Верлибр и сонет - антиподы симметрии

Ефим Мандель
Верлибр и сонет - антиподы симметрии

Симметрия - мать порядка в стихах.
Речь пойдет только о формах стихотворений.
Как утверждают  ученые, большинство наук строится
на понятиях симметрии своих элементов. 
Логично и форму стиха рассматривать с помощью симметрии.
Человек, как симметричный продукт природы,
творит  гармонию стихов, наводя
в анархии словес порядок по законам,
которые целесообразно формулировать
на понятиях симметрии. Рассмотрим  на примерах
верлибров и сонетов данного альманаха
применение метода симметрии.
Итальянский и французский сонеты содержат две строфы
катрены (4 строки) и две строфы терцины (3 строки).
Первые две строфы симметричны между собой,
и последние две строфы симметричны между собой,
ибо  парочки имеют одно и тоже число строк.
Английский сонет имеет три катрены и последнюю
не симметричную с ними строфу из двух строк. 
Внутри строфы симметрия  рифм
и силлабика (одинаковое количество слогов)
у рифмующихся строк.  В каждой строке симметричное
распределение ударных слогов среди безударных.
Верлибр асимметричен во всех упомянутых элементах стиха.
У него нет никакой закономерности
по количеству строк в строфах,
нет рифм и силлабики, нет симметрии ритма.
В. Павлов написал верлибр, в котором каждая строка
является палиндромом, своего рода элемент симметрии вкрался
и в эту форму стиха. Верлибр Т. Фалалеевой содержит слова
на одинаковую букву, т.е. тоже некая симметрия.
Стих В. Дейнеко можно отнести к сонетам с кодой (с хвостом).
В нем три строфы по пять строк, в каждой из которых
рифмуются строки симметричные относительно
не рифмованной средней строки. Средняя строка
не симметричный элемент в сонете. 
Элементы акростихов
Ю. Балинова, Б. Жукова и И. Шабалиной
тоже - некая асимметрия в сонетах.
Сонет В. Алешина из 13-и строк
это асимметрия в усеченной форме.
В катренах сонета  Е. Манделя
применена андалузская рифма,
что отличает ее от рифмовки рубайат перестановкой
третьей и четвертой строк (один тип асимметрии).
Жаль, что композиторы чураются сонетов,
которые романтичны, как и романсы.
Неужели из-за несимметричности
последних строф начальным?
Вдохновляют композиторов на арии любые тексты. 
А вот П.И. Чайковский сочинил оперу
по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин",
написанного сонетами, каждый из которых состоит
из одной строфы в четырнадцать строк.
Даже на базе этих примеров
можно утверждать, что сонеты содержат
значительно меньше элементов асимметрии, чем верлибры. 
Верлибром можно написать и сказку (СКАЗКА ВЕРЫ МАНДЕЛЬ,  fac. simile).
В смысле формы верлибр и сонеты - антиподы.
С такой  точки зрения легче классифицировать
и создавать новые формы стихов.
Более подробно об этом можно прочитать
в моих статьях альманахов №2 и 3.
Дерзайте,  СТИХАРИ!


Рецензии