Она жила в волшебном мире сказки Елена Поленова

Она жила в волшебном мире сказки Елена Поленова

В  Государственной Третьяковской Галерее 16 декабря открылась  выставка, посвященная 160-летию (запоздало,  получается 161-летию)  со дня рождения Елены Поленовой. Елена Дмитриевна Поленова (1850–1898) — яркая талантливая художница, которая стояла у истоков формирования национально-романтического направления русского модерна и зарождавшегося символизма. Настоящая выставка — первая персональная выставка художницы после посмертной, устроенной объединением «Московское Товарищество художников» в 1902 году.Елена Поленова, сестра известного живописца В. Д. Поленова, — одна из первых женщин-художниц, получивших профессиональное художественное образование. Первые навыки она приобрела от матери, Марии Васильевны Поленовой, внучки архитектора екатерининской эпохи Н. А. Львова. Именно она пригласила к своим детям для уроков рисунком будущего известного педагога П. П. Чистякова. Елене Дмитриевне тогда исполнилось девять лет. С этого возраста вплоть до 1880 года с небольшими перерывами она обучалась в его мастерской технике рисунка и акварели. В 1879 году Е. Д. Поленова поступила в керамический класс Рисовальной школы Общества Поощрения Художеств, закончила его с большой серебряной медалью. Она первая за всю историю Рисовальной школы была командирована во Францию для усовершенствования в керамическом деле, а затем получила место преподавателя живописи по фарфору и фаянсу. В 1880–1882 годах Елена Дмитриевна училась в акварельном классе ОПХ. Блестяще овладев этой техникой, она поставила себе задачу «в целом ряде акварельных картин выразить поэтический взгляд русского народа на русскую природу, т. е. выяснить себе и другим, каким образом влиял и выражался русский пейзаж на русской народной поэзии эпической и лирической».
Переехав из Санкт-Петербурга в 1882 году в Москву, Елена Дмитриевна вместе с братом В. Д. Поленовым оказалась в центре кружка талантливой молодежи, который составляли: К. А. Коровин, И. И. Левитан, М. В. Нестеров, А. Я. Головин, С. В. Иванов, М. В. Якунчикова, И. С. Остроухов. По ее инициативе в московской квартире В. Д. Поленова были организованы «керамические» четверги.
Многие годы творческой деятельности Елены Поленовой были связаны с «мамонтовским кружком» — художниками, артистами, архитекторами, которые группировались вокруг промышленника и мецената С. И. Мамонтова (1841–1918), и среди них В. А. Серов, В. Д. Поленов, К. А. Коровин, В. М. Васнецов. С конца 1870-х годов художники этого круга часто и подолгу работали в Абрамцеве, подмосковной усадьбе Мамонтовых. Стихийно сложившийся «абрамцевский художественный кружок» сыграл большую роль в развитии национальной художественной культуры, во многом определив особенности стиля модерн в России. В 1880-е годы в Абрамцеве по инициативе Е. Д. Поленовой была собрана большая коллекция произведений народного искусства; экспонаты коллекции служили образцами для столярно-резчицкой мастерской, управляемой Е. Д. Поленовой и Е. Г. Мамонтовой. С 1885 по 1894 год Елена Дмитриевна выполнила свыше 100 проектов мебели и предметов декоративно-прикладного искусства. На представленных в экспозиции навесных шкафчиках и полочках, стульях, лавках, изготовленных по проекту Е. Д. Поленовой, можно видеть, как она преображала мотивы пейзажа в орнамент и узор для резьбы.
В Абрамцеве Е. Д. Поленова работала на пленере вместе с В. А. Серовым, И. И. Левитаном, К. А. Коровиным. На выставке представлены акварели «Зимний лес. (Вороны)» (1880-е, ГТГ), «На дворе зимой» (ГТГ), а также изображения цветов. Интерес Е. Д. Поленовой к фольклору, развитый с детства и подкрепленный В. М. Васнецовым, выражался в ее желании «подметить и выразить те художественно-вымышленные образы, которыми живет и питается воображение русского народного человека». Народные сказки в этом смысле стали для художницы богатейшим материалом для творческой фантазии и поиска нового пластического языка. Е. Д. Поленова практически первой обратилась к книжной графике, она проиллюстрировала и литературно обработала за непродолжительное время (конец 1880-х — 1890-е) более 20 народных сказок и поговорок. В абрамцевский период (1886–1889) она оформила в реалистической манере сказки «Белая уточка», «Война грибов», «Дед Мороз» и др., события которых разворачиваются на фоне пейзажей Абрамцева и его окрестностей. Из них лишь «Война грибов» была издана в 1889 году способом фототипии. Второй, созданный в стилистике модерна, костромской цикл (1889–1898) иллюстраций к сказкам «Сынко-Филипко», «Сорока-воровка», «Плутоватый мужик» и др. был опубликован в 1906 году. Е. Д. Поленова дала мощный импульс дальнейшему развитию книжной иллюстрации как самостоятельному виду искусства.
С середины 1890-х годов Елена Дмитриевна создала большое количество рисунков орнаментов. Значительная часть из них выполнялась в качестве эскизов вышивок и панно для мастерской в Абрамцеве и кустарной мастерской М. Ф. Якунчиковой в с. Соломенка Тамбовской губернии. Интерес к орнаменту отчетливо проявился и в процессе работы над символистской картиной «Зверь» (Змий. Сказка. 1895–1898, Музей-заповедник «Абрамцево»).Осенью 1897 года она разработала оригинальный проект столовой в русском стиле для дома М. Ф. Якунчиковой в Наре. Изысканное произведение «Жар-птица», представленное на выставке, является эскизом живописного панно для интерьера столовой.В Париже Е. Д. Поленова познакомилась с С. П. Дягилевым и по его заказу сделала рисунок обложки для журнала «Мир искусства». В том же журнале (1899, № 18–19), уже после смерти Е. Д. Поленовой, была опубликована первая статья, посвященная ее творчеству.
Поленова собиралась и дальше продолжать работу над сказками… Увы, её мечтам не суждено было осуществиться. В апреле 1896 года, когда она ехала на извозчике по крутому спуску к Трубной площади, пролётка налетела на рельсы конки и перевернулась. Поленова ударилась головой о мостовую, и её болезнь и смерть спустя два года были следствием этого удара. Потрясённый Василий Поленов писал: «Она неутомимо работала, можно сказать, всю свою жизнь и всё время шла вперёд, и вот, когда талант её развился и окреп, когда полная творческих замыслов она могла бы дать ещё много высокодаровитого и интересного, жестокая судьба её убивает…» .
Творчество Елены Дмитриевны, её вклад в иллюстрирование русских народных сказок были высоко оценены не только современниками художницы, но и последующими поколениями художников и зрителей. Так, народный художник РСФСР К.Ф.Юон писал: «Рисунки Елены Дмитриевны Поленовой к русским сказкам — чарующие документы о русских детях и о русской народной душе. Примитивный уклад деревенской жизни недавнего прошлого в них отражён лаконично, правдиво и трогательно. Пушкинская простота и живая образность — их неоценимое достоинство. В них слышится голос русской матери, доброй бабушки и любимой няни. <…> Лишённый стилизации их правдивый язык делает их близкими каждому русскому человеку в той же мере, как поэзию Пушкина или музыку Чайковского» .
Саму же Елену Дмитриевну признание её творческих заслуг всегда мало интересовало. Гораздо более важным для художника, для творческого человека она считала совсем другое. «Мне бы хотелось, — писала она, — не потерять двух способностей — способности помогать, воодушевлять, служить опорой и толчком к работе другим художникам. Это свойство во мне есть положительно. <…> Другая способность — это любить и верить, и увлекаться своей работой. Больше мне ничего не нужно. Конечно, оценка, поддержка, интерес других людей, особенно тех, мнением которых дорожишь, очень драгоценны, но неизмеримо важнее те силы, которые внутри живут и которые дают питание огню, горящему в душе. Лишь бы он не потухал…».
В экспозиции собраны лучшие произведения Е. Д. Поленовой: живопись и акварель, иллюстрации к русским народным сказкам, рисунки орнаментов, предметы декоративно-прикладного искусства (мебель, расписные фарфоровые блюда).
Многие из них экспонируются впервые. В состав выставки включены архивные документы, мемориальные фотографии, книги и журналы, раскрывающие особенности общественно-художественной деятельности художницы. Помимо графики и предметов декоративно-прикладного искусства из собрания Третьяковской галереи, произведения предоставлены Мемориальным историко-художественным и природным музеем-заповедником В. Д. Поленова и Художественно-литературным музеем-заповедником «Абрамцево», в которых сосредоточена основная часть творческого наследия художницы, а также Русским музеем, ГИМ, Музеем-заповедником «Царицыно», ВМДПНИ, Государственным литературным музеем. К выставке подготовлен каталог, который сегодня является единственным подробным источником информации о жизни и творчестве Е. Д. Поленовой.
http://www.tretyakovgallery.ru/ru/c...xhibitions2621/
http://artinvestment.ru/news/exhibi...a_polenova.html 


Рецензии