Да святится имя Твое

                Я вас любил так искренно, так нежно,
                Как дай вам Бог любимой быть другим.
                А. С. Пушкин
Что такое любовь? Чувство, судьба, случайность, смысл жизни? Пять тысяч лет никто не может ответить на этот вопрос. Пять тысяч лет все любят. Пять тысяч лет пытаются. Пять тысяч лет не могут…
Итак, что такое любовь? Пожалуй, каждый писатель создавал произведения о любви. Как правило, оно было самое выдающееся из всех.
«Гранатовый браслет» А. И. Куприна не явился исключением. Княгиня Вера Николаевна Шейна была замужней женщиной, по обыкновению праздновавшей 17 сентября именины, которые « по милым, отдаленным воспоминаниям детства она всегда  любила…  и  всегда ожидала от них чего-то счастливо-чудесного». Её муж подарил ей серьги с грушевидными жемчужинами, а сестра – старинный молитвенник, переделанный в записную книжку. Всё шло вроде как обычно, но один подарок с приложенным к нему письмом что-то перевернул в княгине Вере. «Я бы никогда не позволил себе преподнести Вам что-либо, выбранное мною лично: для этого у меня нет ни права, ни тонкого вкуса и - признаюсь -  ни денег. Впрочем, полагаю, что  и  на  всем  свете  не  найдется  сокровища, достойного украсить Вас. <…>
  Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени,
его носила моя покойная матушка. Посередине, между  большими  камнями,  Вы
увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната - зеленый гранат. <…>
Я мысленно кланяюсь до земли  мебели,  на  которой  Вы  сидите,
паркету, по которому Вы ходите, деревьям, которые Вы  мимоходом  трогаете,прислуге, с которой Вы говорите. <…>
Еще раз прошу прощения, что обеспокоил Вас длинным, ненужным письмом.
  Ваш до смерти и после смерти покорный слуга». И подпись – «Г. С. Ж».
Это письмо, написанное тайным поклонником, не то что потрясло или удивило княгиню, оно пробудило на секунду, долю секунды,  забытые чувства. Простая безделушка из дутого золота, стала для неё великим сокровищем. Почему она предпочла безделушку дорогим серьгам? Любовь, говорят, не купишь. Разве мог Желтков (так звали её обожателя) дарить ей любовь всё время? Он мог только подарить ей самое дорогое, что у него есть – браслет своей прабабки. Разве мог её муж подарить что-то подобное? Нет. Автор умалчивает, была ли та огненная любовь между Верой и её мужем. Мы знаем только, что сейчас она или потухла, или спит.
"Показать Васе или не показать? И если показать - то когда?» Словно Шекспировское «Быть или не быть». Так раздумывая, колеблется княгиня и не может отвести глаз «от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов…»
Что-то подобное, говорят, было и в семье Куприных. Тайного обожателя вычислили, и он уехал  в другой город. Но Куприн – истинный романтик, обожествляющий любовь – разве мог он так закончить? «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» - читаем мы слова генерала Аносова, любимого дедушки Ани и Веры. Желтков не мог жить без любви к Вере Николаевне, и, любя её, он застрелился. Умер, с любовью в сердце…
Больше всего поражает читателя то, с какой внутренней энергией Куприн воспевает любовь. Поистине это чудо, встретить настоящую любовь. Желтков был готов любить Веру Николаевну бескорыстно, вечно, искренне.  Наверное, именно о такой любви мечтает каждая женщина, именно такая любовь была нужна княгине Вере, именно такую любовь воспевает писатель…
«Гранатовый браслет» - это песнь любви, любви со стороны, без надежды на взаимность. Это гимн любви мужчины к женщине. Это пылкое танго. Это «Адажио» Альбинони…
Но, к сожалению ни одно литературное произведение не передаёт всю полноту чувств – всю боль человеческой души. На это способна только музыка. Она бальзам для сердца и горечь для души. Она надежда и разочарование. Она радость и грусть…
Однако, Куприн нашёл выход  «И она прочла слова, написанные знакомым почерком: "L. van Beethoven. Son. N 2, op. 2. Largo Appassionato".
Это величайшее произведение, написанное в 1794 – 1795 годах, полностью передаёт чувства княгини. Великий гений – Куприн нашёл то произведение, которое, можно сказать, сливается с его повестью.
Монотонное «шагание» баса в левой руке, на staccato sempre, одновременно и жизнь княгини и стук её сердца. Постоянная смена мотивов, соединяющих в правой руке, на tenuto sempre, со sf , передающими вздохи её души, и другими мелизмами, переходя от pp к mf, единую музыкальную мысль композитора, словно клубок чувств, соединённых в единую душевную боль,
отражает не только духовную сторону Веры Николаевны, но её суть. Взрыв чувств, который мы видим в кульминации, когда душевная и сердечная боль соединяются воедино, мы видим полную победу любви над разумом. Говорят, что она его любила долю секунды, но прочитав последнюю главу «под сонату», можно понять, что только теперь она его полюбила полностью – победив свой разум, забыв мирские преграды.
«Вспоминаю каждый твой шаг, улыбку, взгляд, звук твоей походки.  Сладкой грустью, тихой, прекрасной грустью обвеяны мои последние воспоминания.  Но я не причиню тебе горя. Я ухожу  один,  молча,  так  угодно  было  Богу  и судьбе. <…>
В  душе  я призываю смерть, но в сердце полон хвалы тебе: "Да святится имя Твое".
               
                20 декабря 2011


Рецензии

Завершается прием произведений на конкурс «Георгиевская лента» за 2021-2025 год. Рукописи принимаются до 24 февраля, итоги будут подведены ко Дню Великой Победы, объявление победителей состоится 7 мая в ЦДЛ. Информация о конкурсе – на сайте georglenta.ru Представить произведения на конкурс →