А. А. Блок Пляски смерти
«Пляски смерти», написанные в 1912 – 1914 гг., явились блоковским развитием символизма. Суженный до минимума, распираемый страстями мир, с его «привычно-светсткой злостью», заставляет читателя не только ужаснуться (на первых порах), но и задуматься. Задуматься о том, что каждый из нас тот скелет, тот мертвец, скрывающий «… для карьеры лязг костей…». Мы видим суровый, но справедливый приговор этому миру – «Чем ночь белее, тем чернее злоба,/ И перья торжествующе скрипят». Уже нет некой Незнакомки, уже нет той Софии – вечной Мудрости, спасающей мир. Есть злобное однообразие дней и пустота человеческих душ.
«Ночь, улица, фонарь, аптека», - вот он "монотонный" мир, вот он цикл человеческой жизни, и сколько бы человек ни жил, «все будет так. Исхода нет». Мы видим, как после своей однообразной работы мертвец едет на некий бал, где у колонны встречает подругу, которая тоже мертва. Но она не мертва, как он, в ней есть малое чувство разочарования: «Усталый друг, мне странно в этом зале». Она устала от мертвой жизни, от однообразия дней. Но, «все будет так. Исхода нет».
«Он шепчет ей незначащие речи,/ пленительные для живых слова…» - вот он обман смерти, сладкий яд, разрушающий надежды. «И смотрит он, как розовеют плечи,/ Как на плечо склонилась голова…».
Весь свой цикл А. Блок строит как бы из неких картинок в коих мы видим душевное (если так можно сказать) состояние. Сначала разочарование в «мертвой» жизни, затем поиск ухода из нее, и осознание того, что это будет продолжаться вечно…
Уже скелеты ищут яд, чтобы покончить с этой жизнью, уже «… из мрака/ Фонари бегут – куда?/ Там – лишь черная вода,/ Там – забвенье навсегда…». Уже и им опостылела эта вечная пляска смерти, уже и они хотят жить – и те, кто был мертв, и те, кто умер морально или физически… Для них «все будет так. Исхода нет»!
«Вновь богатый зол и рад,/ Вновь унижен бедный…» - как исход всего хоровода смерти, словно закончилась буря, настало некое спокойствие. Как некий выход, вернее сказать, ослабление гнета злости и однообразной жизни. Но это - затишье перед бурей, перед чем-то ужасным! «Под дырявым козырьком/ Улыбается».
Следует отметить, что «Пляски смерти» написаны А. Блоком в период затишья между двумя революциями. Автор отчетливо показывает «танец» первой революции и грядущую подлость следующей. Отчетливо видны линии, соединяющие «Пляски смерти» с поэмой «Двенадцать», только первая в отличие от второй написана символами, некими примерами, сравнениями…
«Пляски смерти» - бешеный вихрь, страшный танец. Почему смерть торжествует? Почему царство мертвецов растет?! Если рассматривать это произведение под углом современности, то кажется, что это всего лишь первая глава, а дальше будет выход, попытки «отряхнуть» свое существование, победы и поражения, горе и счастье, та всепобеждающая Любовь, которая спасает человека и, наконец, восставляет человека, именно человека, не мертвеца. Человека, который чувствует. Человека, у которого есть сердце…
К сожалению, мир А. Блока не имеет надежды, но, читая, мы имеем надежду. «Пляски смерти» - то лекарство для измученных человеческих душ; это наводка к спасению, путеводная звезда, а становиться человеком или оставаться мертвецом – решать каждому:
В ее ушах – нездешний, странный звон:
То кости лязгают о кости.
Свидетельство о публикации №112012506689
Рокко Байкалов 3 30.06.2018 16:46 Заявить о нарушении