По конкурсу Самое остроумное стихотворение
Именной Конкурс Алкоры, Итоги: http://www.stihi.ru/2012/01/24/8947
Иронические стихи, статья: http://www.stihi.ru/2011/06/02/5064
Конкурс «Самое остроумное стихотворение» я мечтала провести давно. Почему? Очень люблю остроумных людей, да и - что греха таить! - всегда рада похохотать от души. А вот писать статью на тему остроумия да еще на живых примерах стихов только что проведенного конкурса – это нечто, что сродни мазохизму. Заранее готова к побитию себя камнями, причем – со всех сторон! Единственным оправданием моего опрометчивого поступка может служить только одно: я не считаю себя авторитетом в области остроумия , не являюсь профессиональным литературным критиком и пишу только о своих ощущениях от прочитанных стихов. Они вовсе не обязаны совпадать (и наверняка не совпадут!) с вашими. А вы совершенно не обязаны относиться всерьез к моему частному мнению.
Ничто так не различает людей, как их отношение к тому, что их смешит. Но и ничто другое не сближает их больше всего. Скажу больше: тем, кто ищет по жизни свою вторую половинку, пусть не ориентируется только на совпадение интересов (они у большинства счастливых пар различны!), на объем кошелька или знаний любимого ( и объем кошелька, и количество приобретенных сведений подвержены разительным переменам!) . Лучше приглядитесь, над чем весело хохочет ваш возлюбленный. И если это и вас тоже развеселит, то перед вами - ваш человек!
А смешит всех нас - разное. Вернее, разный тип смешного приводит каждого отдельного человека в восторг. Оно вообще у всех разное, это загадочное нечто – ЧУВСТВО ЮМОРА. Что это такое? Я не знаю. Могу только догадываться.
По моему представлению, остроумный человек– это умный человек. Обратное условие выполняться не обязано: не всякий умный наделен от природы чувством юмора. У некоторых людей чувства юмора нет вообще – они все воспринимают всерьез и буквально. При этом, могут быть очень умны и даже талантливы. И они нисколько не страдают, а иногда даже и не подозревают об отсутствии у себя этого странного и необязательного качества.
Наша специфическая реакция на смешное – качество врожденное, хотя и может развиваться и изменяться благодаря влиянию ближайшего окружения. Чувство юмора со временем может возрасти, но вот появиться или исчезнуть совсем – это вряд ли! Реакция на смешное, конечно, во многом зависит и от нашего настроения. Если у нас на сердце камень от разных житейских невзгод, то нам не до смеха. Хотя и тут – у всех людей по-разному. Взгляд на жизнь и на себя самого с иронией и самоиронией – это лучшее средство одоления любых невзгод. Некоторые только этим и спасаются!
После столь длинного отступления перейду к некоторой конкретике. Хотя мне ужасно хочется пофилософствовать еще, чтобы как-то отдалить начало побития меня камнями разгневанными участниками конкурса и членами жюри собственной команды. Поэтому добавлю еще несколько общих фраз (я же не мазохистка, как-никак!).
79 заявок на конкурс «Самое остроумное стихотворение» набежали за какие-то пять дней, что для меня оказалось неожиданностью. Я очень ждала заявок от немногочисленных мастеров этого жанра на нашем сайте. Но пока они раскачивались или гипнотизировали меня и себя громкими фразами типа «Я ОЧЕНЬ уважаю твои инициативы, но я в конкурсах не участвую - люблю быть первым или никаким», заявки подали те, кто без комплексов. И те, кто мастера (39 лауреатов и два грандмагистра), и те, кто участвовал впервые. И они поступили правильно. Потому что самый большой (смертный!) грех человека есть ГОРДЫНЯ. А преодолевать ее в себе, участвуя в «рискованных» испытаниях (это я о себе сейчас говорю!) – невероятно трудно. Особенно мужчинам, которые гордыней отягощены гораздо сильнее, нежели у женщины, несмотря на гораздо более развитое в них чувство юмора!
Словом, получилось то, что получилось. Конкурс мне было нужно завершать по количеству набранных мною заявок, а добрая половина пакета принятых произведений состояла из стихов, которые меня лично почему-то не веселили.
Впрочем, факт отсутствия во мне веселости мог быть моей личной проблемой. То, что авторы захотели быть участниками – это здорово, правильно и необходимо самим авторам. Жаль, только, что многие из них опрометчиво решили, что шуточные стихи – это самый легкий и простой для исполнения жанр, где все сойдет, лишь бы самому автору было весело. В итоге на суд представили и непричесанные дружеские экспромты – свои отклики, написанные вместо отзыва на чужие стихи (на мой взгляд, - не лучший способ писания отзыва!!!). То есть, стихи, где я не видела ни внятного сюжета, ни яркого и остроумного его исполнения. Да и их лексика….
Впрочем, о лексике. Абсолютно убеждена, что каждому жанру – своя особая лексика. То что совершенно не годится для лирики (сленг, пошловатое словотворчество, сокращение фраз и слов, искажение идиоматических выражений, вставка местечковых оборотов речи и т.п.), то вполне подойдет и даже ИНОГДА оживит стихи, с описанием жанровых народных сценок, шуточные стихи, стихи с иронией. Хотя и в этих случаях эти «народные» обороты нужно использовать очень осторожно и умело. Читатель – не дурак, он обязательно распознает, что перед ним – ваша собственная, авторская малокультурная , неряшливая разговорная речь или ее ироничная имитация - создание автором образа героя юмористического произведения. Первое – отвратительно даже в шуточных стихах, второе (при умелом, адекватном использовании ) может стать достоинством произведения.
Сравните:
№1
Я по берегу гуляла,
Мачо сразу увидала.
Завязалася беседа,
Встретились после обеда.
Как он пел и танцевал:
Голливуд весь отдыхал!
Я оттаяла душой:
Счастье! Будь всегда со мной!
Хорошо поотдыхала!
Только.. денежка пропала.
………………
и
№2
Мужчины! Что же вы не наливаете?!
Вон – президент сейчас заговорит!
Огурчиков соленых не желаете?
Ядреные, аж все нутро горит!
За старый год давайте… Можно водочки.
Хороший год, но свинством был богат!
А вот – салат французский – посерёдочке,
Божественный! Поэма – не салат!
Мужчины! Вон – куранты в телевизоре,
А вы все пробки тянете к себе.
Да что ж вы льете прямо на провизию,
Ведь я ее тащила на горбе!
Я, может быть, на кухне день потратила,
Чтобы красиво, вкусно, по-людски…
А вы что мне устроили на скатерти –
Мозаику из печени трески!
Ну что ж вы разлеглись в тарелки мордами?
Не потанцуешь, не поговоришь…
И некому обнять меня, не гордую,
Для храбрости напившуюся мышь!
В обоих стихотворениях авторы, казалось бы, намерено употребляют простонародные, разговорные, не литературные обороты, но это только первое впечатление: в первом случае они – авторская неаккуратная речь, а во втором – грамотная и точная стилизация, рука мастера! Сюжет в обоих стихотворениях – одинаково прост, но второе стихотворение – зримая, живая сценка, описанная с авторской иронией, где стилистика только кажется упрощенной: все выражения стихотворения присутствуют в толковом словаре (Ожигова или Даля), все - употреблены правильно и к месту. Чего не скажешь про первое стихотворение.
Грань между ироничным и пошлым поистине неуловима. И даже сюжет стихотворения в юмористических стихах – не главное. Сюжет может быть самым простым: вся наша жизнь – это простые бытовые сценки самого разного наполнения, не мы их придумали, не мы – их хотели; все, что вокруг нас, не обязательно должно нас радовать, вдохновлять или интересовать. Ироничные (или шуточные) стихи – это, прежде всего, авторский взгляд на случайно увиденное со стороны. По тому, как описал сценку автор, можно очень многое понять о нем самом – на чьей стороне его симпатии, над чем он весело смеется, где пародирует своих персонажей, вживаясь в их роли, а когда просто скучно излагает увиденное или, еще хуже, пытается хохмить на потребу своего окружения.
№3
…Пускай балбесом проучился в школе,
Но вдруг ты гений, и за полгода,-
Откроешь единую теорию поля,
Или фазовые переходы второго рода.
Забудьте на неделю про дела и заботы,
Вдруг идей в голове прорастут плантации,
Глядишь, с понедельника до субботы
Разработаете квантовую теорию гравитации!
…
Конечно, физика - предмет интересный очень,
Секреты вселенной скрыты в ней беспредельные.
Я читаю ее как детективы до ночи,
Да увы, понимаю лишь слова отдельные!
Вот они, первые признаки деградации:
Я не помню (да и вобщем, вспоминать не охота)
Теорию электролитической диссоциации,
И законы всякие вроде Бойля-Мариотта.
Эх, пойду что ли коньяку вмажу,
Что б ускорить сигналов по нейронам движение..
Падежи позабыты почти, и даже
Я таблицу помню с трудом умножения..
Я здесь не говорю о несовершенстве формы (ритм скачет), я о содержании. Честно, говоря, я совсем не поняла, что именно хочет доказать автор? Над чем он смеется? Самоирония ли это или диагноз плюс желание похохмить в узком кругу?
Во многих заявках подавались стихи, которые мне было трудно назвать шуточными. (Имейте ввиду: формального права отказать в их приеме по причине разности нашего чувства юмора у меня нет!) Ведь шуточные стихи – это когда есть попытка увидеть смешное в увиденном, а не просто стихи, написанные с улыбкой на лице.
№5
Твоя улыбка грустная,
Печальные глаза...
Ты съешь конфетку! Вкусная! -
Познаешь чудеса.
Желание исполнится,
Ты только загадай!
И светом жизнь наполнится,
И в сердце будет май!
или
№6
Синяк - вишу я неуклюже,
Хозяину я точно нужен,
Как украшение лица,
Медаль героя-молодца.
В бою неравном я получен,
А для других - несчастный случай,
На самом деле, вот те раз,
По пьянке я поставлен в глаз...
Члены нашего жюри – все, как на подбор, люди интеллигентные и хорошо образованные, - зная мою постоянную нелюбовь к грубой народной лексике, в этот раз номинировали стихи, написанные лишь изысканным русским языком - не те, что заставили их расхохотаться (уверена, что нет!) , а разные технически правильные истории с шутливой подковыкой, с неожиданным выводом, который вызывал улыбку. При этом остроумные, типично мужские и оттого яркие (но не интеллигентные с точки зрения языка) стихи, успеха не имели:
№7
В нирване дня уже четыре, не знаю, что творится в мире,
Не пью, жене не возражаю - стихи пишу, стихи рожаю;
Хороший, ласковый, примерный - небось, в раю уже наверно?
Но вместо ангелов - в палате, амбал в застиранном халате,
Таблетки в рот, азолептина, суёт - орёт: «Глотай, скотина!»
Исколот зад аминазином. «Ты почему так поздно, Зина,
Пришла, моя ты королева - ведь я же бегал не налево,
А пострадал за правду-матку. Но, впрочем, слушай по порядку:
С утра достала эта кобра - никак не удавался образ
Мне Ларионовой Татьяны; настойку выпил валерианы,
Чтоб успокоиться, но глухо - со скрипом рифма режет ухо.
Решил портвейном слог поправить… Но вдруг зашёл, имеет право,
Тот бурундук, со дна бутылки, что раньше жил в моём затылке;
И образ сам собой сложился - а бурундук, скотина, смылся,
Украв размеры, строфы, мысли. Вооружившись коромыслом,
За ним погнался - мыслей жалко; за мной архангелы с мигалкой -
Ушёл… С каким-то козлоногим поговорили мы о Боге;
Ему читал (моя стихия) - про ад, про рай. Позвали Вия -
Сыграть, на спор, хотелось в прятки, увидел рожу - сердце в пятки;
Помчался в церковь ставить свечку, а там зелёных человечков
Толпа… Страну не дам в обиду инопланетным разным гнидам!
Откуда взялись только силы - я их десятками косил, и...
Лежу - на вязках руки-ноги, в душе горит сигнал тревоги,
Вокруг - святые лица, взгляды. Поправить душу - дайте яду!
Но похмеляют здесь не лица, а зад - железным толстым шприцем;
И из углов торчат ухмылки бурундука со дна бутылки"…
"Дурак ты, милый, прост, как целка - не бурундук то был, а белка:
Орешки сгрызла, песни спеты - теперь грызёт таких поэтов».
С тех пор, как выбрался на свет, пыхтел, писал, пока не понял:
Поэт - он не совсем поэт, пока не побывал в дурдоме.
Стоит ли отрицать подобный стиль письма? Думаю, что с учетом жанра - нет. Все выражения в стихотворении №7 правильные с точки зрения языка, на лицо – имитация характерной речи ЛГ, а вовсе не авторская грубость или серость. Да, юмор - мужской, грубоватый, но все же это - юмор, в отличие от многих « шутейных» рассказов ни о чем, написанных тусклым для данного жанра языком, как например:
№ 8
Крокодилы тоже плачут
После дождичка в четверг,
Тоже плачут – это значит –
Луч надежды не померк!
Крокодил – он зверь веселый,
Тихо плещется в реке...
Не купайся, дурень, голый,
От него невдалеке!
Он заглотит, как котенка,
Только хрястнет твой костяк...
Будь ты толстый, будь ты тонкий,
Это для него пустяк!
А когда обед обильный
Вкусно весь пережует,
Отдыхая от усилий,
Слезы радостные льет...
Очень долго тихо плачет,
Очищая организм...
Совесть пробудилась – значит –
Сохраняйте оптимизм!
Попадались в пакете и очень хорошие стихи, которые уместнее назвать «городской лирикой»: рассмешить они никак не могут, разве что поднять настроение, зарядившись от бодрого настроения автора или порадовавшись его владению словом (игре с формой):
№9
На двухколесном Росинанте
Я проплываю вдоль дороги,
Где в пробках - словно мухи в Кьянти -
Рено, Субары и Чероки.
Нам дорог терпкий вкус свободы,
По силам – тропки и овраги,
Мы не знакомы с задним ходом
И тем горды, ведь мы – не раки!
Пока другие изучают
Расценки масла и бензина,
Мы можем выпить рюмку чая
И посидеть за клавесином,
Сходить на выставку Ла Тура,
А то и вовсе - на Эль Греко,
И подкачать мускулатуру,
И посетить библиотеку.
Когда же бег закончит осень,
И первый снег украсит крыши,
Мы зачехлим свои колеса
И принесем с балкона…лыжи.
Или
№10
От «до» до «ре» -
до-верчивость в иг-ре.
От «ре» до «ми» -
ре-ванш в игре с деть-ми.
От «ми» до «фа» -
ми-лиция. Гра-фа.
От «фа» до «соль» -
фа-рцовщица Ас-соль.
От «соль» до «ля» -
Соль слёз и вся «а-ля».
От «ля» до «си» -
ля-муры и так-си.
От «си» до «до» -
си-гналы либи-дО!
Что мне понравилось? Такого, чтоб пробрало до слез от смеха – не встретилось. Изящным и стильным показался «Карибский карамболь»: уж больно точно и иронично изобразил автор своего главного героя – то ли кота, то ли представителя рода человеческого в образе этого кота:
№11
он манерно сидел на орехе грецком
и луну созерцал, правый глаз прищурив:
воплощённая грация старых нэцке,
заключённая в серой брутальной шкуре.
там, внизу, как всегда, пузырились страсти,
низвергали устои и драли глотки.
там сменяли друг друга фэншуй и кастинг,
передел атлантиды, дележ селедки…
он взирал на икринки созвездий, зная:
скоро небо заполнится свежей рыбой,
заискрится, заплещется, заиграет,
словно риф на невиданных им Карибах.
там, под деревом, трое – за хвост селедкин
не на шутку схлестнулись (концептуально).
а по небу меж рифов скользили лодки,
было тихо, безветренно… клёв нормальный.
он молчал, пифагоровым сферам внемля,
только запах, ползущий по веткам снизу,
искушал и манил снизойти на землю,
заглушая дыхание горних бризов.
и, на миг оторвавшись от дум высоких,
он закинул свой невод в районе сечи,
скоммуниздив там хвост, заодно – молоки,
куртуазно вернулся к мечтам о вечном.
Каждый пример, который я здесь пытаюсь привести, для кого-то покажется неубедительным. Кому-то стихи кажутся потрясающе смешными, у кого-то - они же! - вызывают недоумение. Именно поэтому я имен авторов в своих примерах не привожу – чтобы не сеять обид или возмущений.
Рассылая пакет со стихами своей команде для голосования, я услышала от них в ответ почти поголовное разочарование – выбирать особо не из чего! Я очень люблю и уважаю свою команду, в их вкусе и компетентности не сомневаюсь. Надо же, какое единодушие, подумала я: сама с трудом нашла десяток стихов, которые меня «улыбнули», жаль, не над одним не расхохоталась до слез… Члены жюри выражали примерно те же мнения. Значит, решила я, список номинированных в этот раз будет очень коротким и для меня очевидным.
Не тут-то было! Каково же было мое удивление, когда список номинированных произведений , оказался таким же обширным, как и обычно: каждый судья посчитал «более или менее смешной» свою собственную десятку– выборку, отличающуюся и от моей, и от всех своих коллег!!! Совпадений мнений было немного. В очередной раз подтвердилась истина – представление об остроумии у каждого из нас – свое!
Итоги конкурса «Самое остроумное стихотворение» определились суммарной оценкой 9-и независимых судей. А насколько результат голосования понравится вам - я даже и предположить не могу! Юмор, как и Восток – дело тонкое….
Что касается обещанной мною на Ликбезе «Комнаты психологической разгрузки», то желание ее создать у меня не пропало. Постараюсь постепенно помещать в этот будущий раздел самые остроумные (на мой взгляд) стихи, какие попадутся мне во время моих путешествий по сайту. А вы тем временем – заготавливайте каменья!!!
С уважением, Ваша Алкора. 25.01.12.
Свидетельство о публикации №112012502480
Любовь напоминает лихорадку:
Жар поутру – и к вечеру озноб,
А осложненья тяжелы и гадки –
И отправляют некоторых в гроб.
Подхватишь ревность – и пиши пропало,
Не будешь спать то в злости, то в тоске.
Хотя она с тобой под одеялом –
А ты не веришь собственной руке.
Ещё бывает головокруженье:
Ты плохо помнишь, как попался в плен.
Ещё страшней – суставов пораженье,
Когда всю жизнь не можешь встать с колен.
Решил чудак- светило медицины
Лечить любовь, желая всем добра.
Больной вставал, излеченный вакциной,
…И доживал от силы до утра…
Станислав Фишель 12.04.2016 09:44 Заявить о нарушении