Гость моей страницы композитор В. Н. Успенский
«То не выпь кричит в лесу, не медведь ревёт, не хохочет то
Кикимора поганая. То из чащи из густой, из трясин-болот,
Приползла на Русь «попса» окаянная...» —
поёт в своей песне Тимур Шаов.
Лучше и не скажешь: как слизь дурманная опутала она всех и вся, ничего не дающая ни душе,
ни сердцу, но лишь бередящая наши вечные раны и болячки на уровне бездушной рефлексии, на
уровне безучастно-прикладном, на младенческом уровне: «приятно - неприятно». Главный её
признак это отсутствие содержания, художественного образа, музыкального смысла, которые
подменяются навязыванием и удержанием «комфортного» эмоционального состояния (меланхолия,
ностальгия, слёзы, томление, парение и т.п.), текстом «ни о чём», утробным бормотанием,
«криком отчаяния» и целым набором спецприёмов, рассчитанных на сиюминутную реакцию плоти.
Среди них — монотонное вдалбливание ничего не значащих слов, магическо-заговорческий
шёпот-ужас, примитивно-банальная интонация, вскрики-всплёски-шорохи, два-три аккорда из
разряда «два притопа - три прихлопа» и т.п. Массовая аудитория, не познавшая и азов
музыкального образования, а её около 90% от всех, легко «клюёт» на пикантные и
стандартные «сюжеты»: чаще всего это любовное томление во всех его плотских проявлениях,
разочарование, аффективные состояния, мистика, агрессия. Музыкальная «база» для озвучки
этих эмоциональных позиций более чем примитивна: электронно-машинные стандарты в заданном
режиме «остинато», назойливо повторяющиеся инструментальные «риффы», унылый однообразный
дряблый ритм, дебильные тексты с бесконечными «ля-ля-ля» и «трали-вали...», бесцветный
тембр, дешёвые голосовые эффекты и спецобработка естественного звука на «незвук».
Отсутствие элементарного вкуса и творческих подходов, замена настоящего профессионализма
на воинствующую дилетанщину - вот незаменимые свойства этой, легко входящей и ещё легче
выходящей, массово-психозной продукции. Изготовители её — огромный штат-клан подельщиков
и продавцов — имеют миллиардные доходы от многомиллиардной армии потребителей, ибо
«попса» сегодня затмила всё и вся и спрос на неё не притупляется: ведь не нужно никаких
усилий, никакой культуры и вкуса для её потребления, да и стоит она недорого, дёшево. Как
жвачка жуётся она и отрыгивается, не оставляя после себя никакого душевного отклика,
сердечного отзыва, эстетического наслаждения.
«Попса» от «попсовать» (словарь Даля), что значит «испортить, напакостить» и это
полностью соответствует «жанру», который вовсе не жанр, но «коммерчески ориентированный»
способ выколачивания денег из низкопробной, неоригинальной и дурнопахнущей «продукции»,
которой мы услаждаемся и упиваемся, не ведая порой, что уже зомбированы, посажены на
потребительскую иглу, лишены возможности контролировать себя, личностно опустошены и
дезориентированы. Последнее самое страшное. Но что делать, если попсовая «музыка» и денно
и нощно навязывается всеми СМИ-ТВ, звучит и снизу и сверху, предлагается везде, где чем-
либо торгуют, и никуда от неё не спрячешься, не спасёшься?
Спасёшься и вернёшься в нормальное и естественное русло-состояние, если однажды (быть
может, уже сегодня) скажешь себе: я человек, творение Божие, и достоин подлинно
человеческой Музыки, где есть, прежде всего, созидательная мысль, нравственный настрой,
душевная искренность и сердечная доверительность, где есть доброе начало и образная
выразительность, питающие воображение, и где Музыка, ностальгируя по утраченному,
восстанавливает нашу способность воспринимать этот мир как чудесно-первозданный.
Перед автором не ставится задача исследования всех негативных проявлений «попсы», как
чисто коммерческой «инициативы» предпринимателей от музыки.
Следует также определённо отделить её («попсу») от жанров популярной музыки, не
порывающей с традициями «эстрадной» музыкой 60-70-х годов, сохраняющих все признаки ЖИВОЙ
музыки, но уже с современным содержанием и новым инструментальным и исполнительским
стилем.
Анализ состояния современной массовой культуры, популярной музыки, её жанров,
исполнителей, проблематика массового культурного воспитания во всероссийском масштабе
достаточно подробно представлена в многочисленных статьях, книгах и журналах. Здесь же мы
затрагиваем самые актуальные и больные для нашего общества музыкальные проблемы...
Рок-музыка
Когда полвека тому назад возник «рок» («Rock» — англ. качать), никто и не предполагал,
что сегодня он затмит умы всем и вся, вытеснит все прочие жанры и воссядет королём и
победителем. В чём дело, в чём притягательная сила этого феномена? Ответ прост: в основе
рока лежит эффект пробуждения первобытного инстинкта «синхронного качания», когда
постоянно вращающаяся назойливо-остинатная ритмоформула (ударные) вызывает активную
плотско-мускульную реакцию + эмоциональное возбуждение, которым трудно воспротивиться,
ибо магическая сила ритма обращена к «нижним этажам головного мозга». А вот и
«заключение» экспертов: «средства психологического воздействия, применяемые в рок-музыке,
относятся к разряду сильнодействующих шоковых раздражителей, парализующих иммунный
механизм и вызывающие состояние аффекта». Таким образом, сознание отключается и
«действия» становятся бесконтрольными, а действительность окрашивается в иллюзорные тона,
подобно состоянию наркотического опьянения. Потребность испытать именно такое состояние,
выйти за пределы реальной действительности, которая не радует, но лишь томит да огорчает,
выдаёт и нравственно-интеллектуальный потенциал потребителя, которых миллионы...
Если первые образцы танцевального рока (ранний «рок энд рол») и последующие его
модификации отражали и выражали «чувство протеста против социальной и нравственной
несправедливости», всегда свойственное молодому поколению, то более поздний рок стал
добычей коммерческого вампира - рынка, что узрел в роке небывалую возможность нажить
«бешенные деньги» и не ошибся: современная «рок-индустрия» по размаху и обороту уступает
лишь ВПК (военно-промышленному комплексу). А потому и содержанием сегодняшнего рока стали
в основном мир наркотических иллюзий, стихия разрушения, секс и эротика, плотская
развязанность и вседозволенность, — иными словами, мир сатанинских вожделений и бесовских
потуг. Антидуховная суть рока, разрушающая человеческое сознание и отдаляющая тем самым
от Бога очевидны: колдовской обряд, шаманское действо современных рок-концертов по своей
отвратительно-отталкивающей сути являются верхом циничной спекуляции, надругательством
над божественной сутью человека. Оглупление же аудитории при помощи воспроизведения
языческого обряда, введение её в неуправляемое транс-состояние производится средствами
запредельными, но заимствованными из арсенала живой музыки.
Вот как это делается.
Если исследовать «средства музыкальной выразительности», используемые в роке, то
получается следующая неприглядная картинка.
1.Современные технологии позволяют извлекать из инструментов звуки с частотными
показателями, находящимися за пределами нашего слухового восприятия, но действующие на
подкорку головного мозга, что, парализуя волю, вводит в состояние прострации или же
возбуждения, доходящего до экстаза.
2. Повышенные до предела громкостные и шумовые характеристики + динамизация спецэффектов
непременно подавляют и угнетают психику, способствуя полному подчинению языческому
обряду, проявлению самоэкзальтации и т.п.
3. Как это всем известно и понятно, в рок-музыке мелодия отсутствует начисто: её заменила
«темброво-артикуляционная речитация», которая единственно и возможна в этом «жанре», ибо
традиционная мелодика, наполненная смысловым содержанием никак не вписывается в обряд,
смысловым содержанием которого является бессмыслица, поддержание бессмысленного транс-
состояния, приближающегося к шоковому безумию. И если в раннем роке мелодия ещё
присутствовала, то в рыночно-коммерческом она просто не нужна.
4. Современная рок-индустрия для эпатирования потребителя и извлечения дополнительной
прибыли привлекает целый арсенал дополнительных аксессуаров: цвето-свето-возбудители,
пританцовывающие и приплясывающие полуголые женщины (эротический аспект), карнавальное
одеяние и эксцентричное поведение рокеров (декоративный аспект), улюлюкающие и
скандирующие «группы поддержки» и многое другое. Понятно, что в этой обстановке водка,
никотин, пиво, наркотики и другие вспомогательные средства являются не только
позволительными, но и желательными. А потому грандиозные рок-зрелища-«ристалища», как
правило, заканчиваются погромами и скандалами с драматическими последствиями. И эта
вакханалия, этот узаконенный шабаш находит своих фанатичных последователей, завзятых
поклонников и защитников (потребителей), которым всё это безумно нравится и за что они
готовы отдать последние деньги. Последнее обстоятельство, это явное (не в обиду им
сказать) помешательство миллионов и миллионов можно объяснить полным отсутствием
альтернативы, возможности узнать и войти в ДРУГУЮ МУЗЫКУ, которая есть и которая рядом,
но к которой ещё надо проложить дорожку... И вина за это ложится на тех людей и те
государственные и общественные структуры, которые не только не обеспечивают эту
альтернативу, но потакают всевозможным рок-мероприятиям, рок-нашествиям, рок-фестивалям,
доводя до абсурда ситуацию в массовой культуре, которая по сути дела является
манифестацией АНТИКУЛЬТУРЫ...
Что делать?
Мы не случайно вынесли за скобки проблему массового отравления психотропными
потребительскими «жанрами» («попса» и рок-музыка). Многообразие потребительских жанров в
культуре, их история, социальные и общественные аспекты здесь опускаются. Именно «попса» и
рок-музыка являются сегодня теми катализаторами музыкального негатива, что определяют
сегодня «уровень падения и деградации» массовой культуры и сознания». Хотим мы этого или
не хотим, но должны сознаться: дальнейшее неучастие и непротивление, дальнейшее
безучастное и пассивное соглашательство с подлыми законами паука-рынка приведёт уже
завтра массовую аудиторию, и прежде всего молодое поколение, к полному вырождению
чувства прекрасного, ощущений красоты, гармонии природы и человека, дарованные нам
Творцом. Но стихия бесовская, разрушительная, будет торжествовать и подсчитывать свои
дивиденды. Необходимо, потому, в корне пересмотреть концепцию массового музыкального
воспитания на всех уровнях государственных и общественных организаций. Сегодня и
миссионерские отделы при епархиях смогли бы включить в свою работу и пункты о музыкальном
приобщении паствы (в особенности детской) к духовным родникам отечественной музыкальной
культуры. Ведь если преодолеть это засилье псевдо-культуры и псевдо-музыки, то
открывается простор для возрождения и торжества вечно живоносного фольклора, нового
расцвета авторской песни, реанимации массовых инструментальных жанров — духовых и
народных коллективов, и конечно же наша выдающаяся отечественная классическая музыка,
включая и лучшие образцы современной русской музыки, займёт, наконец, своё достойное
место в репертуаре профессионалов и любителей...
Вместо заключения
Духовная составляющая в творчестве и исполнительстве сегодня не только имеет место, но —
место первенствующее. И это отрадное явление, но, вместе с тем, стоит опасаться попыток
синтеза массовой культуры с темой духовной там, где их возможности и потенциал никак не
пересекаются.
Имеется в виду тенденция некоторых ансамблей и исполнителей-солистов соединить элементы
«попсовых» наработок с образами эпическими, православно-патриотическими, духовными. Здесь
благие цели порой могут служить больше повреждению образа, чес его утверждению. Ведь жанр
духовной песни использует специфические средства и подвластен потому лишь людям истинной
веры. То же самое можно утверждать против попыток оправдать и культивировать
«православный рок», исходя из того что рокеры тоже могут верить в Бога. Безусловно,
могут, но нельзя соединить агрессивную и разрушительную природу нынешнего рока с
мировоззрением, предлагающим созидание, всепрощение, покаяние и благостность. Сегодня
появляются основания и надежды, чего мы ждали все эти 20 лет постоянного разрушения и хаоса:
время собирать камни НАСТУПАЕТ И НАСТУПИЛО УЖЕ СЕГОДНЯ...
Владимир Успенский, композитор
декабрь 2011 г.
Статья полностью: http://рнл.рф/analitika/2012/01/24/muzyka_sredi_nas/
Добавлю от себя:
Кто-то скажет, ну и что, что "три прихлопа, два притопа", ну и что, что невидимые частоты
действуют на мою психику, главное, мне и моим друзьям это нравится и мы чувствуем себя
"единым телом", как в церкви.
Ну, церковь бывает разной. Есть и Church of Satan (церковь сатаны). И употребление
наркотика тоже ВНАЧАЛЕ приносит "кайф" и блаженство. Но всем известно, чем это блаженство
кончается. И связь с сатаной — отцом лжи, по слову Христа — не несет Жизнь, а только
смерть. Вот в этом всё дело.
И "попса" и "рок" разрушают народное сознание и как сатанинская эстетика ведут народы к
смерти и вырождению.
Здесь сайт с хорошей музыкой композиторов от А до Я для музыкального самовоспитания:
http://classic-online.ru/ru/composers/
Адриан Роум
Свидетельство о публикации №112012407597
Пожалуйста. Рад, если послужит
к удовлетворению Ваших духовных потребностей.
Всего доброго!
Адриан Роум 02.02.2012 02:47 Заявить о нарушении