Поэзия, стихи, мнения
Н И Ж Е Г О Р О Д С К О Е Л И Т Е Р А Т У Р Н О Е О Б Ъ Е Д И Н Е Н И Е
«Ф Е Н И К С»
Записи, сделанные С. Афонским на заседаниях
В. Половинкин: «Мы все здесь учимся и учим».
17.03.2007 г.
Э.Бочкова (поэтесса, один из руководителей «Феникса» - зам. Половинкина - мэтра ): «…Слова «муж у дел» слышатся как какое-то новое слово «мужудел», какого ни в одном словаре нет».
«Надо дать себе возможность пережить то, что пишешь, на бумаге».
«Поэты – такой народ, что они требуют продукции поэзии грамотной».
В.Половинкин (поэт, руководитель ЛИТО):
«Произведение должно быть самодостаточно. .. Читатель делает с ним что хочет: читает или бросает… Стихи должны вызывать сочувствие: «я думал так же, как ты».
В.Важдаев (поэт – критик ЛИТО), разбирает стих: «Вы пишете на звучание, на декламацию. Вы ищете громкие слова и находите их… Это фокус, циркачество, игра, но не поэзия… Этот стих – красивая открытка и не более».
«Поэт сам себе создаёт законы и по ним пишет».
С.Афонский прочёл свои стихи «Тайная любовь» и «Не люби – полюби».
В.Важдаев: «Тайная любовь» - стилизация под народную песню. Второй стих – есенинское «ну целуй меня, целуй». Только Есенин изложил это в четырнадцать строк, а Афонский очень длинно… И вообще он пишет длинные стихи».
Афонский возражает: «В том есенинском стихе 28 строк, а не 14, как Важдаев сказал. В моём же стихе 32 строки – всего на строфу больше и у меня четыре темы, а не только о поцелуе и совсем не по-есенински. Я каждую изложил в восемь строк – короче, чем Есенин. Если поэт «сам себе создаёт законы», то как определять достоинство стиха количеством строк и строф?»
25.03.2007 г.
Э.Бочкова (о детском стихе про бабушку «но люблю я бабушку вовсе не за это»): «Стихи существуют не только для того, чтобы их где-нибудь применять…»
В.Половинкин: «Лучше было бы сказать БОЛЬШЕ не за это…»
«Нужно самим себе ставить препоны стихотворения заранее. Не более, скажем, двадцати восьми строк. Чтобы не было длинно».
Э.Бочкова: «Я вижу не пейзаж, а состояние души».
В.Половинкин: «Слово душа было и ругательным. И это же слово было основой нашей жизни, мира. Это понятие более широкое, чем сердце… В стихах же это смотрится иногда довольно банально. Это очень трудное слово…»
Поэт: «Стих от имени умирающего солдата звучит даже смешно – так длинно говорит».
В.Важдаев: «Это форма поэзии принята…Звучит, как репортаж с поля боя».
В.Половинкин: Простые слова, вложенные в уста умирающего, потрясают душу».
«Вражью кровь проливал…» Это звучит цинично».
Э.Бочкова: « Человек выходит на пенсию и начинает писать стихи – ему нужно себя куда-то деть».
«Стих надо перелопатить, не трогая то хорошее, что в нём есть».
Ноябрь. 2007.
Э.Бочкова (о стихах Афонского): «После Пушкина, и особенно Есенина, об осени сказать что-то новое и особенно своё – очень трудно. Есенин выражал себя в осени…или через осень».
«Станислав одновременно и художник, и поэт, и это всё в его стихах сочетается».
«Молодец – стал писать коротко».
«Ирония у Афонского выскакивает, как чёрт из табакерки».
В.Важдаев: «Длиннота стиха Станиславу плюс. Поняв преимущества коротких стихов…Но есть у него и длинные стихи, посвящённые России…»
«Фантазия» - стих проповедь».
Гавриковой досталось от Бочковой за стих «Любовь – костёр».
Гаврикова (поэтесса): «Зачем Афонский выставляет себя эдаким воином, вокруг которого вьются тёмные силы, даже жаворонок камнем падает».
В.Половинкин: «Стих «Фантазия» настолько личный, что его и обсуждать не хочется».
4.11.2007 г.
О б с у ж д е н и е к н и г и В. В а ж д а е в а «Каждому даётся горизонт».
В.Половинкин: «Стихарь» и «стихирь»?.. Что такое «стихирь» не нашёл в словарях».
«Он не прочитал эти стихи, считая их, наверное, слишком старыми… А стихи Пушкина имеют возраст?»
«В стихах нет мелочей».
« Стихи бывают настолько яркими, что недоделки в них не замечаются. Недоделок полно и в стихах великих: Пушкин, Лермонтов…»
«Тютчев сказал: точным придумать творчество не возможно».
«Анализу тонких мыслей нужно иногда сопротивляться».
«Ты строго к другим относишься, но к себе нужно относиться ещё строже».
В тексте записи автор дальнейших слов не обозначен. Возможно, нижеследующие слова – сумма сказанного поэтами «Феникса»:
«Стихи Важдаева можно назвать всего лишь стихотворчеством. В его стихах нет чуда. Большим искусством, поэзией их не назвать. В них нет никаких открытий. Нет ничего нового. Об этом многие писали. Много дежурных вещей. Он, Важдаев, умеет писать стихи, знает, как это делать. Он, судя по его стихам, о себе очень высокого мнения. Сделаны стихи красиво, но поэзии в его стихах нет».
«Злопыхательство не воспринимайте, как злопыхательство».
М.Светлов: «Книга должна выражать позицию автора».
В.Важдаев: «Меня жизнь поставила в такие условия… Критику считаю пользительной».
В.Половинкин: «Разговор состоялся. Потому что есть о чём говорить. Значит, тема задела наши чувства… Мы, правда, ждали лучшего, но не дождались…»
Э.Бочкова: «Очень мало людей понимают поэзию – два-три процента, не более».
21.09.2008.
В.Половинкин: «Я рад, что, несмотря ни на что, мы собрались. Лето было странным. Швыряло событиями. Мы можем этого и не замечать. 8 августа со стороны Грузии пахнуло холодом. Россия сделала правильно. Мы не должны писать только о погоде и природе. Мы должны быть вместе с народом. Когда умер Солженицын, русские писатели почти не приняли участия в судьбе народа – он отрицал всю советскую литературу – считал её ложью. Вот с этим я яростно не могу согласиться. Солженицын, возвратясь в Россию, не был близок народу…
Галактионова: «Литературой сегодня управляют торговые работники – они воспитатели вкуса…Сегодня литература несуразная. Им нужно что покрикливее, погрубее».
«Несколько лет назад «Литературка» была газетой не всех писателей. А «того угла» (резкий жест обеими руками вправо).
В.Половинкин: «Поэзия должна быть немножко наивной, простоватой. Когда человек начинает умничать – лицо меняется.. Предметы поэзии должны выражать какую-то мысль. Строчки должны стремиться к единому стержню. В последней строчке – озарение – смысл стиха.»
Э.Бочкова: «Вы, как художник, пишете в стихах картину, а смысла в стихе нет».
«Не надо метаться туда-сюда, где больше погладят». (Это в адрес тех, кто ходит в разные Лито за похвалой).
«Мы занимаемся литературой профессионально».
21.12.2008.
Общие впечатления о книге Ольги Зыковой.
«Стихи производят хорошее впечатление Но есть недоработки. Автор приходит сюда научится чему-то, а не себя показать. Впечатление от чтения книги – одно, а если не читать – другое».
Э.Бочкова: «Вам для чего книгу-то сделали?»
О.Зыкова: «Лучше сделать мне пока не по силам».
Э.Бочкова: «Книга больна. Кроме ваших переживаний я ничего в ней не увидела».
В.Половинкин: «Первая книга, с одной стороны, несомненный праздник, а с другой – серьёзное испытание…. Раньше книгу давали рецензенту, писавшему что (на душу ляжет…) Главное – вторая книга. Силы на неё находятся или не находятся… Потом редактору надо отдать…Можно быть и собственным редактором – и такое есть. Но на это нужно идти, только имея большой опыт. У книги должно быть своё определённое направление или несколько направлений. И, конечно, поэт может и не замечать, что отдельная строка портит стих… На вторую книгу можно идти только после того, как нос расквасят за первую книгу… Некоторые стихи у вас удались…Вы торопитесь, а торопливость успеха не добавляет».
17 мая 2008 г.
В.Половинкин: «У нас состоялось пятнадцать заседаний за сезон 2007 – 2008 годов»
«Со стороны некоторых нижегородских писателей к нашему «Фениксу» отношение прохладное: не замышляет ли чего против… Мы руководствуемся в своей учёбе стремлением сохранить приоритет нашей классической поэзии. Не рвёмся в модернистскую накипь и сохраняем лучшие традиции советской поэзии – в ней было много замечательных поэтов. Пока я руковожу «Фениксом» – так оно и будет. Не нравится – уйдите. Идите в другие места.
Был на вечере одной известной поэтессы. Поразило её отношение к поэзии. Она живёт в выдуманном мире – ушла от действительности».
Э.Бочкова: «Сейчас в Нижегородской области считают себя поэтами четыре с половиной тысячи человек. Считают… Ну, считайся чем угодно и сколько угодно».
«Если мы вам в «Фениксе» что-то дали – мы очень этому рады».
« Получил премию Горького А.Фигарев».
« Когда Володя Важдаев выйдет из своих личных переживаний, мы ему купим торт».
В.Половинкин (о чьём-то стихе): «Видно, что стих сочинялся «на бегу». Но на бегу стихи получаются только у гениев…»
В.Важдаев: «В этих стихах – разрозненные словеса из разных высоких сфер».
Э.Бочкова: «Вам стихи – игрушечка для себя, любимого – разгрузка психологическая».
В.Половинкин: «Самоирония в стихах всегда привлекает».
«Читателю не интересен стих, в котором нет автора».
Э.Бочкова: «Настоящий творец всегда из ничего сделает нечто».
В.Половинкин: «Вы пишете: «Волга – спящая царевна-девственница…» Не может быть Волга, которую наш народ называет матушкой, быть царевной-девственницей. Мы – дети Волги».
Э.Бочкова: «Играть словами надо умеючи. Выбросьте изысканность фраз».
5.10.2008 г.
В.Половинкин: «Стих должен быть современным, даже если он о чувствах… С другой стороны, перечень деталей мешает воспроизвести чувство».
«О Союзе писателей…Ну, что тут можно сказать… раньше в нём были люди общеизвестные, которые работали в литературе зримо для других. Сегодня очень много, извините, лезет из районов. На семинарах принимают в Союз без предварительного голосования…И, по правде говоря, без достаточных оснований.
На собрания СП приехать сегодня сложно – очень дорогие гостиницы. У самого СП денег нет. Из районов приехать затруднительно…
Сегодня Союз писателей неспособен к омоложению писателей за счёт Союза писателей. Преимущество в возрасте: чем моложе – тем лучше… До тридцати пяти лет».
«Вы слишком мало знаете о том, что рассказываете».
Пронин (поэт): «От чего можно отрекаться на свете? От всего».
В.Половинкин: «Надо дать понять читателю своим стихом – в чём же тут дело. Надо отдавать себя читателям».
После чтения своих стихов Важдаев неожиданно встаёт и разбирает свои сочинения по косточкам.
В.Половинкин: «Ты, Володя, что-то попытался нам сказать, но так и не сказал… Нет Эльвиры Бочковой – она бы тебе сказала…»
«Надо бороться за то, чтобы каждое слово было весомо».
23.11.2008 г.
Э.Бочкова: «Каков бы возраст Половинкина ни был – он всегда нужен».
О стихе Валентина Устинова: «Развёрнутое стихотворение, которое движется во времени».
(Читает вслух стих-поэму. Важдаев, ярый сторонник коротких форм, судя по лицу, страдает).
«Доигрались иногда до дегенеродства…»
«Убирай повторы!»
«Нельзя совмещать название стиха с посвящением»
« Стихотворение – не ребус, не шарада. В нём всё должно быть понятно читателю».
«Станислав письмо в Союз писателей написал об этом, как его…фестивале иронии. Я согласна. Правильно написал. Я сама такая…»
18.01.2009.
В начале заседания разговор о спаивании поэтов.
Э.Бочкова: «Спаивают намеренно».
В.Половинкин: «Пьянство и у поэтов – русское безумие».
В.Половинкин: «Первое стихотворение – придуманное. Второе – более прочувствованное»
«Стих должен что-то обозначать. Нужна какая-то сверхзадача».
Э.Бочкова: «Выходит похоже на плагиат. Это чисто человеческое восприятие. Это к
поэзии не имеет никакого отношения».
«Поход в церковь более безопасен, чем творчество».
«В стихе не виден образ поэта».
«Ваша речь не соответствует принятым поэтами формам».
В.Важдаев: «Маска – нет человека. То я – лирик, то, пожалуйста, хохмач. Один стих – лирический, другой – сатирический».
В.Половинкин: «Я всегда далёк от вынесения приговора».
Э.Бочкова: «В стихе нет интриги».
« Филология и поэзия – вещи разные. Если вы филолог по профессии –
забудьте о том, что вы филолог. Эта профессия вам не поможет, а только
помешает в творчестве».
В.Важдаев: «Для чего такое начало стиха? Чтобы мы тут все удивились и упали?»
17.05.2009.
Э.Бочкова: «Этот человек стихи пишет не по потребности души, а по привычке – это стало образом жизни».
В.Половинкин: «Не выбрасывайте «старые» стихи – отложите просто – вы ещё вернётесь к ним – доработаете».
«Надо концентрировать мысль – без многословия».
Э.Бочкова: «Кому можно не хотеть показать весь тираж своих стихов?..»
В.Половинкин: «Друзья. А где тут что-то, что бы загоралось – сырело?» (О стихе)
«Не выверенные, не взвешенные слова не употребляйте в стихах. Надо иметь более завершённые слова».
Записи велись для себя. Отдельными фразами. Не для публикации.
Свидетельство о публикации №112012208506