Новояз..

Новояз .. сатиры - новоязв(и)..








*   
А.Белояр. Толковый словарь демократического новояза и эвфемизмов

НОВОЯЗ

— лингвистическая система, построенная на создании новых слов в уже существующем языке, а также на изменении смысла старых слов, причём зачастую смысл меняется на прямо противоположный. Такая система используется в рамках манипуляции общественным мнением для того, чтобы подчинить себе мыслительные процессы людей, направив их в требуемое манипуляторам русло. Постепенно термины новояза заменяют собой исконные слова языка с устоявшимися коннотациями, что разрушает сам здравый смысл — люди уже сами перестают понимать, о чём говорят, как выражают свои мысли. Это связано ещё с тем, что новые слова не имеют в языке устойчивых связей, они не обладают развитыми словарными гнёздами, поэтому являются т. н. «словами-амёбами» (термин введён С. Г. Кара-Мурзой в его книгах из серии «Тропы практического разума», например [21, 32]) — словами, вклинивающимися в строй языка и нарушающими его. Поэтому даже употребление этой лингвистической системы является собой поражение в борьбе за здравый смысл, т. к. принятие языка противника или даже друга — это незаметное становление его пленником. Даже если имеется иное понимание слов, нежели чем у собеседника, то всё равно происходит впутывание в семантическую ловушку, т. к. нет владения стоящим за словом смыслом, часто многозначным и даже тайным.

Сам термин «новояз» был введён в художественном произведении Дж. Оруэлла , в котором он показывал жёсткий тоталитарный мир, в котором даже мысли человека были поставлены под полный контроль — при помощи новояза физически невозможно было подумать о чём-то крамольном, т. е. совершить «мыслепреступление».

Этот словарь помогает разобраться в тайных и явных смыслах старых слов и многих новых терминов, которые были введены (а иной раз буквально вбиты) в русский язык в последнее время.

См. также: дефолт, консенсус, перестройка, президент.

**  Сатир — Словарь изобразительного искусства — Яндекс.Словари
САТИ;Р, САТИ;РЫ (греч. satyroi) — в древнегреческой мифологии сатиры — низшие лесные божества, то же, что на Руси лешие, демоны плодородия. А. Ф. Лосев приводит необычную этимологию от греч. sairein — \"ухмыляться во весь рот... ...
Найти слова | slovari.yandex.ru/…изобразительного искусства/Сатир   13 Кб
 

   САТИ;Р, САТИ;РЫ (греч. satyroi) — в древнегреческой мифологии сатиры — низшие лесные божества, то же, что на Руси лешие, демоны плодородия. А. Ф. Лосев приводит необычную этимологию от греч. sairein — "ухмыляться во весь рот, щериться"1. Сатиры составляют вместе с менадами свиту Диониса. Их изображали на мраморных рельефах и в древнегреческой вазописи козлоногими, волосатыми, с лошадиными хвостами и маленькими рожками (сравн. вальдман).
   Сатиры равнодушны к людям, озорные и веселые, они интересовались охотой, вином, преследовали лесных нимф. Другое их увлечение — музыка, но играли они только на оргиастических, духовых инструментах, издающих резкие, пронзительные звуки, — флейте, свирели.
   Своим отцом сатиры считали Силена (в поздней античности сатиров и силенов отождествляли) или Гермеса. В мифологии сатиры олицетворяли грубое, низменное начало в природе и человеке, поэтому их представляли с уродливыми лицами — с тупыми, широкими носами, раздутыми ноздрями, взъерошенными волосами (см. Марсий).
   В изобразительном искусстве художников особенно привлекал миф о Зевсе и Антиопе. Чтобы овладеть красавицей, дочерью фиванского царя, верховный бог Зевс принял образ сатира (см. т. 1, цв. ил. 7). Также изображали сатиров, преследующих нимф, или богиню Венеру и подглядывающего за ней сатира.
   Внешне сатиры похожи на Пана, которого римляне отождествили с Фавном, божеством полей, лесов и пастбищ. Поэтому обычной стала путаница имен. Крестьяне приносили лесным божествам дары от своего урожая, вино или ягнят, оставляя их привязанными в лесу. Мифы перемежались с действительностью.
   В римской истории есть эпизод: солдаты Корнелия Суллы (I в. до н. э.) захватили в пещере в Фессалии волосатое существо с козьими ногами и лошадиным хвостом и привели его связанным к своему начальнику. Существо издавало нечленораздельные звуки и отвратительный запах, поэтому Сулла велел отпустить его на волю.
   В античной истории трудно отделить действительные факты от образов, порожденных художественным воображением. Показательно, что в развитии античного искусства, в частности скульптуры, под воздействием тенденций идеализации художественной формы сатиров и фавнов стали изображать во всем похожими на людей, даже более того — в образе прекрасных телом юношей, и только маленькие рожки или заостренные уши выдавали их происхождение. Плиний Старший упоминает о скульптурной группе "Опьянение вместе с знаменитым Сатиром, которого греки прозывают Перибо;етос"2.
   Предполагают, что "Опьянение" — изображение пьяной менады, а "Перибоетос" (греч. Periboetos — "Окруженный криками", в смысле знаменитый, прославленный) — Сатир или Эрот. Другие авторы, например Павсаний в "Описании Эллады" (1, 43:5), сообщает о статуе Праксителя из паросского мрамора: из сосуда в поднятой правой руке сатир льет вино в чашу (сохранилось более 20 реплик этой статуи, одна из них находится в дрезденском Альбертинуме; сравн. т. 2, рис. 390, 391).
   Иная статуя также приписывается Праксителю — отдыхающий сатир, прислонившийся к дереву (существуют свидетельства о 70 репликах). Фрагмент этой статуи (торс) хранится в парижском Лувре, другая реплика — в Капитолийском музее в Риме.
   Известны также "Танцующий сатир" и "Сатир на дельфине" из галереи Боргезе в Риме, "Танцующий Фавн" — бронзовая статуэтка из Помпей и другая, похожая, из Геркуланума в собрании неаполитанского музея (рис. 488, 489; сравн. т. 9, рис. 376; см. также "Фавн Барберини"). В христианскую эпоху образ сатира использовали в качестве аллегории порока — невоздержанности, распутства — под латинским названием «Luxuria" ("резвость, разнузданность").
   В назидательной литературе пересказывают сюжет "Случай с сатиром". По свидетельству Св. Иеронима (см. Отцы Церкви), во времена правления императора Константина I в лесу поймали сатира и выставили его в клетке на всеобщее обозрение. У него были человеческое тело, нижняя часть козлиная, а на голове рога. После смерти сатира поместили в солевой раствор и отправили императору. Эту историю трактуют в качестве символа завершения эпохи языческих верований и начала христианского времени (сравн. сюжет о "смерти Великого Пана" — см. Пан).
   Другая история рассказана в пьесе итальянского поэта Б. Гварини "Верный пастух" (1580—1583; см. пастораль). Сатир преследовал лесную нимфу Кориску, обвиняя ее в легкомыслии и неверности. Когда же он ее поймал, схватив за волосы, в руках у сатира остался только парик, а нимфа ускользнула. Итальянские художники XVI—XVII вв. использовали этот сюжет как аллегорию призрачности, обманчивости любви.

   Фламандские живописцы XVII—XVIII вв. включали в картины бытового жанра с изображениями кухни, снеди, охотничьих трофеев (см. трапезы) персонажи басни Эзопа "Человек и сатир" (рис. 490).
    "Говорят, что когда-то человек с сатиром решили жить в дружбе. Но вот пришла зима, стало холодно, и стал человек дышать себе на руки, поднося их к губам. Спросил его сатир, зачем он это делает; ответил человек, что так он согревает руки в стужу. Потом сели они обедать, а еда была очень горячая; и стал человек брать ее понемножку, подносить к губам и дуть. Снова спросил сатир, что это он делает, и ответил человек, что так он охлаждает кушанье, потому что ему слишком горячо. Сказал тогда сатир: „Нет, приятель, не быть нам с тобой друзьями, если у тебя из одних и тех же губ идет и тепло, и холод“"3.
   Античные писатели сообщают о серебряной чаше, на дне которой было изображение спящего сатира, выполненное, вероятно, в технике чеканки (см. торевтика). По одним сведениям — работа мастера Диодора, по другим — Антипатра (середина V в. до н. э.).
   Подобные изображения называли эмблемами. Известна эпиграмма, которую приписывают Антипатру Сидонскому или Платону:

Сном лишь охвачен сатир, его не чеканил Диодор,
Вскочит он, только коснись: чутким сном спит серебро.

   В Британском музее в Лондоне хранятся два небольших серебряных блюда с чеканными изображениями. На одном сатир играет на свирели, а менада (вакханка) — на авло;се, на другом — отбросив музыкальные инструменты, сатир и вакханка кружатся в танце. Предметы датируются началом IV в. н. э. и происходят из клада, найденного в 1945 г. в Милден-холле, графство Суффолк, Англия.

1  Лосев А. Мифология греков и римлян. М.: Мысль, 1996. С. 159.

2  Плиний Старший. Естествознание. Об искусстве. М.: Ладомир, 1994. С. 68 (XXXIV, 69).

3 Басни Эзопа. М.: Наука, 1968. С. 74 (№ 35).


Рецензии