Обязанность стиха быть органом стыда
Итак: изучив по многочисленным кинофильмам, книгам и криминальным хроникам жизни преступного мира, можно снова вернуться к изучению жизни совершенных людей – Поэтов. Это не моё мнение. Так считают избранные авторитеты. Например, Шиллер: «Поэт» - вот единственный настоящий человек!
Владимир Высоцкий называет Поэтом и Иисуса Христа. За то, что Его убили только за слова и в 33 года. А какие это были слова! Главы Евангелия наполнены поэзией до совершенства. Именно здесь можно применить формулу поэзии, предложенную поэтом Кольриджем: «Поэзия есть лучшие слова в лучшем порядке».
И если учесть библейское «В начале было слово», то легко догадаться, что первые люди на Земле говорили только стихами, согласно ритмической основе мироздания, ритму смены дня и ночи, времён года, приливов и отливов, ритму своего сердца.
Кроме того, по определению Потебни, поэзия есть явление языка или особая форма речи. Учитывая наше время, можно добавить, что и матерщина есть особая форма речи, но эта речь не несет Божественного начала мира.
Вероятно, мат связывает современного человека, утратившего свои корни, с падшим ангелом – Люцифером и его прислужниками, темными силами разных ступеней, что даёт ему в конечном итоге озлобленность, жестокость, истерию и прочие недобрые черты. Соблазну мата, как известно, подвергся даже великий Пушкин.
Поэт проводник Божественных ритмов, по большому счёту не может быть злодеем, хотя и может нахвататься у своих сородичей – землян отдельных недостатков. Например, пьянство. Достаточно вспомнить, как описывает поэтов Александр Блок.
«Когда напивались, то в дружбе клялись,
Болтали цинично и пряно.
Под утро их рвало. Потом, запершись,
Работали тупо и рьяно».
По Блоку, поэты были пьяны и бабники, но разве в наше время нет пьяниц и бабников? Но где в то же время поэты?
Сцены, где они когда-то выступали, заполнили поп-звезды. Хотя, клянусь ни в какой, даже самой большой телескоп я не разглядел в ночном небе у звезды попу!
А как поэты выражались о своём пьянстве или о бабах!
Я пригвожден к трактирной стойке.
Я пьян давно. Мне всё – равно.
Вон счастье моё – на тройке
В сребристый дым унесено. (А.Блок)
Или – особенно мне по нраву:
Пускай, ты выпита другим,
Но мне осталось, мне осталось… (С. Есенин)
Ещё в 60 –е – 70–е годы вот такого Есенина читали простые рабочие мужики, раздавив на двоих пол – литру «Столичной». Водка и поэзия были неразлучны. И вдруг куда – то подевались целые толпы поэтов и появились толпы предпринимателей, спортсменов, бандитов и хулиганов.
В грохочущем мире, где каждый теперь кует свое счастье, никогда не упивается красотой мысли и чувства, своей трагедией души или общей драмой жизни.
Раньше поэты напрямую исповедовались своему народу. Во времена Есенина для них были доступны все кафе, рестораны и клубы. Были и специальные литературно-артистические кафе. Как например, основанный в Петербурге в 1912 году кабачок «Бродячая собака». В нём «толкались» Блок, Маяковский, Горький, Северянин, Чуковский и другие.
Вероятно здесь читал блок свою поэму(не стихотворение) «Незнакомка», где главного героя зовут «Голубой». Но тогда слово не было двусмысленные смешки. Как не осмеивалось и название кафе – кабаре в Москве «Красный петух», впрочем, переименованное в октябре в 1919году в «Питтореска».
Эти же сроки «Ассоциация вольнодумцев» (Есенин, Мариенгоф, Шершеневич) открыли литературное кафе «Стойло Пегаса»…
Можно представить, как тогда любили слово, мысль и чувство, и как ответственен был поэт за свою исповедь. Сразу вспоминается «Сорокоуст» С. Есенина, где одно грубое слово вызвало протест слушателей, и только председатель вечера уговорил публику дослушать выступление Есенина до конца.
Поэты совершенствовали в выступлениях на публике и друг перед другом.
У них были свои игры: написать стихи на заданную тему или отгадать «Чья это цитата?»
И душа работала ежедневно, чтобы, наконец, в муках, схожих с муками деторождения, появилось стихотворение. И если оно было совершенно, оставалось в Вечности. Права, как замечает Н. Гумилев, есть среди стихотворений и недоношенные или просто уродцы.
Такие стихи живут, но не вызывают любви.
Печальна была участь поэта, оказавшегося на публике с несовершенными стихами. Ведь именно от Него люди узнавали новое о Совершенном и Прекрасном – о Доблести, о Подвиге, о Славе…
О Чести, Благородстве, о Любви.
О Боге, о Свободе, об Отчизне…
Нужно было только больше узнать о поэтах. И они расскажут всё!
«Поэт в России больше, чем поэт». Разве социологи первыми рассказали народу, «Кому на Руси жить хорошо?»
Или историки поведали о подвигах Одиссея?
Разве не Есенин первым предугадал гибель деревни в строчках: «Вот сдавили за шею деревню каменные руки шоссе»?
А знаменитая строка М.Светлова: «Отряд не заметил потери бойца и «яблочко» - песню допел до конца», - как нельзя лучше характеризует рок – фестиваль в Тушино, который продолжался, как ни в чем не бывало после взрыва у билетных касс, где было убито 16 и ранено 60 человек.
Поэты были не только пророками, они умели беседовать со всем в природе. Например, М.Волошин «уговорил» утихнуть бурю, когда они с другом плыли в лодке. То, что для обывателя мертвая материя, для поэта часть разумной жизни будь то «тучки небесные, вечные странники», как у Лермонтова или обращение к ветру у Пушкина и Тютчева(«О чём ты воешь, ветр ночной?»).
Или строки о камне Н. Гумилева «Взгляни, как злобно смотрит камень»…
Обращение же к деревьям у поэтов наиболее распространённое. «Ивушка», «Рябинушка», «Березонька», «Дуб» и «Калина» давно воспеты поэтами. Может быть, поэтому Гумилёв изрёк:
«Я знаю, что деревьям, а не нам,
Дано величье совершенной жизни».
Такое заключение дает совершенный поэт и настоящий человек! И жаль, что совершенных людей ловят и отстреливают, что и происходит с ними в далеких 20-30-х.
Да, быть поэтом опасно. Возможно, поэтому сейчас поэты уже не так искренни и открыты, да и вообще ушли в тень.
Сейчас главное не Слово, а первоначальный капитал. Все суетятся и считают деньги. Но…
Прекрасное не терпит суеты.
Прекрасное должно быть величаво.
Какая же величавость в рекламных стихах или в однострочниках современного Вишневского? Поэты потихоньку сходят на нет. Даже, если их для приличия приглашают на тусовки и вечера, то главное внимание забирают себе старые авторитеты, коих теперь накопилось великое множество. Достаточно взглянуть на телепередачу «Театр + ТВ».
Но это старье противоречит главному принципу: «Сердце будущим живет, настоящее уныло». Поэт может быть только молодым. Редко кто даже из женщин
может рожать после 50-ти! И кто помнит, что создал за последние свои 25 лет Андрей Вознесенский? Но его стихи 60-х годов бессмертны.
Я не знаю как остальные,
Но я чувствую жесточайшую,
Не по прошлому ностальгию
Ностальгию по настоящему.
Даже автогениальный Эдичка Лимонов никогда не создаст стихи лучше, чем писал в юности. Да и юность свою он прохлопал, бросив стихи. Гибнуть из-за Слова уже никому не хочется. Вот за деньги (бандиты), - за удовольствие(наркоманы), пожалуйста. Поэты перешли в прозаики. Они воспевают уже не Божественное, а человеческое: товары, дела депутатов и будни катастроф. И даже если кому-то очень захочется громыхнуть своим словом в кафе, то галдящая под рок-мегаватты публика вряд ли услышит маленького, неумелого поэта. Ведь у него нет цеха поэтов или своей школы, где день и ночь шла бы работа над своим мастерством и своей душой.
«Да, совершенства в этом мире нет.
Во всем чистейшем есть нечистый след.»
(В.Шекспир)
На этих строках я заканчиваю свою попытку рассказать о настоящих людях, о Поэтах. Делаю я это с целью образумления некоторых молодых и не очень авторов, кои несут свои верши в редакции, еще не достигнув хотя бы минимального уровня поэтического мастерства.
«Обязанность стиха – быть органом стыда». (А. Вознесенский)
Поэтому ни в коем случае нельзя отнести к поэзии тексты большинства песен поп-звезд, в которых преобладают чисто физиологические явления – приседания, кряхтенье, прыжки, примитивизм желаний человеческого тела и потрясающая наглость в подаче всего этого!
Нет, Слово – это духовное начало, а поэзия есть дыхание жизни.
Свидетельство о публикации №112012810709
Юрий Алексеев 3 24.10.2014 08:58 Заявить о нарушении
Спасибо за отклик. Всего доброго и поэтичного.
Геннадий Юдин Лист Второй 24.10.2014 11:33 Заявить о нарушении