О втором конкурсе прозаических миниатюр

Результаты конкурса: http://www.stihi.ru/2011/12/19/238.

**************************************************

Ребята, все мы знаем: художественная проза – искусство, она должна быть искусно "сделана". Не важно, бросается искусность в глаза или не бросается. Она должна быть, иначе проза будет нехудожественная. А нехудожественную на литературный конкурс посылать – не по адресу.

Что мы видим на конкурсе прозаических миниатюр?
У одних авторов есть цель написать искусно, у других нет.

У Валентины Китаевой есть. http://www.stihi.ru/2011/12/28/4161
Читаем начало.
"Глухая ночь. Большая оранжевая луна присела на краешек горизонта. Стоит тишина." Симметричная структура. В центре – длинное предложение. По бокам – короткие. В миниатюре такая работа с длиной предложений особенно оправдана. По смыслу слово "стоит" – не обязательно, можно сократить. А вот луна, присевшая куда-то, интересна. И что луна оранжевая – хорошо. Цвет особенный, не первый попавшийся под руку. Правда, если ночь "глухая" в смысле "темная", то оранжевая луна для темной ночи – слишком яркая. А если ночь "глухая" в смысле "тихая", зачем еще раз подчеркивать: "стоит тишина"? В общем, стоит еще поработать. И дальше, про птиц, можно улучшить. Но главный недостаток – миниаютюра не заканчивается, а обрывается. Нет у нее внутренне завершенной композиции. Получился разомкнутый фрагмент чего-то более длинного. Читатель неудовлетворен. Иной раз не зазорно читателя и подразнить, и "обмануть". Но в жанре пейзажной зарисовки – не стоит.

Завершенная миниатюра у автора Данута Рексць http://www.stihi.ru/2011/12/19/5922.
Тоже про тишину, внутреннюю. И тоже с заявкой на художественность.
Понравилась фраза: "Важно остановить бесконечный поток мыслей, отпустить все страхи, подобно колкам грифа, что отпускают натянутую гитарную струну." Зримое сравнение, с подспудным смыслом. Отпустишь страхи, как колки, – и струны души расстроятся. Привычную музыку на них уже не сыграешь. Но может быть, непривычная будет лучше.

"...услышав голос подсознания, затеешь с ним сакральный разговор.
Ниоткуда, быть может мироздания, придет ответ, быть может, приговор..."
(это, кстати, не четверостишие нам сюда принесли из-под полы?)

"Сакральный разговор" – здесь неправильно. Надо "сокровенный".
Последнее предложение умное, но нехорошо сформулировано.
Двойное использование оборота "может быть" – неряшливость.
Ниоткуда мироздания... Сложный образ, а если еще разделить словосочетание вводным оборотом, вообще нечитаемый.
"Ответ" я бы здесь не вводил без "вопроса". А про вопрос нам в этой миниатюре еще ничего не говорили. Без шуток: было бы интересно его услышать.

Как и у Дануты Рексцъ, в тексте Юрия Семецкого http://www.stihi.ru/2007/08/13-2598 конкретное (редуты, дымка) поясняют абстрактное.
"Лёгкую дымку" я бы свернул в просто "дымку". И так ясно, что лёгкая.
Есть смысловое противоречие между вторым и третьим предложениями.
"Мы можем жить настоящим сколько угодно..." – итак, МОЖЕМ.
Но ниже оказывается, что НЕ МОЖЕМ, а живем только прошлым.
Я бы исправил, введя мысль типа: мним, что живем в настоящем.
"Из своей памяти" – "своей" излишне.
"Вычеркивать из памяти" – слишком расхожий оборот. Кстати, в компьютерный век черкают мало. Все больше удаляют, вырезают. Будущие поколения нас с такими метафорами не поймут. (смайл)
Вообще сравнения хорошо бы как-то согласовать между собой. Иначе получается, что настоящее – это и редуты (укрепления), и дымка. Прошлое – и воздух, в котором исчезает дымка настоящего, и текст, который мы вычеркиваем из памяти. Слишком пестро для одной миниатюры.

Наиболее понравившиеся тексты я уже назвал на странице народного голосования.
Не Для Читателей Родившийся. Жила была ДЯДЯ. http://www.stihi.ru/2011/12/19/6098
Адела Василой. "О делах гениальных", http://stihi.ru/2011/12/19/1845
Эммануил Досада. О революции http://www.stihi.ru/2011/12/05/1778
Эммануил Досада. О родине http://www.stihi.ru/2011/12/17/1751
Августина Лил. умирать легко. http://www.stihi.ru/2011/09/03/2541
Валерия Ванина. Ловля ветра. http://www.stihi.ru/2011/12/21/4796
Казакова Наталья. Метаморфоза пролетарии Ляли. http://stihi.ru/2011/12/21/9106
Добавлю к ним еще: Валерия Ванина. Дети инстинкта http://www.stihi.ru/2011/12/24/3614.

В каждом из этих текстов можно что-то улучшить. Как и в моих собственных. В общем, работать, работать и работать. Всем нам.


Рецензии
Сергей добрый вечер.
хочу попросить Вас разобрать текст. Загадок в нём нет, как Вы уже видели это попытка совместить прозу с 5-ти стопным ямбом, кроме того текст усложнен лагоэдом и алеаторикой (её еще на проверял/ она заложена на чисто подсознательном уровне). Логаэд готов показать по первому требованию (не публикую, чтобы он сразу не отвлекал)
.
.
Как старомоден выросший у дома огромный куст, посаженный лет десять тому назад. Предутренний стук в стёкла не громок, но упрям. Восточный ветер качает ветви, колыбель двух комнат, изводит грусть. Простой букет ромашек в высокой узкой вазе привлекает беспечных лёгких бабочек-белянок. Но ни одна его в себя не влюбит и голову ему не заморочит. Весь день окно похоже на картину известного художника, возможно эпохи ренессанса. Всем открыто.
.
ОНО давно не время, не пространство. ЕМУ мал дом и откровенно тесен Мой мир и пуст Мой сад. В молочном небе ОНО уничтожает звуки песен Моих. Вино Моё не пьёт. Пьёт душу, которая всегда сладка для горьких, осенних уст ЕГО. ОНО - безлико.
.
Растрескались гранитные ступени. Рябины куст обсыпал их багровой листвой, скрыв чёрные следы от ягод. Совсем темно (что с солнцем, что без солнца). Ещё щебечут ласточки не скромно, греховно. Пусть. Не настежь, но открыто всю ночь окно. В него летит лишь мошка.
.
*** Одиночество — название, которым должно заканчиваться любое произведение.
.
.
.
с уважением,

Психоделика Или Три Де Поэзия   30.05.2012 01:17     Заявить о нарушении
Спасибо, отвечу в среду вечером.

Про логаэд: обратите внимание на определение -

Логаэды

ЛОГАЭДЫ — смешанные размеры в античной метрике, в к-рых ритмическая единица состоит из различных стоп — хореев, ямбов и дактилей, — а не из одинаковых, по обыкновению. К Л. относятся стихи: адонисов, ферекратеев, просодический, гликонов, алкеев 10-сложный и др., а также строфы асклепиадовские, сапфические и др.

В русской метрике к Л. относят такие виды тонического стиха, в к-рых число безударных между ударными слогами колеблется от двух до одного, создавая то ямбические, то дактилические группы:

"Из-за све́жих во́лн океа́на
Красный бы́к припо́днял рога́,
И бежали лани тумана
Под скалистые берега́" (Гумилев).

По существу однако здесь явление совершенно иного порядка, т. к. в античной метрике смена стоп различной длительности вызывала и смену тактов, что и определяло ритмическое своеобразие Л.; в русском же стихе это явление отсутствует, почему и самый термин основан только на внешней аналогии.
(http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le6/le6-5411.htm?cmd=2&istext=1)

Сергей Томилин 3   30.05.2012 01:07   Заявить о нарушении
Спасибо. Буду ждать.
* Чем строже, тем лучше... Я конструктивно отношусь к замечаниям, а в данном случае они нужны для работы с этим (или над другим схожим текстом). Для меня сложность данной попытки была в том, что попробовал (впервые) плотно использовать межстрочные стыки стихотворных строк (5-ти ст.ямба)

Логаэд (А/Я/Я) амфибрахий-ямб-ямб

Психоделика Или Три Де Поэзия   30.05.2012 09:57   Заявить о нарушении
Второй экспромт (в котором попробовал исключить ошибки первой пробы)
.
***
Одновременно стихли боль и ветер. Прости их ненастойчивость, их страхи, мои тревоги. Хочешь эти строки возьми и вырви с красным мясом летней зари, брось в угли поднимая искры костра до неба. Как зарос весь берег реки-молчуньи. Как давно всё это не страсть, а камыши, аир... Всё только грехи в телах вещей объятых взглядом.
.
.
***

Одновременно стихли боль и ветер................ветер прости
Прости их ненастойчивость, их страхи,..........страхи мои
мои тревоги. Хочешь эти строки.....................строки возьми.
возьми и вырви с красным мясом летней.......летней зари
зари, брось в угли поднимая искры.................искры костра
костра до неба. Как зарос весь берег...............берег реки
реки-молчуньи. Как давно всё это..…............это не страсть
не страсть, а камыши, аир... Всё только..........только грехи
грехи в телах вещей объятых взглядом.

Психоделика Или Три Де Поэзия   30.05.2012 12:12   Заявить о нарушении
лучше: в телах вещей досупных взгляду

Психоделика Или Три Де Поэзия   30.05.2012 12:19   Заявить о нарушении
Это новые для меня техники работы с текстом.
Критически рассмотреть могу только семантику и стиль.

__В первой миниатюре в предложении
"Восточный ветер качает ветви, колыбель двух комнат, изводит грусть" фрагмент "колыбель двух комнат" по смыслу неясен.

"Простой букет ромашек" - по смыслу все правильно, но "простой" кажется штампом. Типа:
"Не дари мне цветов покупных,
Подари мне букет полевых,
Чтобы верила я, чтобы чувствовал ты:
Это наши цветы, только наши цветы.

Заросло васильками небо,
А ромашки из солнца и снега,
Полевые цветы, полевые цветы,
Как простые мечты... "
(А.Ковалёв)

Если это просто материал для ритмического эксперимента - ничего страшного.

__Ко второй миниатюре замечаний нет.

__В третьей инверсия "рябины куст" показалась для прозы неестественной.

__В четвертой: "Прости их ненастойчивость, их страхи, мою тревогу" показалось по смыслу неудачным "их страхи". Получается, что у ветра и у боли есть страхи. Остальное в этой миниатюре - хорошие образы. "Доступных взгляду" - да, лучше.


Сергей Томилин 3   30.05.2012 13:19   Заявить о нарушении
Сергей, большое спасибо.
.
Пока это "просто материал для ритмического эксперимента".
По первой миниатюре свои ошибки определил так (по значимости): инверсии, ритмическая подчинённость отдельных фрагментов текста (5-ти ст. ямбу), интонационные диспропорции (количество ударных слогов в различных фрагментах текстах разное, стилистически неоправданное), не экономность в отдельных фрагментах (наличие легко исключаемых из текста слов/ что и привело к появлению штампов).
По второй миниатюре многие ошибки исключил (не до конца/ нужно больше практики). По замечанию: ветер и боль сознательно персонифицировал ненастойчивостью и страхами, состояние лир.героя отделил м.о.и__т.р.е.в.о.г.и, подкрепил это персонификацией зари (красным мясом).. дальше объяснил, что страсть (состояние, как и боль) стала как нечто вещественное - камыши, аир.. внутри всего того, что вижу - грех, тем самым закольцевал до этого выделенную тревогу (именно тревогу), т.к. моя тревога превратилась в (наприер) берег реки, волны и тут же приняла мой грех. Фрагмент был выделен, чтобы читатель его увидел/почувствовал и далее попробовал вывести всю цепочку авторских размышлений.
.
вопрос по логаэдам (правильно ли я их понимаю):
.
*** логаэд амфибрахий/ямб/ямб (из первой миниатюры)
.
у дома / огромный куст..............(А/Я/Я)
стук в стёкла / не громок, но......(А/Я/Я)
двух комнат / изводит грусть,....(А/Я/Я)
морочит / весь день окно............(А/Я/Я)
открыто / оно давно.....................(А/Я/Я)
но тесен / мой мир и пуст...........(А/Я/Я)
и песен / моих вино.....................(А/Я/Я)
для горьких / осенних уст.........(А/Я/Я)
ступени, / рябины куст...............(А/Я/Я)
от ягод / совсем темно................(А/Я/Я)
не скромно, / греховно, пусть....(А/Я/Я)
открыто / всю ночь окно.............(А/Я/Я)
.
.
*** логаэд хорей/ямб (один из двух самых короткострочных)
.
Ветер / прости …......(Х/Я)
Страхи / мои.............(Х/Я)
Строки / возьми.........(Х/Я)
Летней / зари.............(Х/Я)
Искры / костра..........(Х/Я)
Берег / реки...............(Х/Я)
Это / не страсть.........(Х/Я)
Только грехи............(Х/Я)
.
ещё один вопрос будет по алеаторике (применению полифонических единиц и их смысловой достаточности), дело в том что показанные миниатюры (если написаны правильно) являются текстовыми матрицами.. и помимо логаэдов внутри их должны быть "осевые" случайные стихи, которые распознаются/идентифицируются по ритvически заданному полиеду, во второй миниатюре это первое слово "одновременно" (0i010)
.
и просьба: в практиках появилось более 10-ти текстов, если не сложно скажите какие наиболее Вам понравились
.

Спасибо,

Психоделика Или Три Де Поэзия   30.05.2012 16:16   Заявить о нарушении
Пока коротко.
Логаэды выдержаны строго. Вообще-то по ритму таких текстов я не могу выступать с критическими замечаниями. Не вжился в их ритмически двуликую природу.
"Ненастойчивость" для ветра и боли - хорошо. "Страхи" - всё-таки надо сделать усилие, чтобы представить. С напрягом, но можно.
Желаю Вам удачи. Не смогу отвечать слишком активно, извините. Буду читать тексты на портале "3Д".

Сергей Томилин 3   31.05.2012 01:02   Заявить о нарушении