читателя, невыгодно для народа, ибо упрощенная литература неправдива, она отражает упрощенную действительность. И от того, какая литература ляжет на стол завтрашнего школьника, зависит его духовное развитие. Великая, отягченная мыслями словесность мускулирует сознание, формирует нравственность; облегченная расслабляет, воспитывает потребителя, а не творца. «Когда пробудится нравственность – родится и Великая литература.» (О.Сулейменов «НТР и литература»).
Каждый, кто берясь за перо, призван возбуждать творческую энергию народов, возрождать в людях нравственность, естественность человеческого достоинства, сознание всеобщей взаимозависимости как условие существования на нашей маленькой планете Земля – не упустить, не растратить, предельно использовать это редкое время, которого ждали, добивались тысячелетиями, успеть создать великие культуры, достойные наших страданий, сомнений и надежд. «Современное прочтение забытых идей, образов, традиций, как это часто бывает, может подсказать нам много нового. И это не словесный парадокс…».(О.Сулейменов «Сомнения»). У книги писателя адресат должен быть определенным – заинтересовать широкого читателя кругом проблем, результаты которых прямо обращены на воспитание мировоззрения. «Пишу эти слова с полным осознанием…и эта ответственность заставляет меня быть искренним, не стесняясь опасности непонимания…». (О.Сулейменов «Послесловие к 2 изданию»).
«Пусть не рядом, пусть не сейчас, а где-то, когда-нибудь мощный импульс, посланный во время и в пространство гением, заставит вспыхнуть зеленый глазок в чьем-то сознании…» (О.Сулейменов «Молчание в предбаннике».).
«Но мое убеждение - чтобы узнать вкус моря, не обязательно выхлебать Тихий океан, достаточно нескольких соленых брызг, занесенных порывом ветра на лицо.» (О.Сулейменов «К таблице»).
Р.S.: «Его судьба – капля, по которой узнают вкус океана».
От автора: Открывать – это значит вспоминать давно всеми забытое. И вообще нас слишком занимает, что ново, а что не ново, что было и что будет. Восточная мудрость гласит: прошедшее забыто, грядущее закрыто, настоящее – даровано! Поэтому его и зовут настоящим. Основная причина в удручающе сложившейся нынешней действительности – равнодушие тех, кто ответственен за развитие литературы и культуры в целом. И как становится порой обидно до слез и жаль, когда уходят мастера, не оставляя после себя учеников… Новость плохая, если верить в это дальше: тогда молодые писатели не выполнять своего предназначения, а мастера своего. Пора покончить с иллюзией и думать, будто все в этом мире зависит от себя – неоцененный талант и вовремя неподержанное искусство грозит угаснуть. «Чтобы сделать что-то особенное, нужно просто поверить в это, пожелать направить его, взрастить» – говорят мудрецы. Пришло время поверить молодым, поддержать их, показать дорогу, иначе дальше им придется идти одним, скитаясь в потемках «сумрачной зоны», подобно слепым щенкам, в поисках постигнутой кем-то когда-то правды ...
С уважением, Дидо (Дидош).
Свидетельство о публикации №112013008795